И ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В КОНЦЕ XVII — ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТРА I В КРАЕ
История Воронежа и Воронежского края конца XVII — первой четверти XVIII в. тесно связана с именем и деятельностью Петра I. В феврале 1696 г. Петр I впервые приехал в Воронеж. Последний раз он посетил его в декабре 1722 г. С 1696 по 1722 г. Петр I неоднократно бывал здесь, иногда жил по нескольку месяцев.
С Воронежским краем в значительной мере связано начало самостоятельной деятельности Петра I как государственного правителя, дипломата, военного полководца и кораблестроителя. Воронеж при Петре I на короткое время стал важнейшим политическим, административным и культурным центром на юге России. Сюда для переговоров приезжали послы из Пруссии и Дании. Здесь проходили военные советы, на которых принимались важные государственные решения. Вместе с Петром I в Воронеж и Воронежский край в конце XVII — первой четверти XVIII в. приезжали А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Ф. А. Головин, Н. М. Зотов, А. С. Шеин и многие другие государственные деятели.
Изменился внешний вид Воронежа. Центр его с правого высокого берега переместился к реке. Здесь на берегу реки между современными улицами Чернышевского и Большой Стрелецкой в конце 1695 — начале 1696 г. была заложена судостроительная верфь. На острове, образованном двумя протоками Воронежа, было построено адмиралтейство. В него входили цитадель (крепость) и цейхгауз (здание для хранения военного имущества). Рядом с адмиралтейством расположился ряд обслуживающих мануфактур, верфи. Крепость (1697 — 1698) представляла из себя четырехугольное в плане сооружение, с множеством окон по периметру и с симметрично расположенными башнями по углам. Башни завершались главками и шпилями. Общая площадь крепости равнялась 1 га. Во внутреннем дворе адмиралтейства стояла часовня. Реконструкцию Воронежской цитадели выполнил архитектор И. М. Сергеев.
Цейхгауз (1696 — 1698) являлся вторым каменным зданием Воронежского адмиралтейства. В нем, наряду с арсеналом, размещалась царская резиденция и канцелярия. Цейхгауз — это большое здание в три этажа. Верхний этаж был деревянным. Из-за ветхости в конце XVIII в. он был разобран. В 1876 г. в здании цейхгауза разместился городской яхтклуб.
Рис. 6. Мундир Петра I. |
Рис. 5. Портрет Петра I. |
К западу от крепости и выше по течению реки разместилась верфь, стояли дома морских офицеров, а позади них шли улицы разных мастеров и работных людей. В этой части города появились первые дома, выстроенные в европейском стиле. По приглашению Петра I сюда приезжали иностранные мастера-кораблестроители из Англии, Голландии, Германии, Италии, Франции. Все они селились в этом месте. Так в конце XVII в. в Воронеже возникла Немецкая слобода. Не исключено, что в 1711 г. в Немецкой слободе недолгое время жил капитан-поручик Витус Беринг, датчанин по национальности, позже известный мореплаватель. В этом году вместе с группой офицеров и матросов В. Беринг приезжал в Воронеж, где ему было поручено командование небольшим боевым кораблем "Таймолар", построенным у с. Рамони. В связи с начавшимся Прутским походом Азовский флот решено было пополнить дополнительными судами, в число которых был включен и "Таймолар". Недалеко от адмиралтейства находился деревянный дворец, выстроенный специально для Петра I.
На территории города и недалеко от него были построены заводы и мастерские — пушечные, канатные, парусные, суконные, лесопильные, кузнечные, кожевенные и другие.
В 1703 г. в Воронеже была открыта школа — первое в истории города и края учебное заведение, предназначенное для подготовки будущих младших офицеров. Воронежские ученики получили из Москвы первые буквари, азбуки, арифметики. Некоторые из книг, например, "Арифметика" Л. Ф. Магницкого, изданная в 1703 г., до сих пор хранятся в отделе редких книг библиотеки Воронежского государственного университета. После издания указа Петра I в 1714 г. об открытии в городах России цифирных школ такая школа была также открыта в Воронеже. В ней дети от 10 до 15 лет обучались "цифири и некоторой части геометрии". В Воронеже и крае это было первое учебное заведение для детей. Подъем социально-экономической,
политической и культурной жизни Воронежского края в конце XVII — первой четверти XVIII в. был вызван оживлением внешнеполитической деятельности России на юге. Окрепшее к этому времени Российское государство начало открытую борьбу с Турцией и Крымским ханством.
План военного похода на юг против Турецкой империи и Крымского ханства возник вскоре после нападения 12-тысячного татарского войска на Украину в 1692 г. Татары сожгли предместье города Немирова и увели, как обычно, множество пленников. Ожидалось нападение гарнизона турецкой крепости Азов.
С целью подготовки к походу против турок и татар Петр I провел под Москвой у деревни Кожухово в 1694 г. военные маневры. Царь остался доволен действиями полков и позже говорил о Кожуховских "играх" как о "предвестнике дела" под Азовом. Намерение Петра I завоевать выход в Азовское и Черное моря было первым серьезным шагом молодого государя в области внешней политики.
Россия была огромной континентальной державой. Ее южные рубежи тянули к Азовскому и Черному морям, юговосточные — к Каспийскому, северо-западные — к Балтийскому. Однако выхода ни в одно из этих морей в конце XVII в. Россия не имела. Отсутствие удобных и устойчивых границ вошло в противоречие с задачами Российского государства, стремившегося в это время к активной деятельности на международной арене, тесным контактам с европейскими странами.
К середине 1690-х гг. внутри антитурецкой коалиции, куда входили Польша, Венеция, Австрия и Россия, возникли разногласия. Польский король и австрийский император пытались тайно от России примириться с Турцией, чтобы та начала широкомасштабные военные действия против Украины. В такой ситуации России необходимо было взять, и как можно скорее, инициативу антитурецкой европейской политики в свои руки.
В случае положительного решения проблемы Россия добилась бы значительных успехов. Во-первых, она заявила бы о себе, как о государстве, способном решать важнейшие международные задачи. Во-вторых, укрепила бы собственные позиции на южных рубежах и положила конец татарским приходам под украинные русские земли. При этом значительный массив земель между пограничными населенными пунктами и северным побережьем Черного моря вошел бы в состав Российского государства. И, в-третьих, Россия добилась бы выхода в Азовское и Черное моря, что превратило бы ее в полноценную морскую державу. Все это вместе взятое утвердило Петра I и его сподвижников в мысли о правильности выбора южного направления предстоящих военных действий.
Выступить в военный поход было решено по двум дорогам. Первая — традиционная — должна была идти через степь к низовьям Днепра, где стояли турецкие крепости Казыкермен, Арслан-Ордек и Таван, или Соколиный замок, запиравшие выход в Черное море из Днепра. По этой дороге было направлено большое войско под руководством Б. П. Шереметева. Для Турции и иностранных держав был пущен слух, что это направление — основное. На самом деле действия Б. П. Шереметева носили провокационный характер и преследовали цель предотвратить помощь Азову со стороны Крымского ханства.
Главные события должны были произойти в районе Азовской турецкой крепости, стоящей на левом берегу южного протока р. Дон в 15 км от впадения его в Азовское море.
Азов — один из древнейших городов Причерноморья. Первоначально его называли Танаисом, затем Таной. Около 1067 г. город был захвачен половцами, назвавшими его Аза-
Зогмєжский кыи
ком. Когда в 1475 г. Азак заняли турки, они переименовали его в Азов. Так как Азов стоял на пути донских казаков в море, то турки постепенно превратили его в мощную крепость. К 1695 г. Азовская крепость уже имела три ряда укреплений: внутренний каменный замок, в котором стояли дом турецкого коменданта, мечеть и помещения для гарнизона; средняя каменная стена с бастионами вокруг замка и наружный земляной вал с частоколом наверху и рвом у подножья. В трех километрах от Азова по обоим берегам Дона продолжали стоять каланчи — каменные башни с пушками. Между каланчами через реку, как и раньше, были протянуты в три ряда железные цепи. На северном протоке Дона располагалась небольшая каменная крепость Лютик.
Для военных действий под Азовом были назначены Преображенский, Семеновский, Лефортов и Бутырский полки, а также московские стрельцы, солдаты и царедворцы общей численностью 31 тысяча человек. Во главе войска стоял Совет из трех генералов: А. М. Головина, Ф. Я. Лефорта и П. И. Гордона.
Отряд П. И. Гордона шел сушей из Москвы через Тамбов до Черкасска, и отсюда, после соединения с отрядом донских казаков в 5 — 6 тыс. человек, ‘ — к Азову. Отряды А. М. Головина и Ф. Я. Лефорта с артиллерией и боеприпасами выступили на судах по реке Москве, далее рекам Оке и Волге до Царицына. У Царицына войско высадилось на берег и со всем снаряжением шло до казачьего городка Паншина и далее вниз по Дону через Черкасск к Азову. С этими отрядами шел Петр I. В Паншине войско должно было подкрепиться продовольствием и пересесть на суда, построенные за зиму на Воронеже специально для похода под Азов в 1695 г. Для 1-го Азовского похода в Воронежском крае были построены 522 струга длиной от 25 до 35 м, 42 мореходные лодки, 134 плота с правильными веслами. Еще 737 стругов построили жители городов Сокольска, Доброго и Козлова, находившихся в пределах нынешних Липецкой и Тамбов-
ской областей. Впервые огромная флотилия порожних судов спустилась вниз по Дону до переволоки, где на суда были перенесены артиллерия, боеприпасы и все остальное, что предназначалось для похода.
29 июня 1695 г. "от Азова верстах в семи" на военном совете было решено "промышлять Азов" не теряя времени. 1 июля генерал П. И. Гордон, преодолевая препятствия татарской конницы, подошел к Азовскому валу, взял его и "стал под городом меньше 100 сажень". Чтобы открыть "ворота на Дону" и освободить речной ход к крепости, нужно было захватить каланчи, что и было сделано "явным приступом, без всяких утраты воинства своего" 14 и 16 июля 1695 г. 17 июля 1695 г. Петр I писал своему брату Ивану Алексеевичу, которого очень любил: "А на тех двух каланчах взято: медяных великих и средних и меньших 32 пушки, кроме всякого мелкого ружья, пороху же, ручных гранат, ядер и всяких припасов многое число, да три знамя, живых 14 человек; а побито и перетонуло многое число". Как писал известный русский историк С. М. Соловьев в "Истории России с древнейших времен", Петр I, по примеру своего отца, который взятые в Ливонии города называл по именам русских святых, назвал захваченные каланчи Новосергиевским городом.
Однако развить свой успех дальше Петр I не смог. Два штурма крепости, проведенные 5 августа и 25 сентября 1695 г., желаемых результатов не дали. Сказались разобщенность действий генералов, стоявших во главе войска, недостаточная подготовка к походу, хорошая защищенность Азова, а главное — Россия не могла блокировать Азов со стороны моря. Турецкое правительство оказывало постоянную поддержку крепости людскими ресурсами, продовольствием и боеприпасами. Осада Азова становилась бессмысленной. Кроме того, под Азовом погибло много русских солдат. Одни были изрублены турками, другие умерли от ран. Среди погибших был и царский любимец, молодой князь Федор Иванович Троекуров, хоронить которого везли в Ярославль, и на похоронах присутствовал Петр 1.27 сентября 1695 г. было решено отступить от крепости.
Действия Б. П. Шереметева и И. Мазепы в устье Днепра привели к захвату маленьких турецких крепостей Казы — кермен и Таван. Неудача Азовской кампании 1695 г. показала, что ключ к морю — крепость весной 1695/96 г. Азов в устье Дона — можно было взять лишь объединенными усилиями сухопутных и морских сил. "По возвращении от невзятия Азова, с консилии господ генералов", Петр I в ноябре 1695 г. принимает решение о немедленной и быстрой постройке военных кораблей для захвата Азова в следующем 1696 г. Адмиралом будущего "морского каравана" был назначен Ф. Я. Лефорт.
По образцу построенной в Голландии и привезенной в Москву галеры на корабельной верфи в с. Преображенском на р. Яузе были приготовлены части для 23 галер и 4 брандеров. Работали иностранные мастера, преображенские и семеновские солдаты, а также плотники, взятые из разных мест в Москву к "государеву делу". Отсюда части галер и брандеров перевезли на Воронежскую верфь, собрали и готовые корабли спустили на воду. Основная работа по строительству двух больших 36-пушечных кораблей (галеасов) велась на Воронежской верфи. Строительный материал заготавливался по обеим сторонам реки Воронеж и ее притокам, в Воронежском, Усманском, Белоко — лодском, Романовском, Сокольском, Добренском и Козловском уездах. Ясеневые и вязовые деревья на весла к галеасам и каторгам доставлялись зимним путем на московских подводах "с тульских и веневских засек". Ценой огромных усилий "морской караван" к апрелю 1696 г. был построен. Кроме названных кораблей в него вошли 1300 стругов, 300 лодок и 100 плотов.
К Азовскому походу 1696 г. предполагалось подготовить также сухопутную армию, численностью в 75 тысяч человек. Структурно она должна была состоять из 37 конных рот (3817 человек), 30 полков солдатского строя (38 тысяч человек), 13 стрелецких полков и 6 полков украинских (15 тысяч человек), а также из 5 тысяч донских казаков, 500 конных стрельцов и яицких казаков. Войскам было велено собраться в трех сборных пунктах: Воронеже, Тамбове и Валуйках. К 1 мая сухопутные силы планировалось объединить в Черкасске и отсюда плыть к Азову. Руководить всем этим войском было поручено генералиссимусу А. С. Шеину.
Первыми к Азову двинулись сухопутные войска. Они вышли "плавным путем" 23 — 26 апреля 1696 г. по р. Воронеж и далее р. Дон. Вслед за ними, в конце апреля — начале мая в поход выступил "морской караван". Петр I плыл на галере "Принципиум" в звании, как он писал сам, "командора". 8 мая 1696 г., находясь в пути, царь составил "Указ по галерам" из 15 статей. В них говорилось о порядке службы на кораблях во время плавания, "стояния" на якоре и боя, о системе сигналов, взаимной поддержке и выручке матросов. Например, 6-я статья "Указа" гласила: "Когда начальник караванной увидит или уведает неприятеля, тогда красное знамя поставить вместо обычного знамя и одинова ис пушки да выстрелить, и, то видя, прочие капитаны должны тотчас к бою готовым быть; и если увидят своих людей на берегах, или суда какие, должны им о том тотчас сказать, чтоб были опасны, а естли их солдаты, тотчас взять их к себе на каторгу, под запрещением смерти".
В 10-й статье Петр I писал: "Если, от чего Боже сохрани, кому в шествии, в стоянии или в бою какой придет
бедоносный случай, тогда оному обыкновенное знамя из каютного окна на одну сторону выставить и 2 выстрелить. А если ночью, вместо знамени, к фокванте фанарь привязать и 2 выстрелить. И, то видя, должны близ шествующия оной страждущей галере помогать, а если в бои, тогда только одна галера при оной должна остаться, а протчим, несмотря на то, но исполнят дело свое под наказанием смерти".
15-19 мая, минуя Черкасск и каланчи, русские войска и флот "пришли на устье моря". Прежде чем начать осаду Азова, Петр I решил закрыть своими судами доступ к крепости с моря и тем самым создать благоприятные условия для захвата города. Турецкий гарнизон был окружен русскими войсками и флотом со всех сторон и рассчитывать на помощь не мог. После этого осаждающие возвели подвижной вал, превосходящий по высоте вал крепости, и начали стрелять по Азову сверху вниз, причиняя ему значительные разрушения. Турецкий флот 14 июня попытался снять блокаду Азова, но как только турки увидели, что русские корабли снимаются с якоря и готовы вступить в бой, они ушли в море. 17 июля русские войска захватили часть наружного вала крепости. 18 июля Азов был занят русскими. 19 июля из города вышел сдавшийся турецкий гарнизон и передал свои знамена А. С. Шеину.
20 июля 1696 г. царь писал патриарху Адриану о событиях под Азовом: "18-го июля — в субботу, о полудни, неприятели азовские сидельцы, видя войск наших крепкое на граде наступление…, а свою конечную погибель, замахали шапками, и знамена приклонили, и выслали для договору от себя 2-х человек знатных людей, и били челом, чтоб их даровать животом и отпустить с женами и детьми;.. .а 19-го, в воскресенье. .. азовские сидельцы боярину нашему и большого полку воеводе Алексею Семеновичу Шеину город Азов с знамены, и с пушки, и с пороховою казною и со всем, что в нем было припасов, отдали, а им и женам их и детям учинена свобода, и отпущены вниз рекою Доном до р. Кагалника на
18 бударах; а 20-го — конница их отвезла всех на корабли турецкие. .. и те их суды отступили в дальность".
Вскоре Азов был сильно укреплен и превращен в русский город.
Мусульманские мечети превратились в православные церкви. "На вечное житье" в Азове из пограничных российских городов были переселены три тысячи семей в количестве восьми тысяч человек. Недалеко от Азова на мысу Таганрог была построена одноименная военная крепость с гаванью. 15 августа 1696 г. Петр I уехал из Азова. 30 сентября войска торжественно въезжали в Москву. Для этой цели через Москву-реку были построены Триумфальные ворота, украшенные рисунками и надписями. Например, под изображением турецкого паши надпись гласила: "Ах! Азов мы потеряли и тем бедство себе достали". На рисунке, изображающем морское сражение и бога морей Нептуна, надпись: "Се и аз поздравляю взятием Азова и вам покоряюсь".
Петр I лично руководил подготовкой и проведением походов 1695 и 1696 гг. под Азов. Во время 1-й Азовской кампании под именем Петра Алексеева он возглавлял бомбардирскую роту Преображенского полка. На одной из батарей бомбардир Петр Алексеев сам начинял гранаты и бомбы и стрелял в течение двух недель. В письме к А. Ю. Кревету от 17 июля 1695 г. он писал не без гордости: "… взятые языки сказывают, что от одной бомбы пропадало человек по сороку и болыпи". Считая себя находящимся на службе у государства, он начинал ее "с первого азовского похода в звании бомбардира".
При подготовке ко 2-му Азовскому походу особое внимание Петр I уделял постройке военных и транспортных судов. В конце февраля 1696 г. царь приехал в Воронеж и в течение нескольких месяцев собирал корабли и снаряжал их в поход. Оценивая собственную роль в подготовке похода,
Петр I писал Т. Н. Стрешневу из Воронежа 6 марта 1696 г.: "… в поте лица своего едим хлеб свой". Этому правилу Петр I следовал всю свою жизнь. Не случайно, после взятия Азовской крепости в 1696 г. адмирал Лефорт въезжал в ликующую столицу в раззолоченных санях, а за ним пешком шел капитан Петр Алексеев.
Во время штурма турецкой крепости царь вел себя мужественно и бесстрашно, показывая пример другим. 8 сентября 1695 г., описывая ситуацию под стенами Азова, царь сообщал А. Ю. Кревету: "…пеши наклонясь ходим, потому что подошли к гнезду близко и шершней раздразнили, которые за досаду свою крепко кусаются; однако гнездо их помаленьку сыплется". На просьбы сестры Натальи, чтоб был под Азовом осторожнее, Петр I отвечал: "По письму твоему я к ядрам и пулькам близко не хожу, а они ко мне ходят. Прикажи им, чтоб не ходили; однако, Хотя и ходят, только по ся поры вежливо".
4. Заказ 1029 |
Петр I думал о будущем России. Опираясь на опыт иностранцев, он хотел выучить собственных мастеров в разных отраслях знаний, в том числе в области кораблестроения. С этой целью вскоре после Азовских походов царь послал 50 комнатных стольников и спальников за границу: 28 человек в Италию, главным образом в Венецию, и 22 человека в Англию и Голландию. Вместе с тем Петр I и сам решил овладеть корабельным мастерством. Во время Великого посольства, с марта 1697 г. по август 1698 г., он относился к себе в вопросах кораблестроения не как к царю, а как к ученику зарубежных мастеров. На печатях писем Петра I, присылаемых им в это время из разных стран, говорилось: "Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую". Более четырех месяцев Петр I жил в Голландии, где заложил фрегат, строил и спускал его на воду. Делать корабельные чертежи учился в Англии.
Начало российского регулярного военного флота принято связывать с постройкой боевых морских кораблей для Азовского похода 1696 г., а именно сих спуском на воду в апреле месяце. Думается, что это не совсем правильно. Мысль о создании постоянного морского флота в это время еще не назрела в России. Известный украинский и русский историк Н. И. Костомаров справедливо писал, что "необходимость построить на Дону гребной флот в 1696 г." была вызвана "во-первых, для удобного перевоза войска, во-вторых, для действия против турок с моря", т. е. постройка кораблей в 1696 г. традиционно преследовала конкретную цель — взять Азов.
Регулярный флот необходим государству, имеющему общие морские рубежи с другими странами. Таких рубежей Россия в период кораблестроения зимой — весной 1695/96 гг. не имела. Второй Азовский поход, и воронежские корабли в ходе его в том числе, по сути положили начало превращению России из континентальной в морскую, активно ведущую себя на международной арене державу. Были созданы необходимые военно-политические и географические условия для рождения русского военного регулярного флота. Россия добилась первой, после длительного перерыва, морской победы над серьезным противником и собиралась непременно развить свой успех дальше. Между тем состояние войны с Турцией сохранялось. Удержать Азов, а значит укрепиться на Азовском побережье, можно было, только имея в Азове крепкие постоянные войско и флот.
20 октября 1696 г. в с. Преображенском Петр I слушал предложения Боярской Думы, "касающиеся завоеванной крепости Азова". Общее решение гласило: "Морским судам быть". Постоянный Азовский флот было "приговорено" построить к апрелю 1698 г. Он должен был состоять из 40 или более судов. Корабли надлежало делать со всею готовностью
и с пушками и с мелким ружьем, как им быть в войне". Предполагалось, что строить первый регулярный военный флот будет вся Россия. Указ от 4 ноября 1696 г. определял: "Святейшему патриарху, и властям, и монастырям" построить по одному кораблю "с 8 тысяч крестьянских дворов", боярам и "всех чинов служилым людям" — по кораблю "с 10 000 крестьянских дворов". Центром создания Азовского флота был объявлен Воронеж и близлежащие к нему уезды. Таким образом, датой основания военного регулярного флота России следует считать 20 октября 1696 г.
Кумпанства (компании) — это объединения прежде всего землевладельцев для совместного строительства, в дан-
ном случае военных морских судов для Азовского флота. Кумпанства создавались как светскими, так и духовными феодалами, ибо, по указу царя, строить регулярный военный Азовский флот должны были все вотчинники и помещики без исключения. Создание кумпанств к 1697 г. было вызвано условиями Боярского приговора от 20 октября 1696 г. и подтверждено указом от 4 ноября 1696 г. Членами кумпанств становились лишь те из землевладельцев, которые имели не менее 100 крестьянских дворов. Мелкопоместные дворяне в кумпанства не объединялись. Они обязывались внести на строительство флота "полтинные деньги" — по 50 копеек с крестьянского двора. На "полтинные деньги" строились дополнительные суда. В марте 1697 г. их насчитывалось 6 кораблей и 40 бригантин.
Во главе дворянских кумпанств стояли руководитель, по имени которого кумпанство обычно называлось, и совет при. нем из нескольких человек. Например, кумпанство князя М. А. Черкасского управлялось, кроме него самого, еще двумя самыми влиятельными членами кумпанства: князем И. Ю. Трубецким и боярином А. П. Салтыковым. Известны также кумпанства Т. Н. Стрешнева, Б. П. Шереметева, В. Ф. Долгорукова, Г. В. Тюфякина, Б. А. Голицына, М. Г. Ромодановского и др.
Кроме дворянских кумпанств, были созданы кумпан — ства: Гостиное, объединившее все торговое население страны, и отдельное от гостей (купцов) кумпанство "именитого человека" Г. Д. Строганова. Строгановы — известные русские купцы и промышленники, крупные землевладельцы и государственные деятели России XVI — начала XX вв., выходцы из поморских крестьян. Г. Д. Строганов (1656 — 1715) объединил раздробившиеся к 80-м гг. XVII в. родовые владения. Кроме того, захватил солеварни гостей Шустовых и Фи — латьевых. Г. Д. Строганов обещал царю построить на свои средства три военных корабля.
Гостиное кумпанство управлялось Корабельной палатой, состоящей из пяти самых богатых купцов — членов кум — панства: Ивана Юрьева, Ивана Панкратова, Ивана Сверчко- ва, Алексея Филатьева и Игнатия Могутова. Деятельность Гостиного кумпанства отличалась большей коллегиальностью и предприимчивостью. Создав кумпанство, русские купцы и торговцы предложили царю заплатить деньги за строительство возложенных на них двенадцати кораблей и устраниться от непосредственного участия в кораблестроении. Однако Петр I воспринял их предложение как "непослушание" и в знак наказания велел построить на два корабля больше.
Период организационного оформления кумпанств продолжался с ноября 1696 г. по март 1697 г. За это время было создано, по данным дореволюционного историка С. И. Елагина, 52 кумпанства, а по данным современного историка Ю. М. Лавринова, 35 кумпанств.
Церковные феодалы также были объединены в кумпанства. Из созданных к весне 1697 г., по данным Ю. М. Лавринова, 35 кумпанств, 17 кумпанств принадлежало церкви. Известны кумпанства: архиепископа Вологодского, епископа Тамбовского, митрополитов Псковского, Ростовского, Новодевичьего монастыря. Патриарх Адриан обязывался построить два военных корабля. С этой целью патриарх создал два кумпанства: патриарха и Рязанского митрополита.
В отличие от многих других епархий, Воронежская епархия в конце XVII в. была одной из самых молодых, но и она оказалась тесно связанной со строительством кораблей на воронежской земле. Воронежская епархия была открыта по решению церковного собора 1681/1682 гг. В 1682 г. монастыри и церкви Воронежской епархии, как и церкви и монастыри всей страны, помогали строить российский регулярный военный флот. Так, например, известно, что Покровский женский монастырь Воронежа лишился части своих крестьян, призванных к "государеву делу", а также вносил в казну средства на жалованье ратным людям и работным людям на верфи.
Деятельность Петра I по созданию военного флота поддерживал также первый воронежский епископ Митрофан. Биографических сведений о Митрофане сохранилось мало. Известно, что он родился 6 ноября 1623 г. Имел мирское имя Михаил. Был приходским священником в с. Сидоровском Шуйского уезда. После смерти жены постригся в монахи в Золотниковскую пустынь недалеко от Суздаля. Затем был поставлен в игумены Яхромского Козмина монастыря во Владимире. В 1675 г. принял почетное назначение игуменом Макарьевского Унженского монастыря. Имел сына Ивана. Назначение в Воронежскую епархию получил в апреле 1682
г. В Воронеж приехал в августе 1682 г. Петр I благосклонно относился к воронежскому архиерею и всячески подчеркивал свое расположение к нему. Строившийся в Воронеже флот Митрофан воспринимал как флот, необходимый для борьбы с врагами "креста святого" — турками и татарами. Особенно широкую известность Митрофан получил в связи с крупной суммой денег, которую он пожертвовал на корабельное строительство. В 1700 г. им было передано четыре тысячи рублей на жалование ратным людям, а в 1701 г. — еще три тысячи рублей. За это он получил благодарность от Петра I.
Эпицентром российских событий конца XVII в. стал район воронежского мужского Успенского монастыря. Именно здесь царь велел заложить строительные площадки для создания морского флота. Верфь тянулась по обе стороны от монастыря. В 1700 г. царь перевел монахов Успенского монастыря в Алексеевский Акатов мужской монастырь, подальше от шума верфи, а Успенскую церковь объявил Адмиралтейской. Успенская церковь и до этого уже была местом торжественных церемоний при спуске кораблей на воду. Так, 2 апреля 1696 г. после специального богослужения в Успенской церкви на воду был спущен первый воронежский корабль — галера "Принципиум", позже — многопушечный корабль "Апостол Петр". В 1700 г. — корабль "Предестинация", в 1703 г. — "Разженое железо", "Святой Георгий", "Святая Наталья" и многие другие корабли, построенные на воронежских стапелях. Петр I много раз посещал воронежскую Успенскую церковь и, по легенде, даже пел на клиросе. Успенская церковь в Воронеже и сейчас справедливо считается единственным, из сохранившихся, памятником истории и культуры города, связанным с кораблестроением здесь в конце XVII — начале XVIII в.
Покровский девичий монастырь, основанный в 1623 г. и расположенный на склоне холмов выше Успенской церкви, в 1702 г. был также переведен на новое место — вверх по реке Воронеж к урочищу Терновая поляна.
Кумпанское строительство выполняло ведущую роль в 1700 г. К августу 1697 г. между кумпанствами были распределены лесные участки для бесплатного пользования на период кораблестроительных работ. Строительные площадки в пределах Воронежского края для создания кораблей кумпанствам разрешалось выбирать самим. Так, Гостиное кумпанство избрало для строительства своих кораблей берег р. Воронеж напротив с. Ступина. На строительных площадках Ступинской верфи гости построили 10 кораблей.
На Рамонской верфи строили корабли кумпанства Т. Н. Стрешнева, Б. П. Шереметева, В. Ф. Долгорукова и Г. В. Тю — фякина. В устье р. Хопра находились верфи кумпанств Б. А. Голицына, М. Г. Ромодановского и М. Б. Милославского. На Дону в Паншине городке строили свои корабли кумпанства Л. К. Нарышкина и Г. Д. Строганова. По одному кораблю строили в с. Чертовицком и в с. Коротояке.
Кумпанства должны были обеспечить кораблестроение финансами, рабочей и тягловой силой, "сколько понадобится", строительными материалами. Государственная власть, кроме отвода лесов, предоставляла кумпанствам иностранных мастеров и специалистов, инструктировала по ходу работ. Так, при заготовке строительного материала для кораблей было велено "древесину обрабатывать ручными пилами, а не топорами", а "если кто и сделает судно из тесаного, а не из пильного, и таких судов принимать у них не будут, и сверх того положена будет пеня". В ходе кораблестроения выяснилось, что построить корабли согласно первоначальному плану было невозможно. Строительство велось медленно и не очень качественно. Тогда правительство пошло по пути частичного освобождения кумпанств от строительства с обязательной выплатой по 10 000 рублей за корабль. Гости должны были заплатить по 12 000 за корабль. В результате из 75 кораблей кумпанским методом были построены 64. Строительство остальных кораблей было передано подрядчикам.
Кумпанства строили разные корабли. Так, к весне 1698 г. силами кумпанств было построено 52 военных судна. Из них 20 баркалонов были ■ самыми большими кораблями "в 115 футов длиною и 27 шириною, при 7 футах углубления, с значительным числом больших чугунных орудий: от 26 до 44-х". Их строили светские и два духовных кумпанства: казанского и вологодского архиепископов. 14 барбарских кораблей
отличались большей шириной относительно длины. Их строило Гостиное кумпанство. Затем шли 6 бомбардирских судов. Они имели разную длину: от 80 до 90 футов при 20 и 28 футах ширины. 12 галер были выстроены духовными кум — панствами. Каждая галера была шириной в 24 фута, а длиной от 125 до 174 футов. Кумпанства должны были не только выстроить корабли, но и снарядить их за свой счет.
Сначала дело кумпанского судостроения шло успешно. К весне 1698 г. все требуемые суда были построены. Посетив Воронеж после возвращения из Великого посольства, Петр I остался доволен построенными кумпанствами судами. Только некоторые корабли, по замечанию приехавшего с ним адмирала Крюйса, царь велел переделать. Но постепенно Петр I приходил к мысли о малой эффективности кумпанского метода строительства. И хотя в Керченском походе 1699 г. все участвовавшие суда были кумпанскими, 20 апреля 1700 г. царь издал указ, по которому: "Кумпанские корабли со всеми корабельными припасами против старых и новых росписей всех кумпанств принять в Адмиралтейский приказ". Кумпанства как особая форма кораблестроительных организаций были упразднены. Вместо них вводился единый государственный налог "на починку тех кораблей и на покупку всяких корабельных припасов, ‘ и на дачу плотникам и кузнецам разным мастерам, столярам, матросам жалованных и кормовых денег". *
Посещение Петром I западноевропейских стран в составе Великого посольства в 1697 — 1698 гг. заставило Россию резко изменить свой внешнеполитический курс с Черного моря на Балтийское. С одной стороны, выяснилась непрочность антиту — рецкого союза России, Австрии и Венеции и невозможность укрепить его в условиях приближающейся войны в Европе за испанское наследство. С другой — Россия встала на путь
создания Северного союза, в который, кроме России, могли войти Польша, Саксония и Дания. Однако начать войну против Швеции, не заключив мир с Турцией, было невозможно. Вместе с тем Россия не была удовлетворена взятием Азова и днепровских крепостей. Мир на ее южных границах и выход в Черное море могли быть обеспечены только получением Керчи. Именно эти требования и выдвинул П. Б. Возницын, назначенный Петром I представлять Россию на конгрессе союзников с Турцией в середине октября 1698 г. Австрия, Венеция и Польша, преследовавшие собственные интересы в отношениях с Турцией, Россию на конгрессе не поддержали и заключить общий мир с турками отказались.
Тогда П. Б. Возницын выработал самостоятельный проект русско-турецкого мира, по которому Россия получала Керчь в качестве возмещения убытков, причиненных России татарскими нападениями. Кроме того, Россия брала под свое покровительство православное население и христианские святыни, находящиеся в самой Турции. Русские требования показались турецким послам дерзкими и неожиданными. Об их реакции на условия русско-турецкого мира П. Б. Возницын писал царю: "И когда турские послы то услышали, в великое изумление пришли и вдруг во образе своем перемени — лися, и, друг на друга поглядя, так красны стали, что больше того невозможно быть и не мало время молчав и с собою шептав, говорили, что они того не чаяли…"
Конгресс в Карловичах близ Белграда закончился для России заключением временного перемирия на два года и взаимного обязательства о ненападении по договору от 14 января 1699 г. Турция признала переход к России Азова и приднепровских городков. На требовании Керчи П. Б. Возницын настаивать не стал.
Карловицкого перемирия было недостаточно, чтобы начать войну со Швецией. Нужен был длительный мир с Турцией. Для переговоров о мире решено было отправить в Константинополь начальника Посольского приказа, думного дьяка Е. И.Украинцева и дьяка Ивана Чередеева. Чтобы помочь Е. И. Украинцеву заключить выгодный для России мир и показать Турции мощь своего государства, Петр I отправил своего посланника не сушей, а морем на русском военном корабле "Крепость", построенном кумпанским методом. Кроме того, Петр I решил показать туркам и крымцам весь русский флот, а заодно и разведать морской путь от Азова до Керчи. С этой целью царь велел отправить кумпанские военные корабли из Воронежа провожать Е. И. Украинцевадо Керчи. Генерал-адмиралом Керченского похода был назначен боярин Ф. А. Головин — первый русский кавалер ордена Андрея Первозванного, учрежденного 10 марта 1699 г.
В апреле 1699 г. чрезвычайные русские послы Е. И. Украинцев и И. Чередеев отправились в Константинополь с дорогими подарками турецкому султану. Они везли меха на 5 тысяч рублей, полтора пуда чая, "десять пудов рыбья зуба". Последние инструкции Е. И. Украинцев получил от Петра I в Воронеже и отсюда поплыл Доном мимо Костенска, Урыва, Коротояка, "Дивьих гор", казачьих городков до Азова и далее до Таганрога. Недалеко от Таганрогской крепости посла дожидался военный сорокашестипушечный корабль "Крепость", а также "государев морской корабельный караван". До Керчи посланники шли в сопровождении 9 кораблей, двух галер, яхты, двух галиотов и трех бригантин. В составе "государева морского каравана" в "четырех морских стругах шел донской атаман Фрол Минаев с пятьюстами выборных казаков". Командиром на корабле "Апостол Петр" был Петр I.
Керченский паша сильно испугался при виде большого русского каравана судов и стал настаивать, чтобы послы ехали до Царьграда сухим путем через Крым и Буджаки, как того требовал турецкий султан. Но Е. И. Украинцев отказался подчиниться требованию керченского паши, ответив ему: "По указу великого государя велено нам ехать морем на корабле царского величества, а сухим путем ехать нам не велено, да и не для чего, потому что тот путь в дальнем расстоянии
видно, ты, пристав, хочешь вести нас через Крым для какого-нибудь вымысла; только нам через Крым ехать не для чего, и до хана крымского никакого дела нам нет, говорить с ним не о чем".
28 августа русские послы вышли в Черное море, а 6 сентября 1699 г. благополучно достигли турецкой столицы. Русский корабль торжественно, при пушечной стрельбе, вошел в Константинопольскую гавань и стал на якорь против Сераля, т. е. султанского дворца! Посмотреть на невиданное диво приезжали французский посол, великий визирь и сам султан. Они долго ездили около русского корабля, дивясь и хваля его.
По турецкой столице поползли слухи о скором прибытии в Константинополь всего русского флота. Толки эти усугублялись пушечной пальбой с "Крепости", раздававшейся по разным поводам и вызывавшей панику в султанском дворце. Переговоры с Турцией, тем не менее, затянулись на девять месяцев. Неуступчивость Турции объяснялась разговорами о начале войны России со Швецией, доходившими до турецкого султана, а также противодействием со стороны английских и голландских послов, не желавших заключения долговечного договора России с Турцией. Донесение от Е. И. Украинцева о заключении с Турцией перемирия на 30 лет Петр I получил только 8 августа 1700 г. 9 августа 1700 г. царь приказал начать военные действия против Швеции, объявив ей войну.
Кумпанские корабли, построенные на Воронежской земле, таким образом, способствовали заключению мира с Турцией и сыграли важную роль в сдерживании Турции и Крыма в начальный период Северной войны.
Азовский флот кумпанствам, правительство Петра I и само строило корабли. После ликвидации кум
панств государственный метод строительства военных кораблей стал ведущим.
В Москве вопросами кораблестроения еще со времени Второго Азовского похода занимался Разрядный приказ, начальником которого в это время бьш Т. Н. Стрешнев. В конце 1696 г. руководство строительством военно-морского флота было поручено Владимирскому судному приказу. Начальником Владимирского судного приказа был окольничий А. П. Протасьев, которому Петр I в декабре 1696 г. присвоил звание "партикулярного адмиралтейца" и поручил непосредственное руководство кораблестроением. Разрядный приказ отвечал главным образом за обеспечение кораблестроения рабочей силой и кадрами специалистов. Владимирский судный приказ занимался вопросами лесозаготовки и бесперебойного снабжения верфей корабельным лесом, собирал "полтинные деньги", описывал и охранял леса, строил казенные корабли и контролировал кумпанское строительство. Параллельно Владимирский судный приказ продолжал выполнять функции высшей судебной инстанции для думных чинов и столичного дворянства. В ходе реорганизации системы управления кораблестроением 3 ноября 1699 г. царским указом Владимирский судный приказ был упразднен. Его судебные функции перешли в ведение Московского судного приказа. Для управления строительством военных судов было создано новое государственное учреждение — Приказ Адмиралтейских дел.
В Воронеже главным органом государственного кораблестроения стал "Государев (или Разрядный) шатер". Первый раз "Государев шатер" в Воронеже упоминается в документах еще весной 1696 г. Тогда он находился у пристани на дворе воронежского подьячего Ивана Моторина, где первое время жил царь. "Государев шатер" являлся походной канцелярией царя. Традиция создавать во время военного похода при главнокомандующем штаб (его и называли Разрядным, или Полевым шатром) существовала в России давно. В штаб входили: начальник походной артиллерии, казначей, дьяки, подьячие, судьи и приставы.
2а? межекии ____________________________________
Сначала для строительства кораблей в Воронеж из Разрядного приказа были присланы московские дворяне: А. И. Грамотин, П. Ф. Бохин, И. С. Зиновьев, Я. М. Жеребцов, С. Г. Грибоедов, Н. И. Лихудьев. В начале 1698 г. они были заменены воронежскими подьячими, контроль за которыми осуществлял воронежский воевода Д. В. Полонский. В конце 1698 г. воронежским кораблестроением занимались непосредственно воронежские дворяне А. Т. Михнев, А. П. Веневитинов и И. Е. Лосев. Основные вопросы воронежского кораблестроения находились в ведении А. П. Протасьева. Назначив его "партикулярным ад — миралтейцем", Петр I велел ему построить в Воронеже Адмиралтейский двор "для поклажи всяких запасов" и строительных материалов для 6 государственных кораблей и 20 бригантин. 24 июля 1697 г. А. П. Протасьеву было велено "ехать с Москвы на Воронеж к корабельному и иных морских судов делу". К августу 1698 г. Адмиралтейский двор в Воронеже был построен.
Государственные корабли строились на самой крупной верфи Воронежского края, которая находилась в черте современного Воронежа на правом берегу одноименной реки. Воронежская верфь начиналась под воронежским посадом у Богословской пристани у р. Воронеж от двора воронежца посадского человека Андрея Ляпина, на огородах воронежских посадских людей и в других местах, протянувшись прерывистой полосой за пределы Чижовской слободы.
Всего в Петровскую эпоху на Воронежской верфи было построено и спущено на воду, по данным Ю. М. Лавринова, 118 военных судов. В 1697 — 1700 гг. здесь планировалось построить только государственных 6 кораблей и 20 бригантин. Именно на Воронежской верфи чаще всего работал Петр I: строил, конопатил и мазал суда. 30 ноября 1698 г. Петр I лично заложил первый российский линейный корабль
"Предестинация", оснащенный 58 пушками. Тогда же вместе с царем английский кораблестроитель О. Най заложил на Воронежской верфи 56-пушечный корабль под названием "Черепаха".
Строительству кораблей в Воронежском крае способствовали природные богатства как самого края, так и близ-
лежащих районов. Струги, морские лодки, бревна, брусья, бруски, пластины, плоты заготавливались и строились в "угожих" воронежских, ольшанских, добренских, тульских, веневских, оскольских, усманских, козловских, белоколодских лесах. Недостающие породы деревьев привозились из лесов дальних, например "рязанских городов": Вологды, Нижнего Новгорода. Всюду были взяты на учет "припасы из дубового, соснового, липового, кленового, березового, елового, ясеневого, вязового леса". Заготавливались "самые добрые и прямые и несуковатые" материалы. Затем их складывали в "стопы" . Потом "на подводах" "зимним путем" и по рекам "плавным путем" летом доставляли к строительным площадкам.
Отправляли строительные материалы "караванами" или партиями. Так, только с 12 мая по 11 июля 1699 г. из Воронежа в Азов плавным путем было отправлено шесть "караванов" "разных лесных припасов", всего до 100 000 "дерев". Правительство обязывало кумпанщиков и заготовителей относиться к лесам по хозяйски, "чтоб зело лесов берегли и бережно колоть в доски и в иные надобья". Для охраны лесов назначались специальные "надсмотрщики". 20 августа 1696 г. по указу Петра I и челобитью воронежца Антона Веневитинова, последнему было "велено быть в Воронежском уезде и в Усманском уезде для надсматриванья и береженья тех угожих лесов, которые годятся на струговое и лоточное дело и к иным судам на строенье и выбрать для береженья в стороже в селех и в деревнях человека по 2 из городовой службы и из детей боярских, чтоб тех лесов потому не ру
били и не жгли и никакой порухи никто не учинили". Регулярные правительственные мероприятия по охране и разработке лесов в конце XVII — начале XVIII в. привели к созданию в 1703 г. специального Приказа Лесных дел, во главе которого тогда был поставлен стольник князь Л. Ф. Долгорукий. В 1719 г. лес "по Дону, Воронежу, Осереди, Бузу — луку, Битюгу, Хопру до казачьих городков" был объявлен "заповедным".
Не последнюю роль в выборе Воронежского края в качестве территории для строительства Азовского военно-морского флота сыграло также наличие здесь удобных речных путей. Воронежский край орошается реками бассейна Дона. Дон (на древнегреческом языке — Танаис) — одна из длинных рек Восточной Европы. Исток Дона начинается в районе современного города Новомосковска Тульской области. Длина реки 1870 километров. Впадает Дон в Таганрогский залив Азовского моря и является прямой дорогой, идущей с территории Воронежского края, в конце XVII в. покрытого сплошь лесами, до Азова.
Кроме Дона, в пределах современной Воронежской области пять рек, которые имеют протяженность свыше 200 километров и 227 рек протяженностью от 10 до 200 километров. Самыми крупными притоками Дона являются: Воронеж, Ведуга, Девица, Потудань, Тихая Сосна, Черная Калитва, Битюг, Икорец, Осередь, Толучеевка, Хопер, Медведица, Северский Донец и Западный Маныч. В конце XVII — первой трети XVIII в. все эти реки были гораздо полноводнее, чем сейчас. В период весеннего половодья по ним могли плавать суда, можно было сплавлять лес.
Напосредственными строителями воронежских кораблей были "работные люди". Работные люди Гостиного кумпанства были на 100 % наемными. За их работу им платилось жалованье. В дворянских кумпанствах работные люди состояли из крепостных
крестьян членов кумпанских объединений. Дворянские кумпанства не всегда обходились силами собственных крепостных и тоже нанимали работников. На государственных верфях работные люди состояли прежде всего из детей боярских городовой службы и служилых людей по прибору ряда городов Белгородского разряда. Кроме них, в состав работных людей воронежских корабельных верфей входили посадские и "посошные" люди, т. е. жители городов и крестьяне. Для всех них это была натуральная трудовая повинность, для выполнения которой они обязывались явиться "с подводы, и с топоры, и со всякими снастьми.., и с хлебными запасами и конскими кормами". Жалованье на государственных верфях не платили.
Работные люди выполняли самую тяжелую работу: вырубали и возили лес к строительным площадкам, производили погрузочно-разгрузочные, земляные и другие подсобные работы. Наряды людей к "государеву делу" были, как правило, большими и составляли по нескольку сотен человек. Например, для сплава леса по Дону к Азову 12 мая 1698 г. были посланы "начальные люди и копейшики, и рейтарских, и солдатских детей недоросли": калужане, "серпьяне", козельские, перемышляне, мосальские, касимовские-всего 688 человек. 3 июля 1698 г. с "пятым караваном" лесных припасов было отправлено 720 человек.
Для строительства 6 кораблей и 20 бригантин на Воронежской верфи в 1697 г. было набрано 1005 человек"землян — цев, усманцев, сокольцев, белоколодцев, костенцев". Специальные наряды людей посылались "лед разсекать и ход водный бударам очистить", если "будары… с корабельными лесными припасами замерзли на р. Воронеже". Иногда мелкие места по Воронежу и Дону заносило песком. В этих местах реки в летнюю пору можно было переехать "вброд и с телегами". В пределах г. Воронежа мели были "против двора воронежского подьячего Ивана Моторина, а также под Чижовкою против Троицкой церкви" до "Ивановской пристани". В такие периоды сплавлять лес, плыть военным кораблям и груженым стругам было невозможно. Суда иногда тонули. Для очистки Воронежа и Дона Петр I также велел собирать специальные наряды людей. Например, в сентябре 1698 г. из Воронежа и Коротояка для очистки рек было привлечено 1048 "стрельцов и их детей, казаков и их недорослей". Они должны были очистить русла рек в тех местах, которые "песком засыпало". Этого количества людей не хватило, тогда в октябре того же года на помощь было прислано еще 1048 человек "с топоры и с заступы и с лопаты и с веревки и со всякими снастьми, которые к тому делу пристойны". Так продолжалось до весны 1700 г., когда, по инициативе иностранного мастера Гуморта, чтобы избавиться от мелей в реках, стали строить плотины.
Тяжелый труд, плохое питание, нищенское жалованье, антисанитарные условия проживания и массовые болезни заставляли работных людей бежать с лесозаготовок, строительных площадок и других работ. Например, в указе о сыске беглых от заготовки лесных припасов от 12 августа 1698 г. отмечалось, что из призванных на работу 400 воронежцев, 300 усманцев, 400 землянцев, 112 белоколодцев осталось соответственно 32, 126, 32 и 1 человек. Коротоячане (300), костенцы (293), урывчане (20), соколяне (300) бежали все. Введенная за бегство в конце 1698 г. смертная казнь бегства не приостановила. Тогда, по инициативе А. П. Протасьева, работных людей стали ежемесячно сменять.
Другую группу строителей воронежских кораблей составляли плотники, кузнецы, канатчики, столяры, мастера оружейного дела, угольного жжения и смоляного варения. Это были "мастеровые люди", как наемные, так и крепостные. В отличие от работных людей, живших чаще всего при лесозаготовках в хижинах, сделанных ими же самими, мастеровых размещали обычно на постой по дворам воронежских жителей или отводили для них специальные помещения для жилья на территории верфей. Мастеровые люди получали жалование.
Значительную роль, особенно на первых порах, при строительстве кораблей на воронежской земле играли иностранные мастера. Петр I высоко ценил их теоретические знания и практический опыт. Петр I подыскивал иностранных мастеров за границей через своих доверенных лиц, заключал с ними трудовой договор, обычно сроком на 1 — 2 года, и платил им жалование. Жалование у них было значительно выше, чем у русских мастеров. Самое высокое — 30 рублей в месяц — имели мастера корабельного дела. Вместе с высоким жалованием иностранные кораблестроители получали ряд других льгот, а именно: бесплатный проезд в Россию и к месту работы, бесплатное проживание, бесплатные дрова, свечи, лечение. В 1696 г., при подготовке ко Второму Азовскому походу, Петр I принял на службу около 50 иностранных мастеров. В 1697 — 1699 гг. — около 120 человек. Главным образом это были голландцы, англичане, а также мастера других национальностей.
Среди иностранных мастеров, работавших в Воронежском крае в конце XVII — начале XVIII в., особенно выделялись голландец Крюйс и англичанин Най. Крюйс был приглашен на службу Петром I в мае 1698 г. на четыре года. Это был опытный кораблестроитель, работал экипажмейстером адмиралтейства в Амстердаме и хорошо знал вооружение флота, разбирался в вопросах навигации и гидрографии. Крюйс был человеком проницательного ума. В Воронеж он приехал вместе с Петром I в конце октября 1698 г.
Деятельность воронежских верфей оказала большое влияние на хозяйственное развитие Воронежа и всего Воронежского края. Рост населения вызвал дополнительную потребность в хлебе, а это способствовало расширению посевов сельскохозяйственных культур. Строительство военных судов предъявляло спрос на металлические изделия, обработанную древесину, смолу, канаты и паруса. В результате 66 возникли лесопильные, кожевенные заводы, смоловарни и кузницы, парусные и канатные предприятия. Некоторые из них были переведены из Москвы. В это время в Воронеже уже была разработана местная сырьевая база, и предприятия могли на нее опираться. Например, из местной конопли вырабатывались грубые сорта парусины. Сельское хозяйство давало для производства канатов пеньку, овечьи стада — шерсть, крупный рогатый скот — кожу. На предприятиях было занято немало рабочих. Например, в "большой мелочной кузнице" у мастера Ягана трудилось 50 человек русских мастеров. Все эти предприятия обслуживали в первую очередь судостроительные верфи и с их ликвидацией, как правило, исчезали.
Исключение составляли суконные и кожевенные заводы. Их продукция одевала и обувала солдат и матросов, обслуживала другие нужды государства. Они не были непосредственно связаны с кораблестроением и поэтому работали в Воронеже и крае долго и после петровского времени.
Военно-государственные нужды в металлических изделиях удовлетворяли липецкие железоделательные заводы. При Петре I их было три: Боринский на р. Белый Колодец, притоке Воронежа (его также называли Романовским), Кузьминский и Липецкий.
Липецк и Воронеж стоят на одной и той же судоходной реке — Дон — на сравнительно небольшом расстоянии (около 200 км), что делало удобным перевозки грузов. В Воронеж и Воронежский край везли "железо цельное прутовое", пушки, ружья, штыки, якоря, скобы, топоры, лопаты, гвозди, проволоку и другие предметы. Значительная часть металла шла в Воронеж также с тульских и других металлургических заводов. —
Возникновение и развитие местной промышленности, способной в столь короткие сроки удовлетворить огромные потребности государства в предметах промышленного производства, еще раз подчеркивает величие и особенности воронежского кораблестроения.
Первый Азовский поход 1695 г., а Возникновение затем и Второй Азовский поход 1696 г. резко повлияли на военно-политическую обстановку на юге и юго-востоке России. После взятия Азовской крепости набеги татар в пределы южнорусских владений практически прекращаются. В истории хозяйственного освоения обширных русских земель, оказавшихся за Белгородской чертой, начинается новый этап. Русские люди и украинцы селятся впереди черты. В районе бывших воронежских угожьев возникают села и деревни.
Разные районы Воронежского края заселялись по-разному. Например, земли, расположенные к югу от р. Тихой Сосны и юго-востоку от р. Битюга, с середины 90-х гг. XVII в. захватываются острогожскими помещиками. Существовавший к этому времени Острогожский уезд превращается в район крупного помещичьего землевладения. Бассейн р. Хворостани закрепляется в качестве вотчины воронежского Покровского монастыря. Район Прибитюжья (бассейны рек Битюга, Икорца и Осереди) становится народной вольницей. Без царского разрешения, самовольно здесь селятся беглые мелкие служилые люди — русские и украинцы. К осени 1698 г. они основали здесь 18 населенных пунктов. Однако царское правительство России не могло допустить, чтобы "привольные" земли по Битюгу, Икорцу и Осереди заселялись свободно. 23 апреля 1699 г. был издан именной указ Петра I о выселении русских и украинцев с Битюга. По этому указу надлежало битюцких жителей сослать в прежние места, "а строенье все пожечь и впредь им селиться на Битюге не разрешать".
Уничтожив в 1699 г. поселения беглых в Прибитюжье, правительство решило поселить здесь дворцовых крестьян. Летом 1701 г. в Прибитюжье была переселена первая большая группа дворцовых крестьян, общей численностью 4919
человек. К 1703 г. из 4919 переселенных на Битюг крестьян осталось 369. Из 4550 человек убывших 3409 умерли, 1141 убежали. Привыкшие к мирной сельской жизни в центральных районах страны, откуда они были выселены, дворцовые крестьяне не могли сразу приспособиться к пограничной жизни. Здесь нужно было быть не только пахарем, но и воином. Правительство не обратило внимание на гибель дворцовых крестьян в Воронежском крае. В 1704 г. в Прибитюжье переселяют еще одну большую группу дворцовых крестьян. Но и на этот раз убыль населения оставалась значительной. Осенью 1705 г. переписчики Ф. Дугин и Е. Данилов писали, что переведенцы Балахонского и Суздальского уездов на Битюге "все умерли и разбежались, а осталось только семей с десять, и те все хворы и безмочные". Царский указ об основании на Битюге Битюцкой дворцовой волости находился под угрозой срыва. Тогда местные воеводы решили пойти на хитрость и снова разрешили беглым служилым людям селиться здесь.
К 1710 г. в Битюцкой дворцовой волости насчитывалось 15 сел. Интересно, что названия битюцким дворцовым селам дали не переселенные сюда дворцовые крестьяне, а беглые служилые люди, которым хорошо были известны поселения Прибитюжья конца XVII в. На Битюге это были Бобров, Мечетка, Коршево, Щучье, Чигла, Тойда, Анна, Курлак, Садовое, Борщево, Шестаково, Тишанка. На Икорце — Нижний Икорец (или Никольское), Средний Икорец (или Яблочное) и Верхний Икорец (или Городецкое). Все они сейчас входят в разные районы Воронежской области. Административным центром битюцких дворцовых сел был Бобров, в котором находилась съезжая изба во главе с управителем.
Основной административно-территориальной единицей России половины XVI в. был уезд. Уездом назывался город и "тянувшие" к нему земли. В прошлом говорили, что земли, ближе всего подходившие к данному городу, как бы "уехали" к нему. Отсюда и произошло само понятие "уезд".
На губернии Российское государство впервые было поделено в 1709 г. в ходе территориально-административной реформы Петра I. Тогда было создано 8 губерний. Территория Воронежского края вошла в состав обширной Азовской губернии.
В 1710 г. Турция, подстрекаемая австрийской и французской дипломатией, объявила войну России. Прутский поход русской армии 1711 г. закончился подписанием Прутского мирного договора, согласно которому Россия возвращала Турции Азов и ликвидировала крепости на Азовском море. Губернские учреждения из Азова были переведены в Тамбов. Отсюда в 1715 г. в Воронеж, после чего он стал центром Азовской губернии. В 1725 г. после смерти Петра I в ходе очередной территориально-административной реформы Азовская губерния была переименована по названию своего центра в Воронежскую. Воронежская губерния тогда была очень большая. Она включала в себя Воронежскую, Елецкую, Тамбовскую и Шацкую провинции, которые делились на уезды. В Воронежской провинции, например, были уезды: Воронежский, Землянский, Костенский, Усердский, Верхососенский, Ольшанский, Павловский, Усманский, Демшинский, Орловский, Коротоякский, Острогожский и Битюцкая волость.
Деление России на уезды и губернии сохранялось до 1928 г., то есть более 200 лет.
Дворцы и другие постройки, появившиеся в Воронеже при Петре I, до наших дней не сохранились. Они были сделаны из дерева и в первой половине XVIII в. сгорели во время пожаров. Единственным памятником петровской эпохи в Воронеже долго оставалось здание цейхгауза на острове. В годы Великой Отечественной войны оно было разрушено прямым попаданием в него
снаряда. И все же в Воронеже есть "молчаливый свидетель" деятельности Петра I здесь в конце XVII — первой четверти XVIII в. Это Успенская церковь на набережной Воронежского водохранилища. До приезда Петра I в Воронеж церковь была Успенским мужским монастырем. В условиях начавшегося кораблестроения монастырь был упразднен. В 1700 г. Успенская церковь была объявлена Адмиралтейской. По традиции служители Успенской церкви освящали суда, построенные на Воронежской верфи. Дошедший до нас каменный с пятью главами Успенский храм был построен после 1703 г. Сейчас это памятник истории и культуры Воронежа конца XVII — начала XVIII в. Охраняется законом. В 1996 г. церковь была восстановлена и передана епархии.
Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Воронежском крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой деятельности. Не случайно поэтому первый памятник монументальной скульптуры в Воронеже был посвящен Петру I, Он был открыт в 1860 г. в центре города в Петровском сквере и по своим художественным
достоинствам не уступал памятникам Петербурга. Авторы проекта памятника — архитектор А. А. Кюи и скульптор А. Е. Шварц. В 1942 г. памятник Петру I в Петровском сквере был уничтожен фашистами. Современный памятник Петру I в Воронеже построен по проекту московского скульптора Н. П. Гаврилова. Он был открыт 10 января 1956 г.
Есть в Воронеже еще один памятник Петру I. Он находится в музее истории Воронежского аграрного университета (ранее ВСХИ). Это оплечный бюст Петра I. До Октябрьской революции 1917г. институт носил имя императора Петра Великого. Бюст Петра I стоял на колонне над входом в главный корпус.
30 мая 1872 г. Россия отмечала 200-летний юбилей со дня рождения императора Петра Великого. Праздничным этот день был и для воронежцев. В 1896 г. воронежцы отметили также 200-летний юбилей со дня рождения российского военно-морского флота. А в 1909 г. — 200-летний юбилей Полтавской победы. И совсем недавно, в 1996 г., Воронеж стал свидетелем торжеств, связанных с 300-летием военно-морского флота России. Столетия идут, а Петр I и его деятельность в Воронеже и Воронежском крае живут в памяти воронежцев.
Вопросы и задания к главе 5
1. Какими причинами были вызваны Азовские походы Петра I?
2. Расскажите об Азовском походе 1695 г.
3. Почему русские войска не смогли взять Азовскую крепость в 1695 г.?
4. Расскажите о строительстве кораблей в Воронеже зимой — весной 1696 г.
5. Кто руководил сухопутными русскими войсками во время 2-го Азовского похода?
6. Назовите основные события Азовского похода 1696 г.
7. О чем говорилось в "Указе по галерам"? Когда, где и кем он был составлен?
8. О чем писал Петр I патриарху Адриану в письме от 20 июля 1696 г.?
72 ‘
9. Как встречала Москва победителей Азовского похода 1696 г.? —
10. Какую роль сыграл Петр I в подготовке и проведении Азовских походов?
11. С какой датой следует связывать основание регулярного военно-морского флота России?
12. Что такое кумпанства, когда и для чего они были созданы?
13. Какие кумпанства вы можете назвать?
14. Какую роль сыграла Русская православная церковь в создании Азовского флота?
15. Приведите примеры помощи воронежских служителей церкви реформаторской деятельности Петра I.
16. Расскажите о кумпанском строительстве кораблей в 1696 — 1700 гг.
17. Какую роль сыграли воронежские кумпанские корабли в Керченском походе 1699 г. и подписании перемирия с Турцией в 1700 г.?
18. Что вы можете рассказать о Е. И. Украинцеве?
19. Кто управлял государственным строительством кораблей в 1696-1700 гг.?
20. Какие суда строились на Воронежской верфи?
21. Какие судостроительные верфи в Воронежском крае, кроме Воронежской, вы знаете? *
22. Какую роль в создании военно-морского флота России сыграли природные богатства Воронежского края?
23. Кто такие "работные люди"?
24. Почему Петр I приглашал иностранных мастеров для строительства военно-морского флота России?
25. Кого из иностранных мастеров воронежского кораблестроения вы можете назвать?
26. Приведите примеры названий кораблей, построенных на воронежской земле в 1696 — 1700 гг.
27. Соберите материал о строительстве кораблей в вашем городе, селе в конце XVII — начале XVIII в.
28. Разработайте маршрут экскурсии по местам кораблестроения в вашем крае и местам, связанным с пребыванием здесь Петра I.
Документы и материалы к главе 5
Отписка А. С. Шеина о подготовке похода русской армии из Воронежа к Азовской крепости
31 марта 1696г.
Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу холоп твой Алешка Шеин челом бьет.
В нынешнем 204-м году по твоему, великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу велено мне, холопу твоему, быть на твоей, великого государя, службе з большим полком с твоими, великого государя, ратными с конными и пешими людьми в низовом походе для промыслу над турецким городом Озовом. И по твоему, великого государя, указу на тое твою, великого государя, службу пошел я, холоп твой, с Москвы марта в 15 числе и пришол на Воронеж марта в 31 день, а с Воронежа собрався я, холоп твой, с твоими, великого государя, ратными с конными и пешими людьми пойду не мешкая.
А сию отписку послал я, холоп твой, чрез почту и велел подать в Розряде боярину Тихону Никитичи) Стрешневу с товарыщи.
(Воронеж в документах и материалах. Воронеж, 1987. С. 40)
Из царского указа в приказ Адмиралтейских дел о количестве работных людей, назначенных на строительство флота в Воронеже
По указу великого государя из Разряду велено на Воронеже у корабельного и стругового дела и у всяких дел в работных людех быть Белогородцкого полку городов указному числу 20 тыс. человеком, в том числе прежним полковые и городовые службы и детем их и свойственником: воронеж — цом самим 2201, детям их 2311 человеком; землянцом 1085, 74 детям их 1329; коротояченам 1297, детям 748; костенцам 535, детям их 420; орловцам 477, детям их 240; усмонцом 1588, детям их 1362; демшинцом 140, детям их 124; соколяном 1124, детям их 954; добренцом 1918, детям их 1313; да белоколотцом 305, детям их 489. И тех городов воевоцкими отпусками и тех чинов ратных людей во всяких делах росправою ведать по-прежнему в Адмиралтейском приказе.
А что тех городов за указанным числом в остатке 719 человек, и с тех людей на нынешней 1701 г. взять и впредь иметь деньги по указным статьям с копейщиков и с рейтар: с воронежцов 98, з детей их со 177; з землянцов со 123, з детей их со 183; с коротоячен з 25, з детей с 17; да з белоколотцов городовой службы с самих з 96… всего с 719 человек; с копейщиков и с рейтар с самих по полторы рубли,- з детей их по 23 алтына по 2 деньги; з белоколотцов городовой службы по 1 рубли с человека; всего 747 рубли 25 алтын. И те деньги на нынешней 1701 г. взять и впредь забрать из Адмиралтейского приказу и присылать в Розряд.
А ельчаном полковые и городовые службы всяких чинов людем всем по спискам и их крестьяном у того вышеписанного дела на Воронеже не быть и тем нарядом и всякими делами и воевоцкими отпусками в том приказе не ведать, а ведать их по-прежнему в Розряде. И на нынешний 1701 г. взять деньги по указанным статьям и для того их ельчан, которые ныне на Воронеже у того дела на работе, отпустить в домы…
(Воронеж в документах и материалах. Воронеж, 1987. С. 41 — 42).
Запись об отплытии из Воронежа руководителей второго Азовского похода и построенного под Воронежем флота,
1696г.
С Воронежа рекою Воронежем, а из Воронежа рекою Доном в низовой поход плавным путем пошли к Азову на чердачных стругах и на каторгах в разных числах. _
Апреля в 26 числе. Большого полку боярин и воевода Алексей Семенович Шеин. Да боярин князь Михаил Иванович Лыков и князь Михаил Никитичь Львов; окольничий Петр Матвеевич Апраксин; думный дворянин Иван Астафьевич Власов; дьяки: из Разряда — Иван Уланов, из Стрелецкого — Михаил Щербаков, из Пушкарского — Иван Алексеев.
Мая в 3 числе. Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич… изволил итти с Воронежа большого морского всего флота на уготованной первой каторге с юинскими пехотными людьми. Да в том же морского флота караване пошли: комисса- рий генерал Федор Алексеевич Головин, кравчий Кирило Алексеевич Нарышкин, стольник комнатный Иван Алексеевич сын Головин и иные того ж морского флота начальные люди.
Мая в 4 числе. Генерал-адмирал Франц Яковлевич Лефорт с начальными людьми и с солдаты.
Мая в 5 числе. Думный дьяк Никита Моисеевич Зотов, а с ним Посольского приказа дьяк Иван Волков, и переводчик, и подьячие, и толмачи.
Мая в 10 числе. Вице-адмирал Юрий Степанович Лима, а с ним 7 каторг.
Мая в 17 числе. Боярин князь Иван Юрьевич Трубецкой, а с ним 7 каторг.
Мая в 21 числе. С хлебными и со всякими запасы думный дворянин Семен Иванович Языков.
Мая в 24 числе. В последнем отпуску на каторге шаут — бенахт Бальтазар Емельянович Делозьер, а с ним 4 брандера с капитаны и с солдаты…
(Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. Документы и материалы. Воронеж, 1976. С. 165 — 166).
Выдержки из писем Петра I о судостроении в Воронеже
1696г.
Ф. Ю. Ромодановскому, 23 марта 1696 г.
"А о здешнем возвещаю, что галеры и иные суда строятся; да нынче же зачали делать на прошлых неделях два галиаса". 76
* * *
Т. Н. Стрешневу, 2 марта 1696 г.
"Здесь, слава богу, все здорово, и суды делаются без мешкоты17, только после великого дождя был великий мороз так крепкий, что вновь реки стали, за которым морозом дней с пять не работали; а ныне три дни как тепло стало".
(Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. Документы и материалы. С. 161 — 162).