Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке (для учителя)
История Воронежа и Воронежского края в XVII в. достаточно полно и хорошо изучена отечественными учеными-ис — ториками и краеведами. В ней содержится много увлекательных сюжетов, которые всегда вызывают живой интерес у учащихся. Поэтому по данной теме можно провести не один урок, а несколько. Лучше их дать после того, как будет изучена история Российского государства этого времени в целом. Краеведческие уроки дадут возможность еще раз повторить основные выводы соответствующей главы школьного учебника.
Возможные варианты урока.
Вариант 1
Если учитель решит в основу урока положить свой рассказ о развитии Воронежского края в XVII в., то прежде, чем начать объяснение, следует написать на доске логическое задание и предложить учащимся дать на него письменный ответ в тетради по ходу рассказа учителя. Логическое задание может состоять из 1 и 2-го вопросов к главе 4 пособия:
1. Когда и зачем была построена Белгородская черта? и 2. В чем сходство и различие социально-экономического развития центральных районов России и Воронежского края в XVII в.? Так как второй вопрос связан с уже изученным учащимися материалом, то накануне краеведческого урока нужно дать домашнее задание на повторение.
В конце урока отдельные ученики зачитывают ответы на логическое задание. Учитель выставляет оценки и задает дома прочитать из главы 4 пособия 1, 2, 3 и 4-ю части.
История Воронежского края XVII в. имеет много похожих черт с историей России в целом этого времени. Поэтому с материалом 1-4 частей главы 4 пособия можно знакомить
учащихся постепенно, заранее предупредив их о предстоящем краеведческом уроке-игре.
Так материал 3-й части главы 4 пособия можно использовать при изучении школьной темы "Экономическое развитие России в XVII в.". Учитель подчеркивает сходство и различие в экономическом развитии центральных районов России и Воронежского края (сходство: господство феодальных отношений, формы феодальной земельной собственности — поместная, вотчинная, корпоративно-вотчинная, развитие торговли и ремесла; различие: преобладание поместной земельной собственности над другими формами феодального землевладения, отсутствие мануфактур, социальная структура населения представлена главным образом мелкими служилыми людьми, малочисленность крестьян).
Материал 1 и 2-й частей главы 4 пособия можно привлекать при изучении соответствующих параграфов школьного учебника.
Краеведческий урок проводится в форме исторического чайнворда "Воронежский край в XVII в.".
№ 4. Исторический чайнворд «Воронежский край в XVII в.»
Начиная с цифры 1, впишите в клетки чайнворда ответы на следующие задания Дайте исторический комментарий к разгаданному слову
1. Название укрепленной оборонительной линии, построенной в 1635 — 1658 гг 2. Шаровидный сплошной снаряд 3 Современное название улицы Воронежа, на которой стоит самая древняя каменная постройка города. 4. Монастырь, основанный в 1620 г. в Воронеже 5, Земляная насыпь. 6. Время года, в которое татары чаще всего вторгались в пограничные районы России. 7. Город,
построенный на Белгородской черте в 1646 г. 8. Служилый человек, несший службу при воротах. 9. Служилый человек, несший станичную службу 10. Город, у которого состоялся бой отрядов Ф. Разина с войском Г. Ромодановского.
11. Руководитель народного восстания в Воронеже в 1648 г. 12. Простонародное мужское имя, встречавшееся среди жителей Воронежского края в XVII в. 13. Завершение колоколен, храмов, башен и других построек или их частей в виде высокой 4-гранной или многогранной пирамиды, распространенное в каменном русском зодчестве XVI—XVII вв.