ЗАГАДКИ ДРЕВНЕГО ВОРОНЕЖА
ТАЙНА ИМЕНИ
На карте нашей необъятной Радины имеются тысячи различных городов и поселков. И все они не похожи друг на друга. «Что ни город, то норав», — гласит русская пословица. Каждый из них имеет свою неповторимую историю, своеобразный внешний облик и колорит. Города словно люди рождаются, живут и умирают, порой меняя местоположение и даже название, обретая статус загадочных населенных пунктов. Следы таких поселений теряются в глубине веков. К таким городам относится и Воронеж. Его история — одна из загадок -средневековья, ибо твердо устоялось мнение, что свой отсчет он начинает с построения в 1585 году сторожевой крепости. С этого момента ведется непрерывный ход его сложной и противоречивой истории до сего времени. Но в летописях также упоминался Воронеж, в арабских и персидских источниках купцы и путешественники указывали на город Вантит, располагавшийся «на пределах Руси», причем размещали этот город в пределах современного Воронежа. А еще раньше это поселение упоминалось в готских источниках.
Следовательно, Воронеж как поселение, крепость, город то объявлялся в источниках, то пропадал. Он словно птица Феникс после сожжения и гибели вновь возрождался, чтобы исчезнуть и вновь обрести реальные черты.
История Воронежа подобна огромному айсбергу, плывущему по волнам реки времени. Видимая, надводная часть его — это восемь веков летописной истории (из них четыре века существования крепости), а еще большая, невидимая, подводная часть уходит во тьму веков славянской истории. Об этом свидетельствуют данные археологии (на правом берегу реки Воронежа находится более тысячи могил древних славян, проживавших в этих местах), летописи, древнейшие манускрипты, сочинения арабских и персидских авторов.
В энциклопедических изданиях подчеркивается, что Воронеж — древнейший русский город, впервые упоминаемый в Ипатьевской летописи под 1177 годом. Историки Н. М. Карамзин, В. Н. Татищиев признавали его древность. Этого же взгляда придерживался летописец Воронежского края [1] — Е. А. Болховитинов. В статье «Розыскания о городах в пределах русских княжеств с 1054 по 1240 г.» профессор М. П. Погодин считал, что свое начало Воронеж брал с 1177 года. Именно в тот год закончилась междоусобица — владимирского князя Всеволода — с рязанским князем Глебом, шурин которого Яропол. к Ростиславович бежал с поля брани на реке Колокше в летописный Воронеж, где, побежденный, проходил «от града во град». Подобная неопределенность дала возможность дореволюционным историкам подвергнуть летописные строки сомнению. Первыми этому искушению поддались ученые К. А. Не- волин и Н. И. Надеждин. «О городе ли Воронеже здесь говорится? Не о реке ли только, на которой он стоит?»
С этого момента взгляд на дату летописного Воронежа был поколеблен. Исследователи края JI. Б. Вейн — берг, Г. М. Веселовский, М. А. Веневитинов и другие стали придерживаться мысли, будто в летописях шел разговор о Воронеж-реке, а не о городе. Эта точка зрения на многие годы возобладала над умами ученых и приостановила научную разработку древнейшей истории города и края.
С новой силой спор о летоіписном Воронеже разгорелся в начале XX столетия среди членов Воронежской
ученой архивной комиссии (далее сокращенно — ВУАК). Ещев 1896 году воронежский краевед С. Е. Зверев выступил в Риге на X археологическом съезде с докладом «Следы христианства на Дону в домонгольский период», в котором, опираясь на определенные источники, доказывал существование города Воронежа в XII веке. При этом он ссылался на старинную рукопись — родословную книгу рязанских князей, найденную им в имении дворян Муромцевых в селе Балов — неве Данковского уезда Рязанской губернии. В начале 1898 года статья С. Е. Зверева была опубликована в газете «Воронежский телеграф», а несколько позже в «Трудах ВУАК». Отвечая на нее, краевед из Задонска С. Н. Введенский попытался опровергнуть доводы С. Е. Зверева, ссылаясь на то, что до сих пор нет конкретных археологических данных, подтверждающих его догадку. «…Вопрос этот решится не путем разбора летописных известий и позднейших исторических материалов, — писал он, — а при помощи новых археологических данных». Этой фразой С. Н. Введенский как бы подводил итог возникшему спору, предлагая времени разрешить данную проблему. Но С. Е. Зверев не успокоился, а еще настойчивее стал искать следы летописного Воронежа. Летом 1904 года вместе с краеведом
А. И. Милютиным они обошли, объездили и тщательно исследовали территорию вокруг города на 30—40 километров окрест, но веских доказательств своей гипотезы так и не нашли. С того времени члены ВУАК повели систематические раскопки вокруг города. В урочище Частые Курганы под Воронежем летом 1911 года им удало-сь найти скифское захоронение, где был найден серебряный сосуд с рельефным изображением скифских воинов. Ныне он хранится в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Следов же летописного Воронежа члены ВУАК не обнаружили. Однако их поиски дали толчок систематическому изучению края в археологическом отношении. Большой размах эти работы получили в советское время. Был накоплен богатейший материал, позволяющий судить об этапах заселения Воронежского края.
Вопрос о дате возникновения города волнует и современных исследователей. Большинство из них дату
основания Воронежа относят к 1585 году, то есть году принятия царского указа о строительстве сторожевой крепости. Однако академик М. Н. Тихомиров все-таки полагал Воронеж существующим с древнейших времен Этой же мысли придерживались и академик Б. А. Рыбаков, историк В. Т. Пашуто, писатель В. В. Каргалоз и другие. Местные ученые — археологи А. Н. Москаленко, А. 3. Винников, А. Д. Пряхин, историк Е. Г. Шу — ляковский и другие также высказывали предположение о том, что Воронеж — древнейший русский город. Историки В. Н. Замятин и Е. В. Чистякова в 1963 году, рецензируя коллективный труд «Очерки истории Воронежского края», писали: «…Возникновение Воронежа
следует отнести к 1177 году — времени упоминания о нем в летописи, а не к 1586 году, когда по указу царя поселение было обнесено стеной».
Единодушного мнения о дате возникновения города среди ученых до сих пор нет. И главная причина разногласий, видимо, заключается в том, что сторонники летописного Воронежа говорят о поселении, а их оппоненты — о дате появления города-крепости. Это совершенно разные явления. В древности поселение возникало стихийно ‘в силу определенных экономических, социальных, географических и прочих причин. Лишь впоследствии поселение перерастало в город. Создание же городов, особенно на границах страны, — это прерогатива верховной государственной власти. Города возводились как военное, оборонительное или сторожевое сооружение, как крепость. Созданию таких крепостей на Руси придавалось большое значение, так как они защищали страну от иноземных поработителей.
Спор о летописном Воронеже тесно переплелся с расшифровкой этимологии самого слова «Воронеж», где также не достигнут полный консенсус среди ученых. Что же означает слово «Воронеж», какой смысл таит оно в себе? Над разгадкой этой тайны бились специалисты различных отраслей знаний с середины прошлого столетия. Еще в прошлом веке языковед-сла — вгістИ. И. Срезневский имя города увязывал со словом «ворона». Немецкий ученый М. Фаемер, автор трехтомного «Этимологического словаря русского языка», выдвинул предположение, что название «Воронеж» произошло от прилагательного «вороной» (черный). Он также приметил этимологическую общность названий реки Воронеги, впадающей в Ладожское озеро, со словом «Воронеж».
Долгое время вопрос об этимологии слова «Воронеж» в основном вращался в плоскости этих предположений.
В 1947 году на конференции в Ленинграде по вопросам финноугорской филологии исследователь А. И. Попев слово «Воронеж» объяснил, исходя из мордовского понятия «вир» — лес. Эта версия была скептически воспринята специалистами. Однако в 1964 году ее поддержал воронежский краевед А. В. Кожемякин. По его мнению, слово «Воронеж» есть не что иное как интерпретация мордовско-го слова — «вирьнеже» — лесная защита. Его гипотеза в какой-то степени подкреплялась существованием реки Лесной Воронеж [2].
В 1966 году профессор Воронежского университета
В. П. Загоровский в своей брошюре «Как возникли названия городов и сел Воронежской области» высказал ‘новую гипотезу. Он заявил, что «Воронеж» есть производное от реки Борона, то есть «Ворона тож», следовательно, «Воронеж». Но вскоре ему пришлось отказаться от этого предположения.
В 1969 году советский писатель Л. В. Успенский издал интересную книгу «Загадки топонимики», где слово «Воронеж» вывел от собственного имени славянина «Воронега». Эту мысль поддержал профессор Воронежского университета В. П. Загоровский и развил ее далее. В книге «О древнем Воронеже и слове («Воронеж» (1971) он писал: «Автор пришел к выводу о неизбежности существования русского имени «Во — ронег» в 1969’ году независимо от Л. В. Успенского, но •связал исторически с этим именем название не города Воронежа, а поселка Воронеж на Украине. Публично
эту точку зрения мы высказали в докладе на заседании ученого совета исторического факультета Воронежского государственного университета в марте 1970 года». С того времени и по сей день профессор В. П. За — горовский придерживается этой точки зрения. По его мнению, первым поселенцем и главным действующим лицом в нашем крае выступал славянин ‘Воронег, прибывший сюда с левобережья Днепра, из поселка Воронеж. Он дал свое имя сначала безымянной реке, от нее название перешло на поселение. Так ли это? Невольно возникает ряд встрссов. И первым из них — до сих пор историческая наука не нашла такого славянского имени. И второе — это, пожалуй, самое главное: «имена рек в древнейшие времена были токмо нарицательными» (Мурзаев Э. М. Топонимика популярная. М., 1973, с. 26). В древности собственными именами реки не назывались. Поэтому, на наш взгляд, гипотеза В. П. Загоровского небесспорна, и поиски истины должны быть продолжены. К тому же археологическая наука ныне дала богатейший шанс для поиска летописного Воронежа. Летом 1968 года в связи с подготовкой места под будущее водохранилище близ города в пойме реки археологи университета провели се — «рию расксіпок. На стоянках «Университетская I» и в районе ІІІиловского кордона были найдены следы древнерусских поселений XII—XIII вв. Среди множества черепков посуды имелись изделия, изготовленные на гончарном круге, помеченные клеймом местного мастера. Как известно, клейма русских мастеров в Киевской Руси характеризовали изделия городских ремесленников.
«Не исключена возможность, — сделали вывод ар* хеологи, — что находки имеют какое-то отношение к спорному вопросу о существовании Воронежа в XII веке».
Казалось бы, эти открытия дали воронежским краеведам ариаднину нить для дальнейших поисков. Но, увы!
К 400-летию со дня основания воронежской крепости в среде краеведов вновь вспыхнул схоластический спор, выплеснувшийся на. страницы журнала «Подъем» (1S82, № 9). В статье «Тайна имени» краеведы Евге- пип и Юрий Пульверы (отец и сын) пытались опровергнуть гипотезу профессора В. П. Загоровского. Они согласились с версией краеведа А. В. Кожемякина (так и не назвав его имени), подчеркнув, что «мордовская теория остается в силе. Она проще и «прочнее» — имеет меньше уязвимых мест». При этом Пульверы не удержались от своей версии. Мордовское — слово «вир», они увязали с тюркским «онгуза» (онуза) — вода. «Вор-онуза» — читай «Воронеж» — означало «лесная вода». Статьей-откликом «Еще раз о слове «Воронеж» (в том же журнале), опровергая доводы Пульверов, Загоровский вновь подтвердил свою прежнюю гипотезу.
Он подчеркнул: «В XII и XIII вв. русские летописи упоминали о загадочном, неизвестно где расположенном Воронеже».
Этот загадочный город профессор разместил близ Липецка на Романовом городище.
Так. ли это? Археологические раскопки последних лет, особенно Семилукского городища на правом берегу Дона, а также Животинного городища на правом берегу реки Воронежа, существенно изменили взгляд — на трактовку летописного города. Эти открытия* археологов подтвердили мысль, что летописный Воронеж мог существовать близ устья реки, а не в верховьях, как предполагает историк В. ГІ. Загоровский и другие.
О том, что на месте сторожевой крепости, возведенной в 1585 году, было поселение, свидетельствует «Дозорная книга» московского дьяка Григория Киреевского, в 1615 году сделавшего опись воронежской крепости.
Им записано, что церковь пророка Ильи, святых Фрола и Лавра при строительстве была возведена «на посаде на старом городище».
Разве это и ряд других городищ вдоль правого берега реки Воронежа, расположенных через один-два километра друг от друга, не могли быть местом летописного Воронежа?
Вчитываясь в истлевшие — строки древних книг и различных документов, сравнивая их с данными архео —
логин, учитывая топографические особенности местности, используя данные нумизматических находок, можно прийти к интересным результатам и даже к истине, которой мы так добиваемся.