Воронежский край в период начавшегося разложения феодализма и развития капиталистических отношений в России во второй половине XVIII века (для учителя)

Возможные варианты урока.

Вариант 1

Перед объяснением объявленной темы учитель пишет на доске вопросы: 1. Какие новые явления в развитии хозяй­ственной жизни Воронежского края второй половины XVIII

в. вы заметили? 2. Почему жители Воронежской губернии второй половины XVIII в. поднимались на борьбу с помещи­ками? 3. Каким вы представляете себе город Воронеж сере­дины — второй половины XVIII в.? Учитель просит учащих­ся по ходу рассказа дать краткие письменные ответы на по­ставленные вопросы. В конце урока ученики зачитывают свои ответы. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Вариант 2

На самостоятельный краеведческий урок учитель вы­носит только часть главы 6 пособия, а именно историю куль­

туры Воронежа и Воронежского края середины — второй по­ловины XVIII в. Остальной краеведческий материал учитель привлекает при изучении социально-экономической и поли­тической истории России второй половины XVIII в.

Урок можно начать с вопроса: Какую роль играла архи­тектура в развитии русской культуры середины — второй по­ловины XVIII в.? Оттолкнувшись от этого вопроса, учитель помогает учащимся представить себе культурную жизнь Во­ронежа и Воронежского края в это время. Большую помощь учителю окажут слайды. Они познакомят учеников с глав­ной улицей Воронежа, ее памятниками истории и культуры. В конце урока учитель на примере Воронежа и Воронежско­го края делает вывод о культурной жизни провинциального города и провинции во второй половине XVIII в.

Вариант 3

Урок-экскурсия по городу Воронежу. Лучше сделать экскурсию пешеходной. Маршрут экскурсии: переулок Фаб­ричный: Гарденинский историко-архитектурный комплекс — проспект Революции: памятники XVIII столетия. После экс­курсии желательно провести в классе слайд-викторину на тему "Знаешь ли ты город Воронеж?".

№ 11. Слайд-викторина "Знаешь ли ты город Воронеж?".

Учитель показывает слайды с видами памятников Во­ронежа XVIII в., просит учащихся угадать памятник и про­комментировать его историю. Примерный перечень слай­дов: 1. Дом П. Гарденина. 2. Тихвино-Онуфриевская церковь.

3. Арсенал. 4. Вид Большой Дворянской улицы. 5. Воронеж­ский дворец. 6. Дом губернаторов. 7. Казенная палата.

8. Вид улиц Левой Суконовки и Правой Суконовки в совре­менном Воронеже (на слайдах желательно дать названия улиц, чтобы ученики могли догадаться, что памятниками истории являются сами названия улиц).

252