Воронежский край в период начавшегося разложения феодализма и развития капиталистических отношений в России во второй половине XVIII века (для учителя)
Возможные варианты урока.
Вариант 1
Перед объяснением объявленной темы учитель пишет на доске вопросы: 1. Какие новые явления в развитии хозяйственной жизни Воронежского края второй половины XVIII
в. вы заметили? 2. Почему жители Воронежской губернии второй половины XVIII в. поднимались на борьбу с помещиками? 3. Каким вы представляете себе город Воронеж середины — второй половины XVIII в.? Учитель просит учащихся по ходу рассказа дать краткие письменные ответы на поставленные вопросы. В конце урока ученики зачитывают свои ответы. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Вариант 2
На самостоятельный краеведческий урок учитель выносит только часть главы 6 пособия, а именно историю куль
туры Воронежа и Воронежского края середины — второй половины XVIII в. Остальной краеведческий материал учитель привлекает при изучении социально-экономической и политической истории России второй половины XVIII в.
Урок можно начать с вопроса: Какую роль играла архитектура в развитии русской культуры середины — второй половины XVIII в.? Оттолкнувшись от этого вопроса, учитель помогает учащимся представить себе культурную жизнь Воронежа и Воронежского края в это время. Большую помощь учителю окажут слайды. Они познакомят учеников с главной улицей Воронежа, ее памятниками истории и культуры. В конце урока учитель на примере Воронежа и Воронежского края делает вывод о культурной жизни провинциального города и провинции во второй половине XVIII в.
Вариант 3
Урок-экскурсия по городу Воронежу. Лучше сделать экскурсию пешеходной. Маршрут экскурсии: переулок Фабричный: Гарденинский историко-архитектурный комплекс — проспект Революции: памятники XVIII столетия. После экскурсии желательно провести в классе слайд-викторину на тему "Знаешь ли ты город Воронеж?".
№ 11. Слайд-викторина "Знаешь ли ты город Воронеж?".
Учитель показывает слайды с видами памятников Воронежа XVIII в., просит учащихся угадать памятник и прокомментировать его историю. Примерный перечень слайдов: 1. Дом П. Гарденина. 2. Тихвино-Онуфриевская церковь.
3. Арсенал. 4. Вид Большой Дворянской улицы. 5. Воронежский дворец. 6. Дом губернаторов. 7. Казенная палата.
8. Вид улиц Левой Суконовки и Правой Суконовки в современном Воронеже (на слайдах желательно дать названия улиц, чтобы ученики могли догадаться, что памятниками истории являются сами названия улиц).
252