РЕКА В АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ ПЕТРА I

Государственное значение и известность река приобрела в конце XVII — начале XVIII в. в связи с Азовскими походами Петра I. В 1694 г. Петр I приехал в первый раз в Воронеж и "по осмотре местности, найдя ее удобной для кораблестроения, учредил здесь корабельную верфь" [4]. В течение 1696—1703 гг. на верфи были построены фрегаты "Апостол Петр", "Апостол Павел",, корабль "Гото Предестинация" и другие — всего 66 кораблей, а также не­большие суда: галеры, брандеры. 27 апреля 1696 г. на галере "Принципиум" Петр I во главе отряда кораблей отплыл к Азову; на ней во время плавания по рекам Воронеж и Дон он составил первый в России военно-морской устав ("Указ по галерам").

Поражают не только темпы строительства флота, но и разме­ры кораблей. "Апостол Петр" имел 36 пушек, длину 34,4 м, ши­рину 7,6 м, "Апостол Павел" нес на себе 36 пушек, был длиной

30,4 м, шириной 9,2 м. Но всех превзошел 58-пушечный двухъ­ярусный корабль "Гото Предестинация" ("Божья благодать"), по­строенный по чертежам Петра I и под его личным руководством: его длина — 36 м, ширина — 9,5 м, глубина трюма — 2,9 м, экипаж составлял 253 человека. Хотя и с трудом, но в петров­ские времена река несла на себе столь большие корабли [13].

В то же время в Козлове, Добром и Сокольске[3] велено было изготовить более 1000 стругов, от 12 до 17 сажень в длину и от

2,5 до 3,5 сажень в ширину. Имелась корабельная верфь в Рамо — ни. В 1711 г. на верфи был спущен на воду небольшой 8-пу — шечный корабль "Таймолар", командиром которого был назна­чен молодой капитан — поручик Витус Беринг, прославившийся в дальнейшем как полярный мореплаватель. В. Беринг провел корабль через Воронеж в Азов и присоединился там к другим кораблям Азовской флотилии.

О состоянии реки и степени затруднений, связанных со спус­ком и проводкой судов в Дон, можно судить по следующим дан­ным. В 1698 г. вследствие дождей река у Стрелецкого лога была занесена песком с нагорного берега. И только с луговой сторо­ны нанос был частично промыт течением. Ниже этой мели, под слободой Чижовка, летом реку переезжали вброд на телегах. Мели встречались и ниже Чижовки [13].

Для расчистки перекатов от наносов за неимением землечерпа­тельных машин применялись особые приспособления, называемые баграми. Багры представляли собой систему грабель, ими посто­янно ворошили мель, и песок тут же уносился течением. В г. Во­ронеже имелась специальная артель по изготовлению багров.

Адмиралтейский двор находился на острове, против Успен­ской Адмиралтейской церкви. Выше двора река отделяла от себя рукав, который, извиваясь по луговой стороне, вливался снова в реку у Ивановской пристани. Этим рукавом, менее заносимым наносами, нагруженные струги спускались к Ивановской приста­ни. В 1698 г. этот рукав был так маловоден, что для прохода стругов необходимо было спустить в него воду с ближайших мель­ничных плотин. Голландский путешественник К. де Бруин на­зывал рукав старым руслом р. Воронеж. Для беспрепятственно­го движения крупных судов река была судоходна только во время весеннего разлива.

Опасаясь возможных преград на пути движения флота к Азо­ву, Петр I издал специальный указ по очистке рек Воронеж и Дон, в котором к исходу лета 1698 г. Семену Шетневу было при­казано р. Воронеж от г. Воронежа до Дона очистить: "и где в реках объявляются какие карчи и ездовые перебои, и завалы, и наносы, и из тех рек то все повытаскивать на берег и нагнутые деревья ссечь, и в берегах реку Воронеж узкие места разчистить, и берега открыть, и мелкие места вычистить, и корабельному ходу учинить проход, во всем свободный, и по берегам для сбереже­ния и для проходу кораблей в полую воду поставить вехи".

Для повышения уровня воды и беспрепятственного пропуска судов в Дон указом Петра I от 25 сентября 1699 г, было предпи­сано перегородить плотинами все протоки, отделяемые р. Воро­неж, начиная от города и до устья.

В 1703 г. была построена первая плотина с судоходным шлю­зом у устья р. Воронеж. "На том месте, где р. Воронеж падет в р. Дон, сделана большая плотина и створчатый шлюз, чтоб облежа — щую землю поднять водою и потом по выпуску воды много кораб­лей можно было конопатною работаю исправить", — писал при­глашены^ из Норвегии на русскую службу адмирал К. И. Крюйс.

Вторая плотина со шлюзом была построена в 1704 г. Она рас­полагалась непосредственно у города, напротив слободы Чижов­ка. Плотина выдержала напор весенних вод в 1705 г.[4], но вскоре надобность в шлюзе отпала, поскольку строительство кораблей было перенесено на Тавровскую верфь. Остатки плотины и де­ревянных конструкций шлюза сохранились до 1972 г., до созда­ния Воронежского водохранилища, и теперь они скрыты под его водами. На этом месте возвышается памятник в честь строителей русского военного флота (рис. 8).

На строительство кораблей требовалось много леса. Только в

Рис. 8. Памятник на Воронежском водохранилище в честь основания рус­ского военного флота

начале 1696 г. на воронежских верфях было распилено на брусья и доски 7 тыс. стволов дуба, вяза и липы. За 120 лет существо­вания самого города леса вокруг него были вырублены. Поэтому местом основных лесозаготовок были назначены леса по обеим сторонам р. Воронеж и ее притоков в Воронежском, Усманском, Белоколодецком, Сокольском, Добровском и Козловском уездах. Леса эти, и раньше страдавшие от значительных порубок, с 1696 г. поредели еще больше. Для "надсматривания и сбереже­ния" лесных угодий назначались особые должностные лица. По р. Воронеж лесами ведал Антон Веневитинов [13].