НАЧИНАЮЩЕМУ УЧИТЕЛЮ
(методическое приложение)
"История родного края" — один из учебных предметов в средней школе. Согласно программе, краеведческие уроки ведутся в 8-м классе в течение всего учебного года по одному уроку в неделю. Уроки краеведения не только знакомят учащихся с историей родного края, но также углубляют представления школьников по истории России, делают их наглядными, более понятными, а следовательно, и лучше запоминающимися.
Учебно-методическое пособие для средней школы "История Воронежского края" дает учителю возможность использовать краеведческий материал в любой форме. Пособие подразделяется на 4 раздела. Каждый раздел делится на главы. В рамках каждой главы материал дается таким образом, чтобы учитель мог положить в основу урока текст всей главы либо ее наиболее значимой части. Отдельные главы и части глав можно не привлекать к проведению самостоятельных краеведческих уроков, но использовать по ходу уроков на общероссийские темы.
Каждая глава заканчивается перечнем вопросов и заданий для повторения изложенного в главе текста. Кроме того, даются отдельные документы, а также фрагменты из документов, статей и книг. Вопросы и задания помогут учащимся выделить стержневые моменты изучаемых тем по краеведе-
нию. Документы и материалы помогут учителю организовать работу учащихся с историческим источником, что важно, так как вырабатывает у учеников умение анализировать материал, делать самостоятельные обобщения и выводы.
Урок исторического краеведения, как и любой другой урок, — это творческий процесс учителя и его учеников. Как построить урок, с чего начать, на чем акцентировать внимание, как организовать работу учащихся, какую им выделить роль на уроке, какие задать вопросы, — все это зависит от каждого конкретного учителя, целей и задач, которые он ставит перед уроком, эмоционального настроя класса на урок истории вообще и краеведческий урок в частности. В разделе пособия "Начинающему учителю" автор пытается, опираясь на опыт современных педагогов-новаторов, известных ему школьных учителей истории и собственный опыт работы в школе, дать свое понимание возможного использования краеведческого материала в процессе обучения, оказать первую помощь учителю, только ступившему на сложный, трудный, но интересный и благодарный путь в школу. В конце пособия учителю предлагается широкий круг научной и популярной литературы по истории Воронежа и Воронежского края.