ПЕСЧАНКА

В 18 км от устья р. Воронеж в Воронежское водохранилище впадает небольшой левый приток — р. Песчанка, которая полу­чила название по песчаному грунту дна и берегов.

На формирование долины и зарождение Песчанки большое влияние оказало новейшее локальное Воронежское тектоническое поднятие. Под его воздействием нижнее течение р. Усмань, впа­давшей в прошлом в р. Воронеж в районе с. Таврово, стало по­степенно перемещаться к северу, оставляя отмершие участки до­лины. Один из таких участков между селами Парусное и Масло­вка в виде широкой ложбины с западинами и песчаными грива­ми по днищу стал долиной современной р. Песчанка [II].

Долина реки, протяженностью 25 км, от вершины балки у д. Садьино Новоусманского района до железнодорожной линии Воронеж — Ростов имеет северо-западное направление, в устье­вой части — юго-западное. По правобережью долины в нее впа­дают три крупные балки: южнее с. Никольское, в районе с. Алек — сандровка и в 2 км выше устья реки. В геоморфологическом от­ношении долина Песчанки вписана во вторую надпойменную тер­расу прадолины р. Воронеж [11].

В начале века длина Песчанки составляла 18 км. Это была довольно полноводная для своих размеров живописная река с про­зрачной водой. На ее водосборной площади в 131 км2 в средний по водности год формировались значительные водные ресурсы: годовой сток в объеме 13 млн м3 (слой стока — 100 мм), весен­ний — 9 млн м 3 (70 мм), минимальный среднемесячный сток — свыше 260 тыс. м3 (2 мм). Есть основание утверждать, что тогда пересыхала и перемерзала река только в верхнем течении и толь­ко в экстремальные по погодным условиям годы.

За прошедший век река сильно изменилась, а в последние 25 лет стала неузнаваема и, по существу, превратилась в почти непроточную, зарастающую по всей длине-канаву с захламлен­ными поймой и берегами. Ее длина сократилась более чем в два раза, в два раза она стала мельче. Верховье реки превратилось в суходол. В нижней части реки, от железнодорожного моста до устья, вода в русле есть, но постоянное течение отсутствует из — за подтопления ее водами Воронежского водохранилища. По этой же причине подземные воды подтопили прилегающую к реке тер­риторию с жилой застройкой; вода появилась во дворах, в по­гребах, в смотровых ямах гаражей.

Гибель реки началась с освоения под огороды и садовые участ­ки долины и поймы выше железнодорожного моста. Распашка земельных участков до самого русла повлекла за собой ликвида­цию древесной растительности и нарушение гидравлической свя­зи между источниками подземного питания и рекой. Это был первый удар по реке.

Второй удар реке нанесло строительство в бассейне водозабо­ров, что привело к понижению уровня подземных вод и прекра­щению питания реки в меженный период.

Еще один удар пришел со стороны водохранилища в виде под­пора его водами устьевой части реки.

Проблему истощения водных ресурсов реки усугубили сбросы жидких отходов промышленных предприятий, тяготеющих к реке (ВОГРЭС, АО «Воронежсинтезкаучук»), а также окрестное на­селение, превратившее реку и ее берега в свалку бытового мусо­ра. Все это привело к многократному увеличению минерализа­ции воды и содержанию токсичных веществ.

Активная техногенная нагрузка на русло, береговые склоны и пойму реки незамедлительно сказалась на ее гидрологическом ре­жиме. То, что осталось от Песчанки в настоящее время, никак нельзя назвать рекой в обычном понимании этого слова.