РЕКА В АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ ПЕТРА I
Государственное значение и известность река приобрела в конце XVII — начале XVIII в. в связи с Азовскими походами Петра I. В 1694 г. Петр I приехал в первый раз в Воронеж и "по осмотре местности, найдя ее удобной для кораблестроения, учредил здесь корабельную верфь" [4]. В течение 1696—1703 гг. на верфи были построены фрегаты "Апостол Петр", "Апостол Павел",, корабль "Гото Предестинация" и другие — всего 66 кораблей, а также небольшие суда: галеры, брандеры. 27 апреля 1696 г. на галере "Принципиум" Петр I во главе отряда кораблей отплыл к Азову; на ней во время плавания по рекам Воронеж и Дон он составил первый в России военно-морской устав ("Указ по галерам").
Поражают не только темпы строительства флота, но и размеры кораблей. "Апостол Петр" имел 36 пушек, длину 34,4 м, ширину 7,6 м, "Апостол Павел" нес на себе 36 пушек, был длиной
30,4 м, шириной 9,2 м. Но всех превзошел 58-пушечный двухъярусный корабль "Гото Предестинация" ("Божья благодать"), построенный по чертежам Петра I и под его личным руководством: его длина — 36 м, ширина — 9,5 м, глубина трюма — 2,9 м, экипаж составлял 253 человека. Хотя и с трудом, но в петровские времена река несла на себе столь большие корабли [13].
В то же время в Козлове, Добром и Сокольске[3] велено было изготовить более 1000 стругов, от 12 до 17 сажень в длину и от
2,5 до 3,5 сажень в ширину. Имелась корабельная верфь в Рамо — ни. В 1711 г. на верфи был спущен на воду небольшой 8-пу — шечный корабль "Таймолар", командиром которого был назначен молодой капитан — поручик Витус Беринг, прославившийся в дальнейшем как полярный мореплаватель. В. Беринг провел корабль через Воронеж в Азов и присоединился там к другим кораблям Азовской флотилии.
О состоянии реки и степени затруднений, связанных со спуском и проводкой судов в Дон, можно судить по следующим данным. В 1698 г. вследствие дождей река у Стрелецкого лога была занесена песком с нагорного берега. И только с луговой стороны нанос был частично промыт течением. Ниже этой мели, под слободой Чижовка, летом реку переезжали вброд на телегах. Мели встречались и ниже Чижовки [13].
Для расчистки перекатов от наносов за неимением землечерпательных машин применялись особые приспособления, называемые баграми. Багры представляли собой систему грабель, ими постоянно ворошили мель, и песок тут же уносился течением. В г. Воронеже имелась специальная артель по изготовлению багров.
Адмиралтейский двор находился на острове, против Успенской Адмиралтейской церкви. Выше двора река отделяла от себя рукав, который, извиваясь по луговой стороне, вливался снова в реку у Ивановской пристани. Этим рукавом, менее заносимым наносами, нагруженные струги спускались к Ивановской пристани. В 1698 г. этот рукав был так маловоден, что для прохода стругов необходимо было спустить в него воду с ближайших мельничных плотин. Голландский путешественник К. де Бруин называл рукав старым руслом р. Воронеж. Для беспрепятственного движения крупных судов река была судоходна только во время весеннего разлива.
Опасаясь возможных преград на пути движения флота к Азову, Петр I издал специальный указ по очистке рек Воронеж и Дон, в котором к исходу лета 1698 г. Семену Шетневу было приказано р. Воронеж от г. Воронежа до Дона очистить: "и где в реках объявляются какие карчи и ездовые перебои, и завалы, и наносы, и из тех рек то все повытаскивать на берег и нагнутые деревья ссечь, и в берегах реку Воронеж узкие места разчистить, и берега открыть, и мелкие места вычистить, и корабельному ходу учинить проход, во всем свободный, и по берегам для сбережения и для проходу кораблей в полую воду поставить вехи".
Для повышения уровня воды и беспрепятственного пропуска судов в Дон указом Петра I от 25 сентября 1699 г, было предписано перегородить плотинами все протоки, отделяемые р. Воронеж, начиная от города и до устья.
В 1703 г. была построена первая плотина с судоходным шлюзом у устья р. Воронеж. "На том месте, где р. Воронеж падет в р. Дон, сделана большая плотина и створчатый шлюз, чтоб облежа — щую землю поднять водою и потом по выпуску воды много кораблей можно было конопатною работаю исправить", — писал приглашены^ из Норвегии на русскую службу адмирал К. И. Крюйс.
Вторая плотина со шлюзом была построена в 1704 г. Она располагалась непосредственно у города, напротив слободы Чижовка. Плотина выдержала напор весенних вод в 1705 г.[4], но вскоре надобность в шлюзе отпала, поскольку строительство кораблей было перенесено на Тавровскую верфь. Остатки плотины и деревянных конструкций шлюза сохранились до 1972 г., до создания Воронежского водохранилища, и теперь они скрыты под его водами. На этом месте возвышается памятник в честь строителей русского военного флота (рис. 8).
На строительство кораблей требовалось много леса. Только в
Рис. 8. Памятник на Воронежском водохранилище в честь основания русского военного флота
начале 1696 г. на воронежских верфях было распилено на брусья и доски 7 тыс. стволов дуба, вяза и липы. За 120 лет существования самого города леса вокруг него были вырублены. Поэтому местом основных лесозаготовок были назначены леса по обеим сторонам р. Воронеж и ее притоков в Воронежском, Усманском, Белоколодецком, Сокольском, Добровском и Козловском уездах. Леса эти, и раньше страдавшие от значительных порубок, с 1696 г. поредели еще больше. Для "надсматривания и сбережения" лесных угодий назначались особые должностные лица. По р. Воронеж лесами ведал Антон Веневитинов [13].