Воронежская губерния в начале XX века (для учителя)

Поскольку в 10-м и 11-м классах общеобразовательных школ, как правило, работают опытные учителя, то автор по­собия лишь вскользь коснется методики использования кра­еведческого материала на уроках истории России в старших классах и больше внимания уделит учебным играм.

История Воронежского края с начала XX в. и до на­ших дней — это история жизни отцов, дедов и прадедов со­временных учащихся. Знать ее интересно всем. Конкурс­ные краеведческие уроки лишний раз помогут учителю при­вить учащимся навыки самостоятельной работы с книгой по истории, заставят учеников думать о прошлом, настоя­щем и будущем родного края, страны. Не нужно бояться 256

привлекать к конкурсным урокам возможно большее число желающих.

Играть дети любят в любом возрасте. Чем чаще на уро­ке будут занимательные игры по краеведению, тем с боль­шим интересом старшеклассники отнесутся к урокам, тем лучше будут знать родную историю.

Вышеизложенное не означает, однако, что учитель дол­жен переложить проведение краеведческих уроков полнос­тью на учащихся. Интересный, содержательный, умный рас­сказ учителя всегда был и будет важнейшим средством обу­чения и воспитания подрастающего поколения.

Учебные игры

№ 17. Текстовое лото "Ветер и рукописи".

Ветер, ворвавшись в открытое окно редакции, разметал по полу и по столу листы рукописи. О чем они повествуют? Всматриваемся, перебираем листы, читаем… На листах встречаются фамилии Богданова, Киселева, Ге, Бунина, Мо­сина, упоминаются даты, относящиеся ко второй половине XIX в. Конечно же, речь идет о деятелях культуры России второй половины XIX в. — уроженцах Воронежского края. В каком порядке подобрать листы рассказа об этом? С чего на­чать? К счастью, вот лист-оглавление. Воспользуемся им. Возьмите равное количество карточек с текстом и начнем. Какая команда раньше восстановит текст?

Каждая команда получает по 20 карточек с одинаковым текстом и раскладывает их в необходимой последовательно-. ста. Затем ведущий зачитывает лист-оглавление, который служит для учащихся контрольным листом. После каждого пункта оглавления учащиеся команд по очереди дают тек­стовой ответ. Игра переходит в форму коллективного твор­ческого рассказа. За правильные ответы команды получают зачетные очки, которые можно фиксировать на доске.

Оглавление

1. Россия пореформенного времени и культура Воронежско­го края.

2. Просвещение в Воронеже и Воронежском крае во второй половине XIX в.

3. Деятели науки и техники — уроженцы воронежской земли.

4. Воронежские писатели и художники.

5. Музыкальная культура Воронежского края.

Карточки с текстом:

№ 1. Неутомимым собирателем и страстным пропа­гандистом русской народной песни был М. Е. Пятницкий (1864 -1927). Он родился и вырос в селе Александровна Боб­ровского уезда Воронежской губернии. Попав в Москву и ус­троившись делопроизводителем в одну из московских кли­ник, М. Е. Пятницкий в 1903 г. вступил в Музыкально-этно­графическую комиссию при московском обществе любите­лей естествознания, антропологии и этнографии. С этого вре­мени М. Е. Пятницкий стал активно собирать и изучать рус­ские народные песни, выступать в концертах.

№ 2. Воронежский край пореформенной поры дал Рос­сии немало талантливых деятелей науки, литературы и ис­кусства.

№ 3. "Достоин ты национального монумента, русский гражданин-художник!" — говорил о И. Н. Крамском И. Е. Репин.

№ 4. Особенно широко известны его картины "Тайная вечеря" и "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе".

В конце XIX в. начался творческий путь уроженца Бу — турлиновки, ученика И. Е. Репина художника А. А. Бучкури.

№ 5. В Воронеже в 1870 г. родился писатель с мировым именем, лауреат Нобелевской премии И. А. Бунин. В его ро­мане "Жизнь Арсеньева", повестях "Суходол", "Антоновские яблоки" талантливо описывается неповторимая природа сред­ней полосы России.

№ 6. После реформы 1861 г., с развитием капитализма, резко возросла потребность в грамотных специалистах, кон­структорах, ученых.

№ 7. В 1831 г. в Воронеже родился другой выдающийся художник — Н. Н. Ге. Его творчество также приходится на вторую половину XIX в. Н. Н. Ге работал над историческими темами.

№ 8. Среди своих земляков М. Е. Пятницкий нашел та­лантливых крестьян-песенников и создал из них первый в России ансамбль народной песни (1911). Позже ансамбль был преобразован в Государственный русский народный хор име­ни Пятницкого. В настоящее время этот коллектив хорошо известен не только в России, но и во многих странах мира.

№ 9. Нашим земляком был знаменитый изобретатель в области военной техники, конструктор трехлинейки генерал — майор С. И. Мосин. Он родился в 1849 г. в с. Рамони под Воронежем. Учился сначала в Тамбовском, а затем в Воро­нежском кадетском корпусе, где показал большие способно­сти, особенно в математике и других точных науках.

№ 10. Одним из первых преподавателей Воронежского реального училища был выдающийся русский математик и педагог, автор учебников по алгебре и геометрии А. П. Кисе­лев. Он преподавал математику, механику и черчение. В этот период им были написаны "Систематический курс арифме­тики для средних учебных заведений" (1884) и "Элементар­ная алгебра" (1888).

№11. В Воронежском крае родился известный поэт С. Я. Маршак. В Землянске Воронежской губернии (ныне это село находится в Семилукском районе Воронежской области) в 1885 г. родился писатель В. М. Бахметьев.

№ 12. И. Н. Крамской создал 780 полотен. Его портре­ты "Неизвестная", "Христос в пустыне", "Полесовщик", "Мина Моисеев", "Некрасов в период "Последних песен" и другие — бесценный вклад в сокровищницу российской и мировой культуры.

№ 13. По всей России открывались новые учебные заве­дения, в том числе и в Воронежской губернии. Так, 17 ноября 1876 г. в Воронеже было создано реальное училище. В отли­чие от гимназии в реальном училище главное внимание уде­лялось математике, физике, естествознанию. Выпускники учи­лища пополняли ряды инженеров, техников и экономистов.

№ 14. Воронежские фабриканты, помещики и заводчи­ки не спешили обучать грамоте простых тружеников. Поэто­му не удивительно, что в Воронеже почти половина рабочих была неграмотна. Еще больше неграмотных было среди сель­ских жителей Воронежской губернии.

№ 15. Нашими земляками были выдающиеся русские ученые антрополог и зоолог А. П. Богданов и изобретатель электросварки Н. Г. Славянов. Оба они родились в Воронеж­ской губернии, окончили воронежскую гимназию и навсегда остались в памяти потомков.

№ 16. Больше всего публике нравились в исполнении М. Е. Пятницкого песни "Чтой-то звон", "Ночки темные", "Уж ты, волюшка" и "Ветры-ветерочки".

№ 17. Воронежская земля подарила России замечатель­ного русского художника-реалиста И. Н. Крамского. И. Н. Крамской родился в 1837 г. в г. Острогожске в семье писаря городской управы. Расцвет его творчества связан с деятель­ностью двух ассоциаций художников — Артели и Товарище­ства передвижных художественных выставок, одним из со­здателей и идеологов которых он был.

№ 18. Винтовка, предложенная С. И. Мосиным в 1891 г., была принята на вооружение русской армией.

№ 19. Воронеж по-прежнему оставался культурным центром края. В последующие годы в нем открывались все новые учебные заведения. При этом средних учебных заве­дений было намного больше, чем начальных школ.

№ 20. Заметный след в развитии отечественной науки и просвещения оставил наш земляк М. А. Веневитинов (1844 — 1901). Он известен не только как автор книги "Из воронеж-
ской старины", изданной в 1887 г. в Москве, но и как дирек­тор Московского Румянцевского музея, в состав которого пер­воначально входила первая Публичная библиотека Москвы… М. А. Веневитинов принимал активное участие в создании Московского Музея изящных искусств, был почетным чле­ном Российской академии наук, членом Общества любите­лей российской словесности.

№ 18. Головоломка «Революционные события 1905—1907 гг. в Воронежском крае».

Впишите слова: _

1

2

3

4

5

3 7

1. Село, в котором крестьянские

1

волнения осенью 1905 г. были подавлены силой. 2. Студент, — пытавшийся в октябре 1905 г. остановить черносотенный террор в одном из дворов Воронежа.

3. Большевик, член Делегатского собрания в Воронеже. 4. Совре — Тменное название улицы, на которой j! в начале XX в. стояли казармы воронежского дисциплинарного батальона. 5. Лидер воронежских меньшевиков в годы первой русской революции. 6. Дамба, на которой осенью 1905 г. происходили вооруженные столкновения. 7. Уроженец Нижнедевицка, участник революции 1905—1907 гг., корреспондент «Правды» в Италии. В Годы Советской власти — журналист, дипломат, научный работник.