Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств (IX-XIII вв.) (для учителя)

Автор пособия призывает учителя истории исполь­зовать школьную программу творчески. На основании име­ющегося материала учитель не может дать полного пред­ставления о развитии Воронежского края в IX — XIII вв. Мы располагаем более полными, но мало отличающимися от школьного учебника сведениями о славянских поселе­ниях в пределах края в период Киевской Руси и отдельны­ми сведениями-упоминаниями о "Воронеже" в XII — XIII вв.

К тому же эти сведения не всегда имеют единое толкова­ние в научной и краеведческой исторической литературе.

Думается, правильнее будет, если учитель введет крае­ведческий материал главы 2 пособия постепенно при изуче — лии школьного учебника по истории России. Например, рас­сказывая о славянских племенах и их соседях, учитель по­путно говорит о славянских поселениях и кочевых племенах в пределах современного Воронежского края в IX — XI вв. (последняя часть главы 1 и первая часть главы 2 пособия). При этом следует показать примерные границы Воронежского края на карте Древнерусского государства, чтобы учащиеся представляли, какая часть края в IX — XI вв. входила в состав Руси, а какая была занята кочевниками.

Не нужно бояться говорить учащимся о спорных и не­решенных вопросах в истории Руси и истории Воронежско­го края в том числе. Это приучает детей думать, восприни­мать историю как живую, развивающуюся науку.

При рассмотрении сложных вопросов о складывании раннефеодальных отношений у восточных славян можно так­же привлекать материал главы 2 пособия (первая часть); по­казать, что хозяйство и общественные отношения у славян, живших в это время в Воронежском крае, были очень похо­жи на хозяйство и общественные отношения у славян в дру­гих районах Руси.

При изучении темы "Возникновение самостоятельных русских княжеств" учащимся будет интересно узнать о том, что в 1177 г. слово "Воронож" впервые упоминается в рус­ских летописях. Яркий рассказ учителя о битве на речке Ко — локше и о событиях, последовавших за ней, можно завер­шить решением головоломки на тему "1177 г.". Если на уроке не осталось времени на отгадывание, учитель предлагает учащимся решить головоломку дома. Проверка головолом­ки обязательно включается учителем на следующем уроке в процесс проверки домашнего задания. За правильное ре­шение задачи ученик получает отличную оценку.

№ 3. Головоломка «1177 г.»

2

8

6

7

3

5

1

4

—1

J

I

В прямоугольниках разнообразной конфи­гурации нужно разместить 8 слов так, чтобы в кружках слева направо можно, было прочитать слово, обозначающее историко-литературные произведения Древней Руси, в которых впервые в 1177 г. упоминается слово «Во­ронеж». 1. Река, на которой 20 февраля 1177 г. произошла битва между воинами вла­димирского князя Всеволода и рязанского кня­зя Глеба. 2. Прозвище владимирского князя Всеволода. 3. Имя отца жены рязанского князя Глеба. 4. Куда бежал один из братьев жены рязанского князя Глеба? 5. Имя князя, бежав­шего после битвы в рязанские земли. 6. Сто­лица Руси во времена битвы 1177 г. 7. Князь — союзник рязанского князя Глеба в походе на Владимир в 1177 г. 8. Чем закончился для рязанского князя Глеба поход 1177 г.?