Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств (IX-XIII вв.) (для учителя)
Автор пособия призывает учителя истории использовать школьную программу творчески. На основании имеющегося материала учитель не может дать полного представления о развитии Воронежского края в IX — XIII вв. Мы располагаем более полными, но мало отличающимися от школьного учебника сведениями о славянских поселениях в пределах края в период Киевской Руси и отдельными сведениями-упоминаниями о "Воронеже" в XII — XIII вв.
К тому же эти сведения не всегда имеют единое толкование в научной и краеведческой исторической литературе.
Думается, правильнее будет, если учитель введет краеведческий материал главы 2 пособия постепенно при изуче — лии школьного учебника по истории России. Например, рассказывая о славянских племенах и их соседях, учитель попутно говорит о славянских поселениях и кочевых племенах в пределах современного Воронежского края в IX — XI вв. (последняя часть главы 1 и первая часть главы 2 пособия). При этом следует показать примерные границы Воронежского края на карте Древнерусского государства, чтобы учащиеся представляли, какая часть края в IX — XI вв. входила в состав Руси, а какая была занята кочевниками.
Не нужно бояться говорить учащимся о спорных и нерешенных вопросах в истории Руси и истории Воронежского края в том числе. Это приучает детей думать, воспринимать историю как живую, развивающуюся науку.
При рассмотрении сложных вопросов о складывании раннефеодальных отношений у восточных славян можно также привлекать материал главы 2 пособия (первая часть); показать, что хозяйство и общественные отношения у славян, живших в это время в Воронежском крае, были очень похожи на хозяйство и общественные отношения у славян в других районах Руси.
При изучении темы "Возникновение самостоятельных русских княжеств" учащимся будет интересно узнать о том, что в 1177 г. слово "Воронож" впервые упоминается в русских летописях. Яркий рассказ учителя о битве на речке Ко — локше и о событиях, последовавших за ней, можно завершить решением головоломки на тему "1177 г.". Если на уроке не осталось времени на отгадывание, учитель предлагает учащимся решить головоломку дома. Проверка головоломки обязательно включается учителем на следующем уроке в процесс проверки домашнего задания. За правильное решение задачи ученик получает отличную оценку.
№ 3. Головоломка «1177 г.»
2 |
8 |
||||||
— |
6 |
7 |
|||||
3 |
5 |
||||||
1 |
|||||||
4 |
|||||||
—1 |
J |
||||||
I |
|||||||
— |
В прямоугольниках разнообразной конфигурации нужно разместить 8 слов так, чтобы в кружках слева направо можно, было прочитать слово, обозначающее историко-литературные произведения Древней Руси, в которых впервые в 1177 г. упоминается слово «Воронеж». 1. Река, на которой 20 февраля 1177 г. произошла битва между воинами владимирского князя Всеволода и рязанского князя Глеба. 2. Прозвище владимирского князя Всеволода. 3. Имя отца жены рязанского князя Глеба. 4. Куда бежал один из братьев жены рязанского князя Глеба? 5. Имя князя, бежавшего после битвы в рязанские земли. 6. Столица Руси во времена битвы 1177 г. 7. Князь — союзник рязанского князя Глеба в походе на Владимир в 1177 г. 8. Чем закончился для рязанского князя Глеба поход 1177 г.?