И ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В КОНЦЕ XVII — ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТРА I В КРАЕ

История Воронежа и Воронежского края конца XVII — первой четверти XVIII в. тесно связана с именем и деятельностью Петра I. В феврале 1696 г. Петр I впервые приехал в Воронеж. Последний раз он посетил его в декабре 1722 г. С 1696 по 1722 г. Петр I не­однократно бывал здесь, иногда жил по нескольку месяцев.

С Воронежским краем в значительной мере связано начало самостоятельной деятельности Петра I как государственного правителя, дипломата, военного полководца и кораблестро­ителя. Воронеж при Петре I на короткое время стал важ­нейшим политическим, административным и культурным центром на юге России. Сюда для переговоров приезжали послы из Пруссии и Дании. Здесь проходили военные сове­ты, на которых принимались важные государственные ре­шения. Вместе с Петром I в Воронеж и Воронежский край в конце XVII — первой четверти XVIII в. приезжали А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Ф. А. Головин, Н. М. Зотов, А. С. Шеин и многие другие государственные деятели.

Изменился внешний вид Воронежа. Центр его с право­го высокого берега переместился к реке. Здесь на берегу реки между современными улицами Чернышевского и Большой Стрелецкой в конце 1695 — начале 1696 г. была заложена су­достроительная верфь. На острове, образованном двумя про­токами Воронежа, было построено адмиралтейство. В него входили цитадель (крепость) и цейхгауз (здание для хране­ния военного имущества). Рядом с адмиралтейством распо­ложился ряд обслуживающих мануфактур, верфи. Крепость (1697 — 1698) представляла из себя четырехугольное в плане сооружение, с множеством окон по периметру и с симмет­рично расположенными башнями по углам. Башни заверша­лись главками и шпилями. Общая площадь крепости равня­лась 1 га. Во внутреннем дворе адмиралтейства стояла ча­совня. Реконструкцию Воронежской цитадели выполнил ар­хитектор И. М. Сергеев.

Цейхгауз (1696 — 1698) являлся вторым каменным зда­нием Воронежского адмиралтейства. В нем, наряду с арсе­налом, размещалась царская резиденция и канцелярия. Цейхгауз — это большое здание в три этажа. Верхний этаж был деревянным. Из-за ветхости в конце XVIII в. он был разобран. В 1876 г. в здании цейхгауза разместился город­ской яхтклуб.

Рис. 6. Мундир Петра I.

И ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В КОНЦЕ XVII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТРА I В КРАЕ

Рис. 5. Портрет Петра I.

К западу от крепости и выше по течению реки размес­тилась верфь, стояли дома морских офицеров, а позади них шли улицы разных мастеров и работных людей. В этой части города появились первые дома, выстроенные в европейском стиле. По приглашению Петра I сюда приезжали иностран­ные мастера-кораблестроители из Англии, Голландии, Гер­мании, Италии, Франции. Все они селились в этом месте. Так в конце XVII в. в Воронеже возникла Немецкая слобода. Не исключено, что в 1711 г. в Немецкой слободе недолгое время жил капитан-поручик Витус Беринг, датчанин по на­циональности, позже известный мореплаватель. В этом году вместе с группой офицеров и матросов В. Беринг приезжал в Воронеж, где ему было поручено командование небольшим боевым кораблем "Таймолар", построенным у с. Рамони. В связи с начавшимся Прутским походом Азовский флот ре­шено было пополнить дополнительными судами, в число которых был включен и "Таймолар". Недалеко от адмирал­тейства находился деревянный дворец, выстроенный специ­ально для Петра I.

На территории города и недалеко от него были постро­ены заводы и мастерские — пушечные, канатные, парусные, суконные, лесопильные, кузнечные, кожевенные и другие.

В 1703 г. в Воронеже была открыта школа — первое в истории города и края учебное заведение, предназначенное для подготовки будущих младших офицеров. Воронежские ученики получили из Москвы первые буквари, азбуки, ариф­метики. Некоторые из книг, например, "Арифметика" Л. Ф. Магницкого, изданная в 1703 г., до сих пор хранятся в отделе редких книг библиотеки Воронежского государственного университета. После издания указа Петра I в 1714 г. об от­крытии в городах России цифирных школ такая школа была также открыта в Воронеже. В ней дети от 10 до 15 лет обуча­лись "цифири и некоторой части геометрии". В Воронеже и крае это было первое учебное заведение для детей. Подъем социально-экономической,

политической и культурной жизни Воронежского края в конце XVII — первой четверти XVIII в. был вызван оживлением внеш­неполитической деятельности России на юге. Окрепшее к этому времени Российское государство начало открытую борьбу с Турцией и Крымским ханством.

План военного похода на юг против Турецкой империи и Крымского ханства возник вскоре после нападения 12-ты­сячного татарского войска на Украину в 1692 г. Татары со­жгли предместье города Немирова и увели, как обычно, мно­жество пленников. Ожидалось нападение гарнизона турец­кой крепости Азов.

С целью подготовки к походу против турок и татар Петр I провел под Москвой у деревни Кожухово в 1694 г. военные маневры. Царь остался доволен действиями полков и позже говорил о Кожуховских "играх" как о "предвестнике дела" под Азовом. Намерение Петра I завоевать выход в Азовское и Черное моря было первым серьезным шагом молодого го­сударя в области внешней политики.

Россия была огромной континентальной державой. Ее южные рубежи тянули к Азовскому и Черному морям, юго­восточные — к Каспийскому, северо-западные — к Балтийско­му. Однако выхода ни в одно из этих морей в конце XVII в. Россия не имела. Отсутствие удобных и устойчивых границ вошло в противоречие с задачами Российского государства, стремившегося в это время к активной деятельности на меж­дународной арене, тесным контактам с европейскими стра­нами.

К середине 1690-х гг. внутри антитурецкой коалиции, куда входили Польша, Венеция, Австрия и Россия, возникли разногласия. Польский король и австрийский император пы­тались тайно от России примириться с Турцией, чтобы та начала широкомасштабные военные действия против Укра­ины. В такой ситуации России необходимо было взять, и как можно скорее, инициативу антитурецкой европейской поли­тики в свои руки.

В случае положительного решения проблемы Россия добилась бы значительных успехов. Во-первых, она заявила бы о себе, как о государстве, способном решать важнейшие международные задачи. Во-вторых, укрепила бы собствен­ные позиции на южных рубежах и положила конец татар­ским приходам под украинные русские земли. При этом зна­чительный массив земель между пограничными населенны­ми пунктами и северным побережьем Черного моря вошел бы в состав Российского государства. И, в-третьих, Россия добилась бы выхода в Азовское и Черное моря, что превра­тило бы ее в полноценную морскую державу. Все это вместе взятое утвердило Петра I и его сподвижников в мысли о пра­вильности выбора южного направления предстоящих воен­ных действий.

Выступить в военный поход было решено по двум дорогам. Первая — традиционная — должна была идти через степь к низовьям Днепра, где стояли турецкие крепости Казыкермен, Арслан-Ордек и Таван, или Соколиный замок, запиравшие выход в Черное море из Днепра. По этой дороге было направлено большое войско под руководством Б. П. Шереметева. Для Турции и иност­ранных держав был пущен слух, что это направление — ос­новное. На самом деле действия Б. П. Шереметева носили провокационный характер и преследовали цель предотвра­тить помощь Азову со стороны Крымского ханства.

Главные события должны были произойти в районе Азовской турецкой крепости, стоящей на левом берегу юж­ного протока р. Дон в 15 км от впадения его в Азовское море.

Азов — один из древнейших городов Причерноморья. Первоначально его называли Танаисом, затем Таной. Около 1067 г. город был захвачен половцами, назвавшими его Аза-

Зогмєжский кыи

ком. Когда в 1475 г. Азак заняли турки, они переименовали его в Азов. Так как Азов стоял на пути донских казаков в море, то турки постепенно превратили его в мощную кре­пость. К 1695 г. Азовская крепость уже имела три ряда ук­реплений: внутренний каменный замок, в котором стояли дом турецкого коменданта, мечеть и помещения для гарнизона; средняя каменная стена с бастионами вокруг замка и наруж­ный земляной вал с частоколом наверху и рвом у подножья. В трех километрах от Азова по обоим берегам Дона продол­жали стоять каланчи — каменные башни с пушками. Между каланчами через реку, как и раньше, были протянуты в три ряда железные цепи. На северном протоке Дона располага­лась небольшая каменная крепость Лютик.

Для военных действий под Азовом были назначены Преображенский, Семеновский, Лефортов и Бутырский пол­ки, а также московские стрельцы, солдаты и царедворцы об­щей численностью 31 тысяча человек. Во главе войска стоял Совет из трех генералов: А. М. Головина, Ф. Я. Лефорта и П. И. Гордона.

Отряд П. И. Гордона шел сушей из Москвы через Там­бов до Черкасска, и отсюда, после соединения с отрядом дон­ских казаков в 5 — 6 тыс. человек, ‘ — к Азову. Отряды А. М. Головина и Ф. Я. Лефорта с артиллерией и боеприпасами выступили на судах по реке Москве, далее рекам Оке и Волге до Царицына. У Царицына войско высадилось на берег и со всем снаряжением шло до казачьего городка Паншина и далее вниз по Дону через Черкасск к Азову. С этими отря­дами шел Петр I. В Паншине войско должно было подкре­питься продовольствием и пересесть на суда, построенные за зиму на Воронеже специально для похода под Азов в 1695 г. Для 1-го Азовского похода в Воронежском крае были пост­роены 522 струга длиной от 25 до 35 м, 42 мореходные лод­ки, 134 плота с правильными веслами. Еще 737 стругов по­строили жители городов Сокольска, Доброго и Козлова, находившихся в пределах нынешних Липецкой и Тамбов-

ской областей. Впервые огромная флотилия порожних су­дов спустилась вниз по Дону до переволоки, где на суда были перенесены артиллерия, боеприпасы и все остальное, что предназначалось для похода.

29 июня 1695 г. "от Азова верстах в семи" на военном совете было решено "промышлять Азов" не теряя времени. 1 июля генерал П. И. Гордон, преодолевая препятствия татар­ской конницы, подошел к Азовскому валу, взял его и "стал под городом меньше 100 сажень". Чтобы открыть "ворота на Дону" и освободить речной ход к крепости, нужно было за­хватить каланчи, что и было сделано "явным приступом, без всяких утраты воинства своего" 14 и 16 июля 1695 г. 17 июля 1695 г. Петр I писал своему брату Ивану Алексеевичу, кото­рого очень любил: "А на тех двух каланчах взято: медяных великих и средних и меньших 32 пушки, кроме всякого мел­кого ружья, пороху же, ручных гранат, ядер и всяких припа­сов многое число, да три знамя, живых 14 человек; а побито и перетонуло многое число". Как писал известный русский историк С. М. Соловьев в "Истории России с древнейших времен", Петр I, по примеру своего отца, который взятые в Ливонии города называл по именам русских святых, назвал захваченные каланчи Новосергиевским городом.

Однако развить свой успех дальше Петр I не смог. Два штурма крепости, проведенные 5 августа и 25 сентября 1695 г., желаемых результатов не дали. Сказались разобщенность действий генералов, стоявших во главе войска, недостаточ­ная подготовка к походу, хорошая защищенность Азова, а главное — Россия не могла блокировать Азов со стороны моря. Турецкое правительство оказывало постоянную поддержку крепости людскими ресурсами, продовольствием и боепри­пасами. Осада Азова становилась бессмысленной. Кроме того, под Азовом погибло много русских солдат. Одни были изрублены турками, другие умерли от ран. Среди погибших был и царский любимец, молодой князь Федор Иванович Троекуров, хоронить которого везли в Ярославль, и на похоронах присутствовал Петр 1.27 сентября 1695 г. было реше­но отступить от крепости.

Действия Б. П. Шереметева и И. Мазепы в устье Днеп­ра привели к захвату маленьких турецких крепостей Казы — кермен и Таван. Неудача Азовской кампании 1695 г. показала, что ключ к морю — крепость весной 1695/96 г. Азов в устье Дона — можно было взять лишь объединенными усилиями сухо­путных и морских сил. "По возвращении от невзятия Азова, с консилии господ генералов", Петр I в ноябре 1695 г. принимает решение о немедленной и быстрой постройке военных кораблей для захвата Азова в следующем 1696 г. Адмиралом будущего "морского каравана" был назначен Ф. Я. Лефорт.

По образцу построенной в Голландии и привезенной в Москву галеры на корабельной верфи в с. Преображен­ском на р. Яузе были приготовлены части для 23 галер и 4 брандеров. Работали иностранные мастера, преображен­ские и семеновские солдаты, а также плотники, взятые из разных мест в Москву к "государеву делу". Отсюда части галер и брандеров перевезли на Воронежскую верфь, со­брали и готовые корабли спустили на воду. Основная ра­бота по строительству двух больших 36-пушечных кораб­лей (галеасов) велась на Воронежской верфи. Строитель­ный материал заготавливался по обеим сторонам реки Во­ронеж и ее притокам, в Воронежском, Усманском, Белоко — лодском, Романовском, Сокольском, Добренском и Козлов­ском уездах. Ясеневые и вязовые деревья на весла к галеа­сам и каторгам доставлялись зимним путем на московских подводах "с тульских и веневских засек". Ценой огром­ных усилий "морской караван" к апрелю 1696 г. был пост­роен. Кроме названных кораблей в него вошли 1300 стру­гов, 300 лодок и 100 плотов.

К Азовскому походу 1696 г. предполагалось подготовить также сухопутную армию, численностью в 75 тысяч человек. Струк­турно она должна была состо­ять из 37 конных рот (3817 человек), 30 полков солдат­ского строя (38 тысяч человек), 13 стрелецких полков и 6 полков украинских (15 тысяч человек), а также из 5 тысяч донских казаков, 500 конных стрельцов и яицких казаков. Войскам было велено собраться в трех сборных пунктах: Воронеже, Тамбове и Валуйках. К 1 мая сухопутные силы планировалось объединить в Черкасске и отсюда плыть к Азову. Руководить всем этим войском было поручено гене­ралиссимусу А. С. Шеину.

Первыми к Азову двинулись сухо­путные войска. Они вышли "плавным путем" 23 — 26 апреля 1696 г. по р. Воронеж и далее р. Дон. Вслед за ними, в конце апреля — начале мая в поход выступил "морской караван". Петр I плыл на галере "Принципиум" в звании, как он писал сам, "командора". 8 мая 1696 г., находясь в пути, царь составил "Указ по галерам" из 15 статей. В них говорилось о порядке службы на кораблях во время плавания, "стояния" на якоре и боя, о системе сигналов, взаимной под­держке и выручке матросов. Например, 6-я статья "Указа" гла­сила: "Когда начальник караванной увидит или уведает непри­ятеля, тогда красное знамя поставить вместо обычного знамя и одинова ис пушки да выстрелить, и, то видя, прочие капи­таны должны тотчас к бою готовым быть; и если увидят сво­их людей на берегах, или суда какие, должны им о том тотчас сказать, чтоб были опасны, а естли их солдаты, тотчас взять их к себе на каторгу, под запрещением смерти".

В 10-й статье Петр I писал: "Если, от чего Боже сохра­ни, кому в шествии, в стоянии или в бою какой придет

бедоносный случай, тогда оному обыкновенное знамя из кают­ного окна на одну сторону выставить и 2 выстрелить. А если ночью, вместо знамени, к фокванте фанарь привязать и 2 выстрелить. И, то видя, должны близ шествующия оной страждущей галере помогать, а если в бои, тогда только одна галера при оной должна остаться, а протчим, несмотря на то, но исполнят дело свое под наказанием смерти".

15-19 мая, минуя Черкасск и каланчи, русские войска и флот "пришли на устье моря". Прежде чем начать осаду Азова, Петр I решил закрыть своими судами доступ к кре­пости с моря и тем самым создать благоприятные условия для захвата города. Турецкий гарнизон был окружен рус­скими войсками и флотом со всех сторон и рассчитывать на помощь не мог. После этого осаждающие возвели подвиж­ной вал, превосходящий по высоте вал крепости, и начали стрелять по Азову сверху вниз, причиняя ему значитель­ные разрушения. Турецкий флот 14 июня попытался снять блокаду Азова, но как только турки увидели, что русские корабли снимаются с якоря и готовы вступить в бой, они ушли в море. 17 июля русские войска захватили часть на­ружного вала крепости. 18 июля Азов был занят русскими. 19 июля из города вышел сдавшийся турецкий гарнизон и передал свои знамена А. С. Шеину.

20 июля 1696 г. царь писал патриарху Адриану о собы­тиях под Азовом: "18-го июля — в субботу, о полудни, непри­ятели азовские сидельцы, видя войск наших крепкое на гра­де наступление…, а свою конечную погибель, замахали шап­ками, и знамена приклонили, и выслали для договору от себя 2-х человек знатных людей, и били челом, чтоб их даровать животом и отпустить с женами и детьми;.. .а 19-го, в воскре­сенье. .. азовские сидельцы боярину нашему и большого пол­ку воеводе Алексею Семеновичу Шеину город Азов с знамены, и с пушки, и с пороховою казною и со всем, что в нем было припасов, отдали, а им и женам их и детям учинена свобода, и отпущены вниз рекою Доном до р. Кагалника на

18 бударах; а 20-го — конница их отвезла всех на корабли ту­рецкие. .. и те их суды отступили в дальность".

Вскоре Азов был сильно укреплен и превращен в рус­ский город.

Мусульманские мечети превратились в православные церкви. "На вечное житье" в Азове из пограничных россий­ских городов были переселены три тысячи семей в количе­стве восьми тысяч человек. Недалеко от Азова на мысу Та­ганрог была построена одноименная военная крепость с га­ванью. 15 августа 1696 г. Петр I уехал из Азова. 30 сентября войска торжественно въезжали в Москву. Для этой цели че­рез Москву-реку были построены Триумфальные ворота, украшенные рисунками и надписями. Например, под изоб­ражением турецкого паши надпись гласила: "Ах! Азов мы потеряли и тем бедство себе достали". На рисунке, изобра­жающем морское сражение и бога морей Нептуна, надпись: "Се и аз поздравляю взятием Азова и вам покоряюсь".

Петр I лично руководил подготовкой и проведением походов 1695 и 1696 гг. под Азов. Во время 1-й Азовской кампании под именем Петра Алексеева он возглавлял бомбардирскую роту Преображенского пол­ка. На одной из батарей бомбардир Петр Алексеев сам начи­нял гранаты и бомбы и стрелял в течение двух недель. В пись­ме к А. Ю. Кревету от 17 июля 1695 г. он писал не без гордо­сти: "… взятые языки сказывают, что от одной бомбы пропа­дало человек по сороку и болыпи". Считая себя находящим­ся на службе у государства, он начинал ее "с первого азов­ского похода в звании бомбардира".

При подготовке ко 2-му Азовскому походу особое вни­мание Петр I уделял постройке военных и транспортных су­дов. В конце февраля 1696 г. царь приехал в Воронеж и в течение нескольких месяцев собирал корабли и снаряжал их в поход. Оценивая собственную роль в подготовке похода,

Петр I писал Т. Н. Стрешневу из Воронежа 6 марта 1696 г.: "… в поте лица своего едим хлеб свой". Этому правилу Петр I следовал всю свою жизнь. Не случайно, после взятия Азов­ской крепости в 1696 г. адмирал Лефорт въезжал в ликую­щую столицу в раззолоченных санях, а за ним пешком шел капитан Петр Алексеев.

Во время штурма турецкой крепости царь вел себя му­жественно и бесстрашно, показывая пример другим. 8 сен­тября 1695 г., описывая ситуацию под стенами Азова, царь сообщал А. Ю. Кревету: "…пеши наклонясь ходим, потому что подошли к гнезду близко и шершней раздразнили, ко­торые за досаду свою крепко кусаются; однако гнездо их помаленьку сыплется". На просьбы сестры Натальи, чтоб был под Азовом осторожнее, Петр I отвечал: "По письму твоему я к ядрам и пулькам близко не хожу, а они ко мне ходят. Прикажи им, чтоб не ходили; однако, Хотя и ходят, только по ся поры вежливо".

4. Заказ 1029

Петр I думал о будущем России. Опираясь на опыт ино­странцев, он хотел выучить собственных мастеров в разных отраслях знаний, в том числе в области кораблестроения. С этой целью вскоре после Азовских походов царь послал 50 комнатных стольников и спальников за границу: 28 человек в Италию, главным образом в Венецию, и 22 человека в Ан­глию и Голландию. Вместе с тем Петр I и сам решил овла­деть корабельным мастерством. Во время Великого посоль­ства, с марта 1697 г. по август 1698 г., он относился к себе в вопросах кораблестроения не как к царю, а как к ученику зарубежных мастеров. На печатях писем Петра I, присылае­мых им в это время из разных стран, говорилось: "Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую". Более четырех меся­цев Петр I жил в Голландии, где заложил фрегат, строил и спускал его на воду. Делать корабельные чертежи учился в Англии.

Начало российского регулярного военного флота принято связывать с постройкой боевых морских кораблей для Азовского похода 1696 г., а именно сих спуском на воду в апреле месяце. Думается, что это не совсем правильно. Мысль о создании постоянного морского флота в это время еще не назрела в России. Известный украинский и русский историк Н. И. Ко­стомаров справедливо писал, что "необходимость построить на Дону гребной флот в 1696 г." была вызвана "во-первых, для удобного перевоза войска, во-вторых, для действия про­тив турок с моря", т. е. постройка кораблей в 1696 г. традици­онно преследовала конкретную цель — взять Азов.

Регулярный флот необходим государству, имеющему об­щие морские рубежи с другими странами. Таких рубежей Рос­сия в период кораблестроения зимой — весной 1695/96 гг. не имела. Второй Азовский поход, и воронежские корабли в ходе его в том числе, по сути положили начало превращению Рос­сии из континентальной в морскую, активно ведущую себя на международной арене державу. Были созданы необходи­мые военно-политические и географические условия для рож­дения русского военного регулярного флота. Россия доби­лась первой, после длительного перерыва, морской победы над серьезным противником и собиралась непременно раз­вить свой успех дальше. Между тем состояние войны с Тур­цией сохранялось. Удержать Азов, а значит укрепиться на Азовском побережье, можно было, только имея в Азове креп­кие постоянные войско и флот.

20 октября 1696 г. в с. Преображенском Петр I слушал предложения Боярской Думы, "касающиеся завоеванной кре­пости Азова". Общее решение гласило: "Морским судам быть". Постоянный Азовский флот было "приговорено" по­строить к апрелю 1698 г. Он должен был состоять из 40 или более судов. Корабли надлежало делать со всею готовнос­тью
и с пушками и с мелким ружьем, как им быть в войне". Предполагалось, что строить первый регулярный военный флот будет вся Россия. Указ от 4 ноября 1696 г. определял: "Святейшему патриарху, и властям, и монастырям" постро­ить по одному кораблю "с 8 тысяч крестьянских дворов", боя­рам и "всех чинов служилым людям" — по кораблю "с 10 000 крестьянских дворов". Центром создания Азовского флота был объявлен Воронеж и близлежащие к нему уезды. Таким образом, датой основания военного регулярного флота Рос­сии следует считать 20 октября 1696 г.

Кумпанства (компании) — это объеди­нения прежде всего землевладельцев для совместного строительства, в дан-

ном случае военных морских судов для Азовского флота. Кумпанства создавались как светскими, так и духовными фео­далами, ибо, по указу царя, строить регулярный военный Азов­ский флот должны были все вотчинники и помещики без ис­ключения. Создание кумпанств к 1697 г. было вызвано усло­виями Боярского приговора от 20 октября 1696 г. и подтверж­дено указом от 4 ноября 1696 г. Членами кумпанств станови­лись лишь те из землевладельцев, которые имели не менее 100 крестьянских дворов. Мелкопоместные дворяне в кумпанства не объединялись. Они обязывались внести на строительство флота "полтинные деньги" — по 50 копеек с крестьянского дво­ра. На "полтинные деньги" строились дополнительные суда. В марте 1697 г. их насчитывалось 6 кораблей и 40 бригантин.

Во главе дворянских кумпанств стояли руководитель, по имени которого кумпанство обычно называлось, и совет при. нем из нескольких человек. Например, кумпанство князя М. А. Черкасского управлялось, кроме него самого, еще двумя са­мыми влиятельными членами кумпанства: князем И. Ю. Тру­бецким и боярином А. П. Салтыковым. Известны также кум­панства Т. Н. Стрешнева, Б. П. Шереметева, В. Ф. Долгоруко­ва, Г. В. Тюфякина, Б. А. Голицына, М. Г. Ромодановского и др.

Кроме дворянских кумпанств, были созданы кумпан — ства: Гостиное, объединившее все торговое население стра­ны, и отдельное от гостей (купцов) кумпанство "именитого человека" Г. Д. Строганова. Строгановы — известные русские купцы и промышленники, крупные землевладельцы и госу­дарственные деятели России XVI — начала XX вв., выходцы из поморских крестьян. Г. Д. Строганов (1656 — 1715) объ­единил раздробившиеся к 80-м гг. XVII в. родовые владе­ния. Кроме того, захватил солеварни гостей Шустовых и Фи — латьевых. Г. Д. Строганов обещал царю построить на свои средства три военных корабля.

Гостиное кумпанство управлялось Корабельной пала­той, состоящей из пяти самых богатых купцов — членов кум — панства: Ивана Юрьева, Ивана Панкратова, Ивана Сверчко- ва, Алексея Филатьева и Игнатия Могутова. Деятельность Го­стиного кумпанства отличалась большей коллегиальностью и предприимчивостью. Создав кумпанство, русские купцы и торговцы предложили царю заплатить деньги за строитель­ство возложенных на них двенадцати кораблей и устранить­ся от непосредственного участия в кораблестроении. Однако Петр I воспринял их предложение как "непослушание" и в знак наказания велел построить на два корабля больше.

Период организационного оформления кумпанств про­должался с ноября 1696 г. по март 1697 г. За это время было создано, по данным дореволюционного историка С. И. Елаги­на, 52 кумпанства, а по данным современного историка Ю. М. Лавринова, 35 кумпанств.

Церковные феодалы также были объединены в кумпанства. Из созданных к весне 1697 г., по данным Ю. М. Лавринова, 35 кумпанств, 17 кумпанств принадлежало цер­кви. Известны кумпанства: архиепископа Вологодского, епис­копа Тамбовского, митрополитов Псковского, Ростовского, Новодевичьего монастыря. Патриарх Адриан обязывался по­строить два военных корабля. С этой целью патриарх создал два кумпанства: патриарха и Рязанского митрополита.

В отличие от многих других епархий, Воронежская епар­хия в конце XVII в. была одной из самых молодых, но и она оказалась тесно связанной со строительством кораблей на воронежской земле. Воронежская епархия была открыта по решению церковного собора 1681/1682 гг. В 1682 г. монас­тыри и церкви Воронежской епархии, как и церкви и монас­тыри всей страны, помогали строить российский регулярный военный флот. Так, например, известно, что Покровский жен­ский монастырь Воронежа лишился части своих крестьян, при­званных к "государеву делу", а также вносил в казну средства на жалованье ратным людям и работным людям на верфи.

Деятельность Петра I по созданию военного флота под­держивал также первый воронежский епископ Митрофан. Биографических сведений о Митрофане сохранилось мало. Известно, что он родился 6 ноября 1623 г. Имел мирское имя Михаил. Был приходским священником в с. Сидоровском Шуйского уезда. После смерти жены постригся в монахи в Золотниковскую пустынь недалеко от Суздаля. Затем был поставлен в игумены Яхромского Козмина монастыря во Владимире. В 1675 г. принял почетное назначение игуменом Макарьевского Унженского монастыря. Имел сына Ивана. Назначение в Воронежскую епархию получил в апреле 1682

г. В Воронеж приехал в августе 1682 г. Петр I благосклонно относился к воронежскому архиерею и всячески подчерки­вал свое расположение к нему. Строившийся в Воронеже флот Митрофан воспринимал как флот, необходимый для борьбы с врагами "креста святого" — турками и татарами. Особенно широкую известность Митрофан получил в связи с крупной суммой денег, которую он пожертвовал на корабельное стро­ительство. В 1700 г. им было передано четыре тысячи руб­лей на жалование ратным людям, а в 1701 г. — еще три тыся­чи рублей. За это он получил благодарность от Петра I.

Эпицентром российских событий конца XVII в. стал район воронежского мужского Успенского монастыря. Имен­но здесь царь велел заложить строительные площадки для создания морского флота. Верфь тянулась по обе стороны от монастыря. В 1700 г. царь перевел монахов Успенского мо­настыря в Алексеевский Акатов мужской монастырь, подаль­ше от шума верфи, а Успенскую церковь объявил Адмирал­тейской. Успенская церковь и до этого уже была местом тор­жественных церемоний при спуске кораблей на воду. Так, 2 апреля 1696 г. после специального богослужения в Успен­ской церкви на воду был спущен первый воронежский ко­рабль — галера "Принципиум", позже — многопушечный ко­рабль "Апостол Петр". В 1700 г. — корабль "Предестинация", в 1703 г. — "Разженое железо", "Святой Георгий", "Святая Наталья" и многие другие корабли, построенные на воронеж­ских стапелях. Петр I много раз посещал воронежскую Ус­пенскую церковь и, по легенде, даже пел на клиросе. Успен­ская церковь в Воронеже и сейчас справедливо считается единственным, из сохранившихся, памятником истории и культуры города, связанным с кораблестроением здесь в конце XVII — начале XVIII в.

Покровский девичий монастырь, основанный в 1623 г. и расположенный на склоне холмов выше Успенской церкви, в 1702 г. был также переведен на новое место — вверх по реке Воронеж к урочищу Терновая поляна.

Кумпанское строительство выполняло ведущую роль в 1700 г. К августу 1697 г. между кумпанствами были распределены лесные участки для бес­платного пользования на период кораблестроительных работ. Строительные площадки в пределах Воронежского края для создания кораблей кумпанствам разрешалось выбирать са­мим. Так, Гостиное кумпанство избрало для строительства своих кораблей берег р. Воронеж напротив с. Ступина. На строительных площадках Ступинской верфи гости построи­ли 10 кораблей.

На Рамонской верфи строили корабли кумпанства Т. Н. Стрешнева, Б. П. Шереметева, В. Ф. Долгорукова и Г. В. Тю — фякина. В устье р. Хопра находились верфи кумпанств Б. А. Голицына, М. Г. Ромодановского и М. Б. Милославского. На Дону в Паншине городке строили свои корабли кумпанства Л. К. Нарышкина и Г. Д. Строганова. По одному кораблю строили в с. Чертовицком и в с. Коротояке.

Кумпанства должны были обеспечить кораблестроение финансами, рабочей и тягловой силой, "сколько понадобит­ся", строительными материалами. Государственная власть, кроме отвода лесов, предоставляла кумпанствам иностран­ных мастеров и специалистов, инструктировала по ходу ра­бот. Так, при заготовке строительного материала для кораб­лей было велено "древесину обрабатывать ручными пилами, а не топорами", а "если кто и сделает судно из тесаного, а не из пильного, и таких судов принимать у них не будут, и сверх того положена будет пеня". В ходе кораблестроения выясни­лось, что построить корабли согласно первоначальному пла­ну было невозможно. Строительство велось медленно и не очень качественно. Тогда правительство пошло по пути час­тичного освобождения кумпанств от строительства с обяза­тельной выплатой по 10 000 рублей за корабль. Гости долж­ны были заплатить по 12 000 за корабль. В результате из 75 кораблей кумпанским методом были построены 64. Строи­тельство остальных кораблей было передано подрядчикам.

Кумпанства строили разные корабли. Так, к весне 1698 г. силами кумпанств было построено 52 военных судна. Из них 20 баркалонов были ■ самыми большими кораблями "в 115 фу­тов длиною и 27 шириною, при 7 футах углубления, с значи­тельным числом больших чугунных орудий: от 26 до 44-х". Их строили светские и два духовных кумпанства: казанского и вологодского архиепископов. 14 барбарских кораблей

отличались большей шириной относительно длины. Их стро­ило Гостиное кумпанство. Затем шли 6 бомбардирских су­дов. Они имели разную длину: от 80 до 90 футов при 20 и 28 футах ширины. 12 галер были выстроены духовными кум — панствами. Каждая галера была шириной в 24 фута, а дли­ной от 125 до 174 футов. Кумпанства должны были не только выстроить корабли, но и снарядить их за свой счет.

Сначала дело кумпанского судостроения шло успешно. К весне 1698 г. все требуемые суда были построены. Посе­тив Воронеж после возвращения из Великого посольства, Петр I остался доволен построенными кумпанствами суда­ми. Только некоторые корабли, по замечанию приехавшего с ним адмирала Крюйса, царь велел переделать. Но постепен­но Петр I приходил к мысли о малой эффективности кум­панского метода строительства. И хотя в Керченском походе 1699 г. все участвовавшие суда были кумпанскими, 20 апре­ля 1700 г. царь издал указ, по которому: "Кумпанские кораб­ли со всеми корабельными припасами против старых и но­вых росписей всех кумпанств принять в Адмиралтейский приказ". Кумпанства как особая форма кораблестроительных организаций были упразднены. Вместо них вводился единый государственный налог "на починку тех кораблей и на по­купку всяких корабельных припасов, ‘ и на дачу плотникам и кузнецам разным мастерам, столярам, матросам жалованных и кормовых денег". *

Посещение Петром I западноевропейских стран в составе Великого посольства в 1697 — 1698 гг. заставило Россию резко изменить свой внешнеполитический курс с Черного моря на Балтий­ское. С одной стороны, выяснилась непрочность антиту — рецкого союза России, Австрии и Венеции и невозможность укрепить его в условиях приближающейся войны в Европе за испанское наследство. С другой — Россия встала на путь

создания Северного союза, в который, кроме России, могли войти Польша, Саксония и Дания. Однако начать войну про­тив Швеции, не заключив мир с Турцией, было невозможно. Вместе с тем Россия не была удовлетворена взятием Азова и днепровских крепостей. Мир на ее южных границах и выход в Черное море могли быть обеспечены только получением Керчи. Именно эти требования и выдвинул П. Б. Возницын, назначенный Петром I представлять Россию на конгрессе союзников с Турцией в середине октября 1698 г. Австрия, Венеция и Польша, преследовавшие собственные интересы в отношениях с Турцией, Россию на конгрессе не поддержа­ли и заключить общий мир с турками отказались.

Тогда П. Б. Возницын выработал самостоятельный про­ект русско-турецкого мира, по которому Россия получала Керчь в качестве возмещения убытков, причиненных России татарскими нападениями. Кроме того, Россия брала под свое покровительство православное население и христианские святыни, находящиеся в самой Турции. Русские требования показались турецким послам дерзкими и неожиданными. Об их реакции на условия русско-турецкого мира П. Б. Возницын писал царю: "И когда турские послы то услышали, в ве­ликое изумление пришли и вдруг во образе своем перемени — лися, и, друг на друга поглядя, так красны стали, что больше того невозможно быть и не мало время молчав и с собою шептав, говорили, что они того не чаяли…"

Конгресс в Карловичах близ Белграда закончился для России заключением временного перемирия на два года и взаимного обязательства о ненападении по договору от 14 января 1699 г. Турция признала переход к России Азова и приднепровских городков. На требовании Керчи П. Б. Возни­цын настаивать не стал.

Карловицкого перемирия было недостаточно, чтобы начать войну со Швецией. Нужен был длительный мир с Тур­цией. Для переговоров о мире решено было отправить в Кон­стантинополь начальника Посольского приказа, думного дьяка Е. И.Украинцева и дьяка Ивана Чередеева. Чтобы помочь Е. И. Украинцеву заключить выгодный для России мир и по­казать Турции мощь своего государства, Петр I отправил сво­его посланника не сушей, а морем на русском военном ко­рабле "Крепость", построенном кумпанским методом. Кро­ме того, Петр I решил показать туркам и крымцам весь рус­ский флот, а заодно и разведать морской путь от Азова до Керчи. С этой целью царь велел отправить кумпанские воен­ные корабли из Воронежа провожать Е. И. Украинцевадо Кер­чи. Генерал-адмиралом Керченского похода был назначен боярин Ф. А. Головин — первый русский кавалер ордена Ан­дрея Первозванного, учрежденного 10 марта 1699 г.

В апреле 1699 г. чрезвычайные русские послы Е. И. Ук­раинцев и И. Чередеев отправились в Константинополь с до­рогими подарками турецкому султану. Они везли меха на 5 тысяч рублей, полтора пуда чая, "десять пудов рыбья зуба". Последние инструкции Е. И. Украинцев получил от Петра I в Воронеже и отсюда поплыл Доном мимо Костенска, Урыва, Коротояка, "Дивьих гор", казачьих городков до Азова и далее до Таганрога. Недалеко от Таганрогской крепости по­сла дожидался военный сорокашестипушечный корабль "Кре­пость", а также "государев морской корабельный караван". До Керчи посланники шли в сопровождении 9 кораблей, двух галер, яхты, двух галиотов и трех бригантин. В составе "го­сударева морского каравана" в "четырех морских стругах шел донской атаман Фрол Минаев с пятьюстами выборных каза­ков". Командиром на корабле "Апостол Петр" был Петр I.

Керченский паша сильно испугался при виде большо­го русского каравана судов и стал настаивать, чтобы послы ехали до Царьграда сухим путем через Крым и Буджаки, как того требовал турецкий султан. Но Е. И. Украинцев отказал­ся подчиниться требованию керченского паши, ответив ему: "По указу великого государя велено нам ехать морем на ко­рабле царского величества, а сухим путем ехать нам не веле­но, да и не для чего, потому что тот путь в дальнем расстоянии

видно, ты, пристав, хочешь вести нас через Крым для какого-нибудь вымысла; только нам через Крым ехать не для чего, и до хана крымского никакого дела нам нет, говорить с ним не о чем".

28 августа русские послы вышли в Черное море, а 6 сен­тября 1699 г. благополучно достигли турецкой столицы. Рус­ский корабль торжественно, при пушечной стрельбе, вошел в Константинопольскую гавань и стал на якорь против Сераля, т. е. султанского дворца! Посмотреть на невиданное диво при­езжали французский посол, великий визирь и сам султан. Они долго ездили около русского корабля, дивясь и хваля его.

По турецкой столице поползли слухи о скором прибы­тии в Константинополь всего русского флота. Толки эти усу­гублялись пушечной пальбой с "Крепости", раздававшейся по разным поводам и вызывавшей панику в султанском дворце. Переговоры с Турцией, тем не менее, затянулись на девять месяцев. Неуступчивость Турции объяснялась разговорами о начале войны России со Швецией, доходившими до турецко­го султана, а также противодействием со стороны английских и голландских послов, не желавших заключения долговечно­го договора России с Турцией. Донесение от Е. И. Украинцева о заключении с Турцией перемирия на 30 лет Петр I получил только 8 августа 1700 г. 9 августа 1700 г. царь приказал начать военные действия против Швеции, объявив ей войну.

Кумпанские корабли, построенные на Воронежской зем­ле, таким образом, способствовали заключению мира с Тур­цией и сыграли важную роль в сдерживании Турции и Кры­ма в начальный период Северной войны.

Азовский флот кумпанствам, правитель­ство Петра I и само строило ко­рабли. После ликвидации кум

панств государственный метод строительства военных ко­раблей стал ведущим.

В Москве вопросами кораблестроения еще со времени Второго Азовского похода занимался Разрядный приказ, на­чальником которого в это время бьш Т. Н. Стрешнев. В конце 1696 г. руководство строительством военно-морского флота было поручено Владимирскому судному приказу. Начальни­ком Владимирского судного приказа был окольничий А. П. Протасьев, которому Петр I в декабре 1696 г. присвоил зва­ние "партикулярного адмиралтейца" и поручил непосред­ственное руководство кораблестроением. Разрядный приказ отвечал главным образом за обеспечение кораблестроения ра­бочей силой и кадрами специалистов. Владимирский судный приказ занимался вопросами лесозаготовки и бесперебойно­го снабжения верфей корабельным лесом, собирал "полтин­ные деньги", описывал и охранял леса, строил казенные ко­рабли и контролировал кумпанское строительство. Парал­лельно Владимирский судный приказ продолжал выполнять функции высшей судебной инстанции для думных чинов и столичного дворянства. В ходе реорганизации системы уп­равления кораблестроением 3 ноября 1699 г. царским указом Владимирский судный приказ был упразднен. Его судебные функции перешли в ведение Московского судного приказа. Для управления строительством военных судов было созда­но новое государственное учреждение — Приказ Адмирал­тейских дел.

В Воронеже главным органом государственного кораб­лестроения стал "Государев (или Разрядный) шатер". Пер­вый раз "Государев шатер" в Воронеже упоминается в доку­ментах еще весной 1696 г. Тогда он находился у пристани на дворе воронежского подьячего Ивана Моторина, где первое время жил царь. "Государев шатер" являлся походной канце­лярией царя. Традиция создавать во время военного похода при главнокомандующем штаб (его и называли Разрядным, или Полевым шатром) существовала в России давно. В штаб входили: начальник походной артиллерии, казначей, дьяки, подьячие, судьи и приставы.

2а? межекии ____________________________________

Сначала для строительства кораблей в Воронеж из Разрядного приказа были присланы московские дворяне: А. И. Грамотин, П. Ф. Бохин, И. С. Зиновьев, Я. М. Жереб­цов, С. Г. Грибоедов, Н. И. Лихудьев. В начале 1698 г. они были заменены воронежскими подьячими, контроль за ко­торыми осуществлял воронежский воевода Д. В. Полон­ский. В конце 1698 г. воронежским кораблестроением за­нимались непосредственно воронежские дворяне А. Т. Михнев, А. П. Веневитинов и И. Е. Лосев. Основные во­просы воронежского кораблестроения находились в веде­нии А. П. Протасьева. Назначив его "партикулярным ад — миралтейцем", Петр I велел ему построить в Воронеже Ад­миралтейский двор "для поклажи всяких запасов" и стро­ительных материалов для 6 государственных кораблей и 20 бригантин. 24 июля 1697 г. А. П. Протасьеву было веле­но "ехать с Москвы на Воронеж к корабельному и иных морских судов делу". К августу 1698 г. Адмиралтейский двор в Воронеже был построен.

Государственные корабли строились на самой круп­ной верфи Воронежского края, которая находилась в черте современного Воронежа на правом берегу одноименной реки. Воронежская верфь начиналась под воронежским посадом у Богословской пристани у р. Воронеж от двора воронежца посадского человека Андрея Ляпина, на огоро­дах воронежских посадских людей и в других местах, про­тянувшись прерывистой полосой за пределы Чижовской слободы.

Всего в Петровскую эпоху на Воронежской верфи было построено и спущено на воду, по данным Ю. М. Лавринова, 118 военных судов. В 1697 — 1700 гг. здесь планировалось построить только государственных 6 кораблей и 20 бриган­тин. Именно на Воронежской верфи чаще всего работал Петр I: строил, конопатил и мазал суда. 30 ноября 1698 г. Петр I лично заложил первый российский линейный корабль

"Предестинация", оснащенный 58 пушками. Тогда же вмес­те с царем английский кораблестроитель О. Най заложил на Воронежской верфи 56-пушечный корабль под названием "Черепаха".

Строительству кораблей в Воронеж­ском крае способствовали природные богатства как самого края, так и близ-

лежащих районов. Струги, морские лодки, бревна, брусья, бруски, пластины, плоты заготавливались и строились в "угожих" воронежских, ольшанских, добренских, тульских, веневских, оскольских, усманских, козловских, белоколодских лесах. Недостающие породы деревьев привозились из лесов дальних, например "рязанских городов": Вологды, Нижнего Новгорода. Всюду были взяты на учет "припасы из дубово­го, соснового, липового, кленового, березового, елового, ясе­невого, вязового леса". Заготавливались "самые добрые и пря­мые и несуковатые" материалы. Затем их складывали в "сто­пы" . Потом "на подводах" "зимним путем" и по рекам "плав­ным путем" летом доставляли к строительным площадкам.

Отправляли строительные материалы "караванами" или партиями. Так, только с 12 мая по 11 июля 1699 г. из Вороне­жа в Азов плавным путем было отправлено шесть "карава­нов" "разных лесных припасов", всего до 100 000 "дерев". Правительство обязывало кумпанщиков и заготовителей от­носиться к лесам по хозяйски, "чтоб зело лесов берегли и бережно колоть в доски и в иные надобья". Для охраны ле­сов назначались специальные "надсмотрщики". 20 августа 1696 г. по указу Петра I и челобитью воронежца Антона Ве­невитинова, последнему было "велено быть в Воронежском уезде и в Усманском уезде для надсматриванья и береженья тех угожих лесов, которые годятся на струговое и лоточное дело и к иным судам на строенье и выбрать для береженья в стороже в селех и в деревнях человека по 2 из городовой службы и из детей боярских, чтоб тех лесов потому не ру­
били и не жгли и никакой порухи никто не учинили". Регу­лярные правительственные мероприятия по охране и раз­работке лесов в конце XVII — начале XVIII в. привели к со­зданию в 1703 г. специального Приказа Лесных дел, во гла­ве которого тогда был поставлен стольник князь Л. Ф. Дол­горукий. В 1719 г. лес "по Дону, Воронежу, Осереди, Бузу — луку, Битюгу, Хопру до казачьих городков" был объявлен "заповедным".

Не последнюю роль в выборе Воронежского края в каче­стве территории для строительства Азовского военно-морского флота сыграло также наличие здесь удобных речных путей. Воронежский край орошается реками бассейна Дона. Дон (на древнегреческом языке — Танаис) — одна из длинных рек Вос­точной Европы. Исток Дона начинается в районе современного города Новомосковска Тульской области. Длина реки 1870 ки­лометров. Впадает Дон в Таганрогский залив Азовского моря и является прямой дорогой, идущей с территории Воронежского края, в конце XVII в. покрытого сплошь лесами, до Азова.

Кроме Дона, в пределах современной Воронежской об­ласти пять рек, которые имеют протяженность свыше 200 километров и 227 рек протяженностью от 10 до 200 кило­метров. Самыми крупными притоками Дона являются: Во­ронеж, Ведуга, Девица, Потудань, Тихая Сосна, Черная Калитва, Битюг, Икорец, Осередь, Толучеевка, Хопер, Медве­дица, Северский Донец и Западный Маныч. В конце XVII — первой трети XVIII в. все эти реки были гораздо полновод­нее, чем сейчас. В период весеннего половодья по ним могли плавать суда, можно было сплавлять лес.

Напосредственными строителями во­ронежских кораблей были "работные люди". Работные люди Гостиного кумпанства были на 100 % наемны­ми. За их работу им платилось жалованье. В дворян­ских кумпанствах работные люди состояли из крепостных

крестьян членов кумпанских объединений. Дворянские кумпанства не всегда обходились силами собственных крепос­тных и тоже нанимали работников. На государственных вер­фях работные люди состояли прежде всего из детей бояр­ских городовой службы и служилых людей по прибору ряда городов Белгородского разряда. Кроме них, в состав работ­ных людей воронежских корабельных верфей входили по­садские и "посошные" люди, т. е. жители городов и кресть­яне. Для всех них это была натуральная трудовая повин­ность, для выполнения которой они обязывались явиться "с подводы, и с топоры, и со всякими снастьми.., и с хлебны­ми запасами и конскими кормами". Жалованье на государ­ственных верфях не платили.

Работные люди выполняли самую тяжелую работу: вы­рубали и возили лес к строительным площадкам, производи­ли погрузочно-разгрузочные, земляные и другие подсобные работы. Наряды людей к "государеву делу" были, как прави­ло, большими и составляли по нескольку сотен человек. На­пример, для сплава леса по Дону к Азову 12 мая 1698 г. были посланы "начальные люди и копейшики, и рейтарских, и сол­датских детей недоросли": калужане, "серпьяне", козельские, перемышляне, мосальские, касимовские-всего 688 человек. 3 июля 1698 г. с "пятым караваном" лесных припасов было отправлено 720 человек.

Для строительства 6 кораблей и 20 бригантин на Воро­нежской верфи в 1697 г. было набрано 1005 человек"землян — цев, усманцев, сокольцев, белоколодцев, костенцев". Специ­альные наряды людей посылались "лед разсекать и ход вод­ный бударам очистить", если "будары… с корабельными лес­ными припасами замерзли на р. Воронеже". Иногда мелкие места по Воронежу и Дону заносило песком. В этих местах реки в летнюю пору можно было переехать "вброд и с теле­гами". В пределах г. Воронежа мели были "против двора во­ронежского подьячего Ивана Моторина, а также под Чижов­кою против Троицкой церкви" до "Ивановской пристани". В такие периоды сплавлять лес, плыть военным кораблям и груженым стругам было невозможно. Суда иногда тонули. Для очистки Воронежа и Дона Петр I также велел собирать специальные наряды людей. Например, в сентябре 1698 г. из Воронежа и Коротояка для очистки рек было привлечено 1048 "стрельцов и их детей, казаков и их недорослей". Они долж­ны были очистить русла рек в тех местах, которые "песком засыпало". Этого количества людей не хватило, тогда в ок­тябре того же года на помощь было прислано еще 1048 чело­век "с топоры и с заступы и с лопаты и с веревки и со всяки­ми снастьми, которые к тому делу пристойны". Так продол­жалось до весны 1700 г., когда, по инициативе иностранного мастера Гуморта, чтобы избавиться от мелей в реках, стали строить плотины.

Тяжелый труд, плохое питание, нищенское жалованье, антисанитарные условия проживания и массовые болезни заставляли работных людей бежать с лесозаготовок, строи­тельных площадок и других работ. Например, в указе о сыс­ке беглых от заготовки лесных припасов от 12 августа 1698 г. отмечалось, что из призванных на работу 400 воронежцев, 300 усманцев, 400 землянцев, 112 белоколодцев осталось соответственно 32, 126, 32 и 1 человек. Коротоячане (300), костенцы (293), урывчане (20), соколяне (300) бежали все. Введенная за бегство в конце 1698 г. смертная казнь бегства не приостановила. Тогда, по инициативе А. П. Протасьева, работных людей стали ежемесячно сменять.

Другую группу строителей воронежских кораблей состав­ляли плотники, кузнецы, канатчики, столяры, мастера оружей­ного дела, угольного жжения и смоляного варения. Это были "мастеровые люди", как наемные, так и крепостные. В отли­чие от работных людей, живших чаще всего при лесозаготов­ках в хижинах, сделанных ими же самими, мастеровых разме­щали обычно на постой по дворам воронежских жителей или отводили для них специальные помещения для жилья на тер­ритории верфей. Мастеровые люди получали жалование.

Значительную роль, особенно на первых порах, при стро­ительстве кораблей на воронежской земле играли иностран­ные мастера. Петр I высоко ценил их теоретические знания и практический опыт. Петр I подыскивал иностранных масте­ров за границей через своих доверенных лиц, заключал с ними трудовой договор, обычно сроком на 1 — 2 года, и платил им жалование. Жалование у них было значительно выше, чем у русских мастеров. Самое высокое — 30 рублей в месяц — имели мастера корабельного дела. Вместе с высоким жалованием ино­странные кораблестроители получали ряд других льгот, а имен­но: бесплатный проезд в Россию и к месту работы, бесплатное проживание, бесплатные дрова, свечи, лечение. В 1696 г., при подготовке ко Второму Азовскому походу, Петр I принял на службу около 50 иностранных мастеров. В 1697 — 1699 гг. — около 120 человек. Главным образом это были голландцы, ан­гличане, а также мастера других национальностей.

Среди иностранных мастеров, работавших в Воронеж­ском крае в конце XVII — начале XVIII в., особенно выделя­лись голландец Крюйс и англичанин Най. Крюйс был при­глашен на службу Петром I в мае 1698 г. на четыре года. Это был опытный кораблестроитель, работал экипажмейстером адмиралтейства в Амстердаме и хорошо знал вооружение флота, разбирался в вопросах навигации и гидрографии. Крюйс был человеком проницательного ума. В Воронеж он приехал вместе с Петром I в конце октября 1698 г.

Деятельность воронежских верфей оказала большое влияние на хозяйственное развитие Воронежа и всего Воро­нежского края. Рост населения вызвал дополнительную по­требность в хлебе, а это способствовало расширению посе­вов сельскохозяйственных культур. Строительство военных судов предъявляло спрос на металлические изделия, обрабо­танную древесину, смолу, канаты и паруса. В результате 66 возникли лесопильные, кожевенные заводы, смоловарни и куз­ницы, парусные и канатные предприятия. Некоторые из них были переведены из Москвы. В это время в Воронеже уже была разработана местная сырьевая база, и предприятия могли на нее опираться. Например, из местной конопли вырабатывались грубые сорта парусины. Сельское хозяйство давало для про­изводства канатов пеньку, овечьи стада — шерсть, крупный рогатый скот — кожу. На предприятиях было занято немало рабочих. Например, в "большой мелочной кузнице" у мастера Ягана трудилось 50 человек русских мастеров. Все эти пред­приятия обслуживали в первую очередь судостроительные верфи и с их ликвидацией, как правило, исчезали.

Исключение составляли суконные и кожевенные заво­ды. Их продукция одевала и обувала солдат и матросов, об­служивала другие нужды государства. Они не были непос­редственно связаны с кораблестроением и поэтому работали в Воронеже и крае долго и после петровского времени.

Военно-государственные нужды в металлических изде­лиях удовлетворяли липецкие железоделательные заводы. При Петре I их было три: Боринский на р. Белый Колодец, притоке Воронежа (его также называли Романовским), Кузь­минский и Липецкий.

Липецк и Воронеж стоят на одной и той же судоходной реке — Дон — на сравнительно небольшом расстоянии (около 200 км), что делало удобным перевозки грузов. В Воронеж и Воронежский край везли "железо цельное прутовое", пуш­ки, ружья, штыки, якоря, скобы, топоры, лопаты, гвозди, про­волоку и другие предметы. Значительная часть металла шла в Воронеж также с тульских и других металлургических заводов. —

Возникновение и развитие местной промышленности, способной в столь короткие сроки удовлетворить огромные потребности государства в предметах промышленного про­изводства, еще раз подчеркивает величие и особенности во­ронежского кораблестроения.

Первый Азовский поход 1695 г., а Возникновение затем и Второй Азовский поход 1696 г. резко повлияли на военно-политическую обстановку на юге и юго-востоке России. После взя­тия Азовской крепости набеги та­тар в пределы южнорусских владений практически прекра­щаются. В истории хозяйственного освоения обширных русских земель, оказавшихся за Белгородской чертой, начи­нается новый этап. Русские люди и украинцы селятся впере­ди черты. В районе бывших воронежских угожьев возника­ют села и деревни.

Разные районы Воронежского края заселялись по-раз­ному. Например, земли, расположенные к югу от р. Тихой Сосны и юго-востоку от р. Битюга, с середины 90-х гг. XVII в. захватываются острогожскими помещиками. Существо­вавший к этому времени Острогожский уезд превращает­ся в район крупного помещичьего землевладения. Бассейн р. Хворостани закрепляется в качестве вотчины воронеж­ского Покровского монастыря. Район Прибитюжья (бассей­ны рек Битюга, Икорца и Осереди) становится народной вольницей. Без царского разрешения, самовольно здесь се­лятся беглые мелкие служилые люди — русские и украин­цы. К осени 1698 г. они основали здесь 18 населенных пун­ктов. Однако царское правительство России не могло допу­стить, чтобы "привольные" земли по Битюгу, Икорцу и Осе­реди заселялись свободно. 23 апреля 1699 г. был издан имен­ной указ Петра I о выселении русских и украинцев с Битю­га. По этому указу надлежало битюцких жителей сослать в прежние места, "а строенье все пожечь и впредь им селить­ся на Битюге не разрешать".

Уничтожив в 1699 г. поселения беглых в Прибитюжье, правительство решило поселить здесь дворцовых крестьян. Летом 1701 г. в Прибитюжье была переселена первая боль­шая группа дворцовых крестьян, общей численностью 4919

человек. К 1703 г. из 4919 переселенных на Битюг крестьян осталось 369. Из 4550 человек убывших 3409 умерли, 1141 убежали. Привыкшие к мирной сельской жизни в централь­ных районах страны, откуда они были выселены, дворцовые крестьяне не могли сразу приспособиться к пограничной жиз­ни. Здесь нужно было быть не только пахарем, но и воином. Правительство не обратило внимание на гибель дворцовых крестьян в Воронежском крае. В 1704 г. в Прибитюжье пере­селяют еще одну большую группу дворцовых крестьян. Но и на этот раз убыль населения оставалась значительной. Осе­нью 1705 г. переписчики Ф. Дугин и Е. Данилов писали, что переведенцы Балахонского и Суздальского уездов на Битюге "все умерли и разбежались, а осталось только семей с десять, и те все хворы и безмочные". Царский указ об основании на Битюге Битюцкой дворцовой волости находился под угрозой срыва. Тогда местные воеводы решили пойти на хитрость и снова разрешили беглым служилым людям селиться здесь.

К 1710 г. в Битюцкой дворцовой волости насчитывалось 15 сел. Интересно, что названия битюцким дворцовым се­лам дали не переселенные сюда дворцовые крестьяне, а бег­лые служилые люди, которым хорошо были известны посе­ления Прибитюжья конца XVII в. На Битюге это были Боб­ров, Мечетка, Коршево, Щучье, Чигла, Тойда, Анна, Курлак, Садовое, Борщево, Шестаково, Тишанка. На Икорце — Ниж­ний Икорец (или Никольское), Средний Икорец (или Яблоч­ное) и Верхний Икорец (или Городецкое). Все они сейчас входят в разные районы Воронежской области. Администра­тивным центром битюцких дворцовых сел был Бобров, в ко­тором находилась съезжая изба во главе с управителем.

Основной административно-террито­риальной единицей России половины XVI в. был уезд. Уездом на­зывался город и "тянувшие" к нему земли. В прошлом гово­рили, что земли, ближе всего подходившие к данному городу, как бы "уехали" к нему. Отсюда и произошло само поня­тие "уезд".

На губернии Российское государство впервые было по­делено в 1709 г. в ходе территориально-административной реформы Петра I. Тогда было создано 8 губерний. Террито­рия Воронежского края вошла в состав обширной Азовской губернии.

В 1710 г. Турция, подстрекаемая австрийской и француз­ской дипломатией, объявила войну России. Прутский поход русской армии 1711 г. закончился подписанием Прутского мирного договора, согласно которому Россия возвращала Тур­ции Азов и ликвидировала крепости на Азовском море. Гу­бернские учреждения из Азова были переведены в Тамбов. Отсюда в 1715 г. в Воронеж, после чего он стал центром Азовской губернии. В 1725 г. после смерти Петра I в ходе оче­редной территориально-административной реформы Азовская губерния была переименована по названию своего центра в Воронежскую. Воронежская губерния тогда была очень боль­шая. Она включала в себя Воронежскую, Елецкую, Тамбов­скую и Шацкую провинции, которые делились на уезды. В Воронежской провинции, например, были уезды: Воронеж­ский, Землянский, Костенский, Усердский, Верхососенский, Ольшанский, Павловский, Усманский, Демшинский, Орлов­ский, Коротоякский, Острогожский и Битюцкая волость.

Деление России на уезды и губернии сохранялось до 1928 г., то есть более 200 лет.

Дворцы и другие постройки, появив­шиеся в Воронеже при Петре I, до на­ших дней не сохранились. Они были сделаны из дерева и в первой половине XVIII в. сгорели во время пожаров. Единственным памятником петровской эпохи в Воронеже долго оставалось здание цейхгауза на острове. В годы Великой Отечествен­ной войны оно было разрушено прямым попаданием в него

снаряда. И все же в Воронеже есть "молчаливый сви­детель" деятельнос­ти Петра I здесь в конце XVII — первой четверти XVIII в. Это Успенская цер­ковь на набережной Воронежского водо­хранилища. До при­езда Петра I в Воро­неж церковь была Успенским муж­ским монастырем. В условиях начавше­гося кораблестрое­ния монастырь был упразднен. В 1700 г. Успенская церковь была объявлена Адми­ралтейской. По традиции служители Успенской церкви ос­вящали суда, построенные на Воронежской верфи. Дошед­ший до нас каменный с пятью главами Успенский храм был построен после 1703 г. Сейчас это памятник истории и куль­туры Воронежа конца XVII — начала XVIII в. Охраняется за­коном. В 1996 г. церковь была восстановлена и передана епар­хии.

Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Воронежском крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой деятельности. Не случайно по­этому первый памятник монументальной скульптуры в Во­ронеже был посвящен Петру I, Он был открыт в 1860 г. в центре города в Петровском сквере и по своим художествен­ным

достоинствам не уступал памятникам Петербурга. Ав­торы проекта памятника — архитектор А. А. Кюи и скульптор А. Е. Шварц. В 1942 г. памятник Петру I в Петровском скве­ре был уничтожен фашистами. Современный памятник Пет­ру I в Воронеже построен по проекту московского скульпто­ра Н. П. Гаврилова. Он был открыт 10 января 1956 г.

Есть в Воронеже еще один памятник Петру I. Он находит­ся в музее истории Воронежского аграрного университета (ра­нее ВСХИ). Это оплечный бюст Петра I. До Октябрьской рево­люции 1917г. институт носил имя императора Петра Великого. Бюст Петра I стоял на колонне над входом в главный корпус.

30 мая 1872 г. Россия отмечала 200-летний юбилей со дня рождения императора Петра Великого. Праздничным этот день был и для воронежцев. В 1896 г. воронежцы отметили также 200-летний юбилей со дня рождения российского воен­но-морского флота. А в 1909 г. — 200-летний юбилей Полтав­ской победы. И совсем недавно, в 1996 г., Воронеж стал свиде­телем торжеств, связанных с 300-летием военно-морского фло­та России. Столетия идут, а Петр I и его деятельность в Воро­неже и Воронежском крае живут в памяти воронежцев.

Вопросы и задания к главе 5

1. Какими причинами были вызваны Азовские походы Петра I?

2. Расскажите об Азовском походе 1695 г.

3. Почему русские войска не смогли взять Азовскую кре­пость в 1695 г.?

4. Расскажите о строительстве кораблей в Воронеже зимой — весной 1696 г.

5. Кто руководил сухопутными русскими войсками во вре­мя 2-го Азовского похода?

6. Назовите основные события Азовского похода 1696 г.

7. О чем говорилось в "Указе по галерам"? Когда, где и кем он был составлен?

8. О чем писал Петр I патриарху Адриану в письме от 20 июля 1696 г.?

72 ‘

9. Как встречала Москва победителей Азовского похода 1696 г.? —

10. Какую роль сыграл Петр I в подготовке и проведении Азовских походов?

11. С какой датой следует связывать основание регулярного военно-морского флота России?

12. Что такое кумпанства, когда и для чего они были созданы?

13. Какие кумпанства вы можете назвать?

14. Какую роль сыграла Русская православная церковь в создании Азовского флота?

15. Приведите примеры помощи воронежских служителей церкви реформаторской деятельности Петра I.

16. Расскажите о кумпанском строительстве кораблей в 1696 — 1700 гг.

17. Какую роль сыграли воронежские кумпанские корабли в Керченском походе 1699 г. и подписании перемирия с Турци­ей в 1700 г.?

18. Что вы можете рассказать о Е. И. Украинцеве?

19. Кто управлял государственным строительством кораб­лей в 1696-1700 гг.?

20. Какие суда строились на Воронежской верфи?

21. Какие судостроительные верфи в Воронежском крае, кроме Воронежской, вы знаете? *

22. Какую роль в создании военно-морского флота России сыграли природные богатства Воронежского края?

23. Кто такие "работные люди"?

24. Почему Петр I приглашал иностранных мастеров для строительства военно-морского флота России?

25. Кого из иностранных мастеров воронежского корабле­строения вы можете назвать?

26. Приведите примеры названий кораблей, построенных на воронежской земле в 1696 — 1700 гг.

27. Соберите материал о строительстве кораблей в вашем городе, селе в конце XVII — начале XVIII в.

28. Разработайте маршрут экскурсии по местам кораблестро­ения в вашем крае и местам, связанным с пребыванием здесь Петра I.

Документы и материалы к главе 5

Отписка А. С. Шеина о подготовке похода русской армии из Воронежа к Азовской крепости

31 марта 1696г.

Великому государю царю и великому князю Петру Алек­сеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу холоп твой Алешка Шеин челом бьет.

В нынешнем 204-м году по твоему, великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу велено мне, холопу твоему, быть на твоей, великого государя, службе з большим полком с твоими, великого государя, ратными с конными и пешими людьми в низовом походе для промыслу над турецким горо­дом Озовом. И по твоему, великого государя, указу на тое твою, великого государя, службу пошел я, холоп твой, с Москвы марта в 15 числе и пришол на Воронеж марта в 31 день, а с Вороне­жа собрався я, холоп твой, с твоими, великого государя, рат­ными с конными и пешими людьми пойду не мешкая.

А сию отписку послал я, холоп твой, чрез почту и велел подать в Розряде боярину Тихону Никитичи) Стрешневу с товарыщи.

(Воронеж в документах и материалах. Воронеж, 1987. С. 40)

Из царского указа в приказ Адмиралтейских дел о количестве работных людей, назначенных на строительство флота в Воронеже

1701г.

По указу великого государя из Разряду велено на Воро­неже у корабельного и стругового дела и у всяких дел в ра­ботных людех быть Белогородцкого полку городов указному числу 20 тыс. человеком, в том числе прежним полковые и городовые службы и детем их и свойственником: воронеж — цом самим 2201, детям их 2311 человеком; землянцом 1085, 74 детям их 1329; коротояченам 1297, детям 748; костенцам 535, детям их 420; орловцам 477, детям их 240; усмонцом 1588, детям их 1362; демшинцом 140, детям их 124; соколяном 1124, детям их 954; добренцом 1918, детям их 1313; да белоколотцом 305, детям их 489. И тех городов воевоцкими отпусками и тех чинов ратных людей во всяких делах росправою ведать по-прежнему в Адмиралтейском приказе.

А что тех городов за указанным числом в остатке 719 человек, и с тех людей на нынешней 1701 г. взять и впредь иметь день­ги по указным статьям с копейщиков и с рейтар: с воронежцов 98, з детей их со 177; з землянцов со 123, з детей их со 183; с коротоячен з 25, з детей с 17; да з белоколотцов городовой служ­бы с самих з 96… всего с 719 человек; с копейщиков и с рейтар с самих по полторы рубли,- з детей их по 23 алтына по 2 деньги; з белоколотцов городовой службы по 1 рубли с человека; всего 747 рубли 25 алтын. И те деньги на нынешней 1701 г. взять и впредь забрать из Адмиралтейского приказу и присылать в Розряд.

А ельчаном полковые и городовые службы всяких чинов людем всем по спискам и их крестьяном у того вышеписанного дела на Воронеже не быть и тем нарядом и всякими делами и воевоцкими отпусками в том приказе не ведать, а ведать их по-прежнему в Розряде. И на нынешний 1701 г. взять деньги по указанным статьям и для того их ельчан, которые ныне на Воронеже у того дела на работе, отпустить в домы…

(Воронеж в документах и материалах. Воронеж, 1987. С. 41 — 42).

Запись об отплытии из Воронежа руководителей второго Азовского похода и построенного под Воронежем флота,

1696г.

С Воронежа рекою Воронежем, а из Воронежа рекою Доном в низовой поход плавным путем пошли к Азову на чердачных стругах и на каторгах в разных числах. _

Апреля в 26 числе. Большого полку боярин и воевода Алексей Семенович Шеин. Да боярин князь Михаил Иванович Лыков и князь Михаил Никитичь Львов; окольничий Петр Матвеевич Апраксин; думный дворянин Иван Астафьевич Власов; дьяки: из Разряда — Иван Уланов, из Стрелецкого — Михаил Щербаков, из Пушкарского — Иван Алексеев.

Мая в 3 числе. Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич… изволил итти с Воронежа большого морского все­го флота на уготованной первой каторге с юинскими пехотными людьми. Да в том же морского флота караване пошли: комисса- рий генерал Федор Алексеевич Головин, кравчий Кирило Алек­сеевич Нарышкин, стольник комнатный Иван Алексеевич сын Головин и иные того ж морского флота начальные люди.

Мая в 4 числе. Генерал-адмирал Франц Яковлевич Ле­форт с начальными людьми и с солдаты.

Мая в 5 числе. Думный дьяк Никита Моисеевич Зотов, а с ним Посольского приказа дьяк Иван Волков, и перевод­чик, и подьячие, и толмачи.

Мая в 10 числе. Вице-адмирал Юрий Степанович Лима, а с ним 7 каторг.

Мая в 17 числе. Боярин князь Иван Юрьевич Трубец­кой, а с ним 7 каторг.

Мая в 21 числе. С хлебными и со всякими запасы дум­ный дворянин Семен Иванович Языков.

Мая в 24 числе. В последнем отпуску на каторге шаут — бенахт Бальтазар Емельянович Делозьер, а с ним 4 брандера с капитаны и с солдаты…

(Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. До­кументы и материалы. Воронеж, 1976. С. 165 — 166).

Выдержки из писем Петра I о судостроении в Воронеже

1696г.

Ф. Ю. Ромодановскому, 23 марта 1696 г.

"А о здешнем возвещаю, что галеры и иные суда строятся; да нынче же зачали делать на прошлых неделях два галиаса". 76

* * *

Т. Н. Стрешневу, 2 марта 1696 г.

"Здесь, слава богу, все здорово, и суды делаются без мешкоты17, только после великого дождя был великий мороз так крепкий, что вновь реки стали, за которым морозом дней с пять не работали; а ныне три дни как тепло стало".

(Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. До­кументы и материалы. С. 161 — 162).