СОЦИАЛЬНО­ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ В 1920 — 1930-е ГОДЫ

После разгрома белогвардейцев трудящиеся Воронежской губернии, как и всей страны, приступили к мирному строительству. Необходимо было в первую очередь восстановить раз­рушенное в ходе войны. Одновременно Советское прави­тельство во главе с В. И. Лениным предполагало начать ре­конструкцию крупной промышленности ни базе электри­фикации страны. При этом изменялся подход к организа­ции и производственной деятельности промышленных пред­приятий. В основу перестройки работы промышленности, согласно ленинским указаниям, должны были лечь новые принципы, а именно — расширение самостоятельности и инициативы каждого крупного предприятия в распоряже­нии финансовыми средствами и материальными ресурса­ми. Все предприятия были подразделены на 4 группы. Во-
первых, выделялись предприятия, остающиеся на государ­ственном обеспечении. Они составляли основную часть круп­ной и средней промышленности города и деревни, подчиня­лись губернским Советам народного хозяйства и получали в свое распоряжение определенные оборотные денежные сред­ства. В Воронежской губернии таких предприятий насчиты­валось 41, среди них крупные воронежские машиностроитель­ные заводы Столля и Рихард-Поле. (Кстати, ряд заводов полу­чил новые названия.)

Вторую группу промышленных предприятий должны были составить предприятия, переводимые на хозрасчет. В Воронежской губернии их было 124. Такие предприятия обычно объединялись в тресты по различным отраслям производства-например, электротрест, кожтрест, винокуртрест и другие. На основе решений X съезда партии на хозрасчет стали переходить и некоторые предприятия, ранее находив­шиеся на государственном снабжении.

Третью группу предприятий предполагалось сдать в аренду. В Воронежской губернии эти предприятия должны были на данном этапе развития промышленности составить наибольшее количество, а именно 276. Ставилась задача ис­пользования государственного капитализма в интересах ра­бочих и крестьян Советской России. Однако на практике орга­низовать предприятия на основе сдачи их в аренду было не просто. Частных арендаторов не устраивало то, что для пус­ка предприятий они должны были вкладывать свои, и нема­лые, средства, что наем рабочих и условия работы должны были регламентироваться советскими законами.

Наконец, многие предприятия было решено закрыть как убыточные (четвертая группа). В Воронежской губернии за­крытию подлежали, по первоначальным планам, 150 пред­приятий.

Восстановление промышленности и начало ее реконст­рукции позволили к 1928 г. не только преодолеть разруху, но и возродить промышленность, ускорить ее развитие. Воронеж превращался в крупный промышленный центр. За три года, с 1925 по 1928 г., промышленность города удвоила вы­пуск продукции по сравнению с предшествующим временем. Старые предприятия подвергались коренной реконструкции: на заводах имени В. И. Ленина, Коминтерна, М. И. Калини­на, Ф. Э. Дзержинского строились новые корпуса и цехи, ус­танавливались новые станки. Наряду с этим строились и на­чинали выпускать продукцию два новых крупных промыш­ленных объекта — жиркомбинат и завод зерноочистительных машин "Триер" (сейчас "Сельмаш"). В 1928 г. завод "Триер" дал сельскому хозйству более 7 тысяч зерноочистительных машин. Жиркомбинат, используя местное сырье, стал выпус­кать предметы первой необходимости: мыло, глицерин и др. Восстанавливалась Юго-Восточная железная дорога, играв­шая важную роль в экономике страны, Центрального Черно­земья и Воронежской губернии. К 1925/26 г. дорожный гру­зооборот достиг довоенного уровня (9600 тыс. тонн против 9280 тыс. тонн в 1913 г.).

В сельском хозяйстве губернии процесс восстановле­ния шел гораздо сложнее. Хотя деревня и была к концу гражданской войны преимущественно середняцкой (при­мерно 64 %), но процент бедняцких хозяйств был еще значи­тельный (более 33). Мелкие индивидуальные хозяйства про­должали составлять основу сельского хозяйства России, в том числе и Воронежской губернии. Возможности технического оснащения таких хозяйств были ограничены. В 1927/28 г. в селах Центрального Черноземья насчитывалось 864 тыс. сох, что значительно превышало количество плугов.

Но после снятия продразверстки крестьяне все-таки были заинтересованы в росте продукции; создавались образ­цовые совхозы, коммуны. Губернский комитет, уездные, во­лостные и сельские партийные ячейки развернули широкую пропаганду идей коллективной обработки земли, организа­ции коммун, артелей, товариществ по совместной обработке земли. Первые коллективные хозяйства в Воронежской губернии возникли еще в феврале — марте 1918 г. А к 1 января 1924 г. в селах Воронежской губернии насчитывалось уже свыше 420 различных кооперативных объединений. Большую. роль в механизации воронежской деревни сыграли средства, отпущенные Советской властью по восстановительным кре­дитам. Если в конце 1924 г. в губернии было всего 50 тракто­ров, то в середине 1927 г. уже свыше 1300.

В результате за короткое время произошло восстанов­ление основных посевных площадей под зерновыми и тех­ническими культурами. В структуре посевных площадей на­чались качественные изменения. Все большее место занима­ли технические культуры. Повысилась урожайность основ­ных зерновых культур. Увеличивалось поголовье скота. Кре­стьяне стали лучше питаться и одеваться.

Развивалась культурная жизнь Воронежской губернии, и прежде всего Воронежа. В 1924 — 1925 гг. в городе была построена ламповая радиостанция имени Профинтерна. В это же время в уездных городах губернии (Новохоперске, Боб­рове, Богучаре, Острогожске, Валуйках, Нижнедевицке, Ус — мани) и в некоторых волостных центрах (Павловске, Калаче и Бутурлиновке) были установлены приемные радиостанции для связи с Воронежем. В 1926 г. по улицам Воронежа по­шли первые трамваи. Вот как описывает Воронеж 1926 г. из­вестный советский писатель, коренной воронежец В. Кораблинов в своей книге "Азорские острова": "Нашей молодежи, привыкшей к асфальтированным мостовым, непрерывному шуму уличного движения, подземным переходам, светофо­рам, ярким витринам магазинов, Воронеж тех лет показался бы деревней: буйно разросшиеся за домами сады, тихие, сбе­гающие к речке улички, классические пожарные каланчи, столетние каштаны и тополя, ряд одноэтажных развалюшек на месте нынешнего "Утюжка", башенные часы ювелира Михайлова — "михайловские", возле которых испокон веков назначались любовные свидания, золотые луковки церквей, голубятни и великолепные извозчичьи биржи у вокзала и театра

это вековечное тарахтенье по булыжным мостовым… Однако все это, конечно, внешние приметы времени…"

"Настоящее, — продолжает писатель, — зрело и поднима­лось, и оно было то новое, жизнеутверждающее, советское, чем жила вся страна, чем жили мы, молодежь. Так, на широ­ком дворе бывшей мужской гимназии взвилась в воронеж­ское небо деревянная мачта первой радиостанции. У огром­ных окон типографии толпился народ: в печатном цеху рабо­тала, всех удивляя, умнейшая, невиданная доселе ротацион­ная машина. Но самым ярким и звонким событием года был, разумеется, пуск трамвая. Рассыпая искры и весело треща звоночками, он промчался по тихим, поросшим травой ули­цам. Толпы горожан стояли по обочинам тротуаров, с восхи­щением глядели на сверкающие новенькие красные вагоны "электрической конки", как снисходительно называли трам­вай нафталиновые интеллигентные старички… Трамвай по­шел! Это было здорово!

Это зачиналась эра нового города, об этом стоило пи­сать стихи".

Кроме ВГУ, СХИ и Ветеринарного института (открыл­ся в Воронеже в 1926 г.), в губернии существовала широкая сеть среднетехнических учебных заведений. Одних техни­кумов насчитывалось 17: педагогические, сельскохозяйствен­ные, промышленный, индустриальный, ветеринарно-фельд­шерский, акушерский, фармацевтический, ИЗО и другие. Немало было и профессионально-технических школ.

В 1927 г. в целом по Воронежской губернии насчиты­валось 49 драматических театров, 21 кинематограф (так тог­да называли кинотеатры), 13 музеев. Особенно много дра­матических театров было в селах Острогожского (10) и Боб­ровского (9) уездов. Музеи историко-краеведческой направ­ленности были, кроме Воронежа, в селах Воронежского уез­да (2), Нижнедевицка (2). Острогожского уезда (2), в Россо­шанском, Богучарском, Бобровском и Усманском уездах (по одному).

В мае 1928 г. была образована Цент­рально-Черноземная область, объединившая в себе четыре прежние губернии: Воронежскую, Тамбовскую, Курскую и Орловскую. Центром новой большой территориаль­но-административной единицы стал Воронеж, что не было случайностью. Географически Воронеж находился в центре территории ЦЧО. Он располагал наиболее удобными транс­портными связями со всеми частями области, был более круп­ным населенным пунктом по сравнению с другими города­ми, а главное, материально-производственный фонд Воро­нежа был наиболее обеспеченным для успешного промыш­ленного развития.

ЦЧО существовала 6 лет: с мая 1928 по июнь 1934 г. В 1934 г. в. связи с увеличением объема работ и усложнением руководства обширным хозяйством ЦЧО была разделена на две области: Воронежскую и Курскую.

Таким образом, Воронежская область существует с 13 июня 1934 г. В 1937 г. из состава Воронежской области выде­лилась Тамбовская область, центром которой стал Тамбов, а из Курской области — Орловская с центром в Орле.

В ЗО-е гг. развернулось мощное промышленное строи­тельство в Воронеже. Летом 1931 г. на песчаном левом бе­регу р. Воронеж почти одновременно с Ярославским заво­дом СК-1 началось возведение одного из крупнейших в стра­не химических заводов — завода по производству синтети­ческого каучука СК-2. Несмотря на слабую техническую во­оруженность строителей, темпы возведения заводских кор­пусов были поистине ударными. Через год завод был пост­роен и в октябре 1932 г. дал стране первую тонну каучука. Воронежский завод СК-2 одним из первых в Советском Союзе освоил новую технологию производства каучука, предложенную советским академиком С В. Лебедевым и не известную еще за рубежом. А уже через год шины, сде­ланные из воронежского каучука, были установлены на

четырех автомобилях, участвовавших в автопробеге Москва — Каракумы — Москва. Шины с честью выдержали испыта­ние. Труднейший участок маршрута — пустыня Каракумы — был пройден за шесть с половиной дней вместо тринадцати по плану. На обратном пути участники пробега проехали по улицам Воронежа. У завода СК-2 состоялся митинг в честь тружеников завода.

В 1932 г. начал работать Воронежский самолетострои­тельный (ныне авиационный) завод, выпускающий сейчас уникальные пассажирские самолеты ИЛ-86.

Биография авиастроителей тесно связана с именами советских конструкторов — А. С. Туполева, С. В. Ильюшина,

О. К. Антонова, под творческим руководством которых со­зданы лайнеры, принесшие мировую известность советской авиационной технике.

В том же 1932 г. вступил в строй действующих моторо­строительный завод, ныне механический. С 1930 по 1933 г. в Воронеже велось строительство крупнейшей тогда в ЦЧО электростанции — ВОГРЭС. 6 ноября 1933 г. впервые в горо­де зажглись огни праздничной иллюминации. На левом бе­регу на стенах ВОГРЭСа светились большие буквы "ТОК — ЕСТЬ". Мощность только одной турбины ВОГРЭСа равня­лась мощности всех электростанций ЦЧО, работавших в момент образования области. В 1933 г. к выпуску радиопри­емников приступил воронежский завод "Электросигнал".

К началу третьей пятилетки в Воронеже насчитывалось 46 тысяч рабочих, занятых на предприятиях только крупной промышленности.

По сравнению с 1913г. город увеличил свое население в три раза, количество рабочих возросло в нем в 10 раз, а валовая продукция промышленности — в 20 раз.

Многочисленные фабрики и заводы были построены и на территории бывшей Воронежской губернии, а с 1934 г. — Воронежской области. Это, в частности, Семилукский и Лат — ненский шамотные заводы, производившие огнеупорный 184

кирпич. Начала развиваться цементная промышленность, базирующаяся на местных запасах мергелей. Крупнейшим заводом в этой отрасли стал Подгоренский цементный завод, построенный в 1931 г. Союзное значение приобрели мелоиз­вестковые заводы : Грязинский, Коротоякский, Копанищенский. Все они стали важнейшими поставщиками строитель­ных материалов для Воронежа и области. В корне измени­лась структура пищевой промышленности. В Воронеже по­явились мощные хлебозаводы и кондитерская фабрика, бе­конная фабрика, жиркомбинат. Вступили в строй воронеж­ский, лискинский, калачеевский, россошанский мясокомби­наты, Евдаковский маргариновый комбинат, один из круп­нейших в стране Елань-Коленовский сахарный завод. Увели­чилась занятость населения губернии в народном хозяйстве, ликвидировалась безработица.

Вызванный революцией энтузиазм трудовых масс в пол­ной мере проявился в героическом труде 1920 — 1930 гг. В области было немало последователей донецкого шахтера Алексея Стаханова. Так, токарь Воронежского паровозоре­монтного завода Д. Осьминин, работая на обточке колесных пар, стал выполнять норму на 300 — 350 %. Аппаратчица А. Данилова на заводе СК-2 им. Кирова стала работать на трех печах вместо одной. Передовые методы освоили токари Воронежского дизельного завода Федосеев и Толоконников, горновой Новолипецкого металлургического завода Толокон­ников, машинист станции Лиски орденоносец А. Сафронов и многие другие.

Трудно, драматично складывалась в это время жизнь де­ревни. Зимой 1927/28 г. хозяйственные органы страны снизи­ли закупочные цены на хлеб. В результате возник хлебный кризис, снабженческие планы нарушились, в городах была введена карточная система на хлебопродукты. Трудности хле­бозаготовок И. В. Сталин объяснял усилением классовой борь­бы в деревне, саботажем кулаков. Вместо того, чтобы прислу­шаться к голосу масс, изменить политику в области сельского хозяйства, Сталин и его окружение ввели чрезвычайные меры, стали отбирать у крестьян не только товарные излишки, но часто и запасы, необходимые для потребления и посева. Нача­лось форсированное создание колхозов. Летом 1929 г. был про­возглашен лозунг "сплошной коллективизации". При этом ре­шения XV съезда о развитии всех форм кооперации, о посте­пенном переходе к коллективной обработке земли "на основе новой техники" игнорировались. Наметившийся процесс коо­перации стал искусственно ускоряться. Началось насильствен­ное насаждение колхозов, отчуждение крестьянина от земли. Необоснованное раскулачивание, выселение на Соловки, в Сибирь и другие места разоряли деревню, нарушали товаро­обмен между городом и деревней. К весне 1935 г. по Воронеж­ской губернии в колхозы было объединено 81,5 % крестьян­ских хозяйств и 95,2 % посевных площадей, а к весне 1937 г. — соответственно 89,6 и 99,5 %. И все это делалось под фанфа­ры, победные лозунги и реляции. Так, 15 марта 1935 г. Воро­нежская область за большие успехи в развитии промышлен­ности и сельского хозяйства была награждена орденом Лени­на. В отчетном докладе обкома ВКП (б) областной партийной конференции в июне 1938 г. отмечалось, что Воронежская об­ласть стала индустриальной.

Оценивая исторический путь, пройденный Советской Россией к концу 1930-х гг., и нисколько не умаляя революци­онной активности трудовых масс, необходимо помнить, что бюрократически-централизованная система управления пре­пятствовала развитию страны. Передовые мысли, творческие начинания, критические высказывания резко и грубо пресе­кались, что в итоге приводило к массовым репрессиям. Это касалось любой отрасли жизни в стране, в том числе про­мышленности и сельского хозяйства. Достаточно вспомнить о "Шахтинском деле", о деле вокруг мифических "Промпартии" и "Трудовой Крестьянской Партии" и др.

Воронежцы во всей трагической полноте испытали на себе сталинизм. Воронежским управлением МБР и Воронеж —

ской прокуратурой с 1989 по 1991 г. было пересмотрено бо­лее 18 тысяч дел, по которым реабилитировано свыше 22 тысяч человек, необоснованно репрессированных в 30 — 40-е и в начале 50-х гг. Из них 3327 человек было приговорено к расстрелу и более 13 тысяч к различным срокам заключения так называемым особыми совещаниями ОГПУ — НКВД — МГБ, т. е. во внесудебном порядке. За это же время пере­смотрены и отменены решения судов как необоснованные в отношении 1600 лиц. Работа по пересмотру архивных судеб­ных дел не закончена. Она продолжается.

Среди осужденных в годы сталинизма государственные, партийные и комсомольские работники, крестьяне и церков­нослужители, ведущие инженеры и конструкторы крупных воронежских предприятий, рабочие.

В 1934 г. по решению правительства в Воронеж из Харь­кова было переведено строительство самолетов К-7. К-7 — это крупнейший для того времени тяжелый бомбардировщик. Конструктором этой машины был К. А. Калинин. Прекрас­ный инженер и талантливый исследователь, К. А. Калинин с 1925 по 1930 г. разработал проекты восьми пассажирских самолетов (в том числе санитарный и почтовый), которые были взяты на вооружение гражданской авиацией СССР. Он не раз награждался медалями. 1 декабря 1930 г. ему был вру­чен орден Трудового Красного Знамени УССР.

В Воронеже К. А. Калинин создал военные самолеты К-12 и К-13. Они обладали хорошими летными качествами, но имели малую дальность полета (до 1500 км). К. А. Кали­нин начал работать над созданием новой машины К-15, но за­вершить ее не смог. 1 апреля 1938 г. он был несправедливо арестован, через два месяца исключен из рядов ВКП (б), а 22 октября 1938 г. расстрелян "за участие в антисоветской органи­зации, шпионаж и проведение вредительской деятельности".

Доброе имя К. А. Калинина было восстановлено. Пос­ле смерти Сталина военная коллегия Верховного Суда СССР решением от 10 августа 1955 г. реабилитировала К. А. Калинина "ввиду отсутствия состава преступления". В сентябре 1955 г. К. А. Калинин посмертно был восстановлен в рядах партии. Но военная промышленность СССР накануне Вели­кой Отечественной войны потеряла одного из видных иссле­дователей в области военной техники.

Следствие по делу несуществовавшей Трудовой Крес­тьянской Партии началось в 1930 г. в Москве. Отсюда оно быстро охватило аграрные районы страны, в том числе и Воронежский край: 132 нашим землякам было предъявлено обвинение во вредительстве в сельском хозйстве, пропаган­де или агитации против Советской власти, в создании контр­революционной организации. Среди "вредителей" оказались профессора Воронежского СХИ А. Н. Минин, Ф. В. Чири­ков, В. И. Иванов, К. Н. Сазонов, и многие другие ученые в области сельского хозяйства. А между тем взлет русской аг­рономической науки в 1920-е гг. — это результат и их самоот­верженного труда. Будучи арестованными, они до последне­го дня считали, что произошла ошибка. Человек кипучей де­ятельности, блестящий оратор, жизнелюб А. Н. Минин был осужден на 10 лет и бесследно исчез в недрах ГУЛАГа. Спе­циалист по вопросам питания и подкормки растений, заве­дующий отделом растениеводства Каменностепной опытной станции Ф. В. Чириков получил 5 лет. Такие же сроки получи­ли профессор землеустроительного факультета СХИ К. Н. Сазонов и профессор В. И. Иванов, посвятивший всю свою жизнь выращиванию лесов. Размышляя над причинами дела ТКП, автор статьи "Вспомним их…" В. Базилевская, отец которой тоже проходил по делу Трудовой Крестьянской Партии, утверждает: "Дело № 107/37 сфабриковали в 1930 в ГПУ, потому что демократизм взглядов, экономическое обо­снование всякого планирования в сельском хозяйстве, нераз­рывная связь сельскохозяйственной интеллигенции с трудя­щимся народом и здоровая обратная связь — все это было по­тенциальной угрозой тоталитарному режиму. Вот почему без вины виноватыми оказались те, кто поднял, организовал сельское хозяйство после страшных лет гражданской войны, кто накормил народ и обеспечил в 1925 -1929 гг. экспорт зерна и ввоз импортной техники, столь необходимой для индустриа­лизации страны".

Репрессии тяжело сказались на положении трудового крестьянства. Деревня голодала. Сталин требовал быстрей­шего завершения социалистических преобразований в сель­ском хозяйстве. А между тем немало было крестьян, которые еще колебались, сомневались и не сразу решились вступить в колхозы. По отношению к ним с начала 30-х гг. применя­лись настоящие карательные меры. Их раскулачивали и вы­селяли в Сибирь, на Урал, на север — в Архангельскую об­ласть, на Кольский полуостров, в Коми АССР. Так были осуж­дены на 10 лет заключения с отбыванием в исправительно­трудовом лагере воронежские крестьяне Солоповы. Их вина состояла в том, что в разговоре с односельчанами они сето­вали на тяжелую жизнь в деревне, на то, что у крестьян не­справедливо забирают последний хлеб. На языке сталиниз­ма это называлось "контрреволюционной пропагандой сре­ди крестьян".

Душевное состояние рабочих и крестьян России 1930-х гг., их частое "удивленное" непонимание того, что делается вокруг строительства "общепролетарского дома", "дома бу­дущей жизни", точно и ярко передал в своем романе "Котло­ван" русский писатель А. Платонов. Приведу отрывок из него; "Ликвидировав кулаков вдаль, Жачев (герой романа — В. П.) не успокоился, ему стало даже труднее, хотя неизвестно от­чего. Он долго наблюдал, как систематически уплывал плот по снежной текущей реке, как вечерний ветер шевелил тем­ную, мертвую воду, льющуюся среди охладелых угодий, в свою отдаленную пропасть, и ему делалось скучно, печаль­но в груди. Ведь слой грустных уродов не нужен социализ­му, и его вскоре также ликвидируют в далекую тишину.

Кулачество глядело с плота в одну сторону — на Жачева; люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего,

счастливого человека на ней. Вот уже кулацкий речной эше­лон начал заходить на повороте за береговой кустарник, и Жачев начал терять видимость классового врага.

-Эй, паразиты, прощай! — закричал Жачев по реке.

-Про-щай-ай! -отозвались уплывающие в море кулаки.

С оргдвора заиграла призывающая вперед музыка…"

Срывы поставок сельскохозяйственной продукции го­сударству приписывались местным руководителям, которые обвинялись в троцкизме. Так, к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества 10 января 1938 г. был приговорен первый секретарь Острогожского райкома партии Т. И. Алферов. Убежденный коммунист, бескорыстно служив­ший делу революции, участник гражданской войны, Т. И. Алферов до последних минут своей жизни не видел иного пути, "кроме жизни с партией".

…По постановлению НКВД и прокурора СССР от 29 января 1938 г. был обвинен в "шпионской деятельности в пользу латвийской разведки" Альфред Мартынович Маккар. Он был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в испол­нение 9 февраля 1938 г.

Доброе имя Т. И. Алферова, сотен других партийных и комсомольских работников Воронежского края, погибших от репрессий в 1930-е гг., восстановлено. "За отсутствием со­става преступления" 22 декабря 1956 г. посмертно был реа­билитирован "комсомольский комиссар" Альфред Маккар.

Сложным было это время, когда-нибудь его полностью опишут ученые, сделают оценки и выводы. Сейчас можно ска­зать только, что в нем были переплетены и боль, и радость, и огромные неоправданные людские потери, искалеченные че­ловеческие судьбы, и надежды на новую справедливую жизнь.

Воронежская деревня 20-30-х гг. трудно, но все же преображалась. Крестьяне получили тракторы, комбайны, грузовые автомобили. Строились МТС. Открывались сель­ские клубы, избы-читальни. Безграмотное село потянулось кзнаниям.

Событием в жизни воронежского села стало движение свекловичниц-пятисотниц. Инициатором его в стране стала звеньевая колхоза "Коминтерн" Киевской области М. Дем­ченко, получившая в 1935 г. урожай сахарной свеклы 523 ц с гектара. В Воронежской области первыми почину М. Дем­ченко последовали колхозницы сельхозартели "Красный па­харь" Верхнехавского района. Одна из участниц движения А. И. Реброва вспоминает: "Работали дружно, от зари и до зари. Берегли, что называется, каждый корень. Наш участок всегда был чистым от сорняков. Но работать было нелегко, все делалось вручную…"

Бережный уход за посевами дал прекрасные результа­ты: А. И. Реброва получила 504 ц свеклы с гектара, И. А. Литвинова — 574, Е. И. Бредихина — 503, А. А. Фролова -611,

А. А. Литвинова — 511 ц. Это был трудовой подвиг свекло­вичниц. Правительство наградило их орденами.

Поднимались к жизни целинные воронежские земли, расширялись посевы картофеля, подсолнечника, сахарной свеклы, Воронежская область стала одной из развитых для того времени областей.

В 1927 г. в Воронежском крае появился уникальный памятник природы, созданный руками человека — Воронеж­ский заповедник. Его деятельность с самого начала и до сих пор связана с успешной работой по охране, восстановлению и расселению на новые места обитания европейского речно­го бобра. "Потомки" воронежских бобров ныне прижились в десятках областей страны. Есть они и в зарубежных странах. Разнообразен растительный и животный мир заповедника. Здесь растут сосна, дуб, береза, осина. Встречаются 54 вида млекопитающих (от крошечных землероек до великанов сред­нерусских лесов — лосей). 200 видов птиц: от королька до серого журавля и орла-могильника. В водоемах — 39 видов рыб. Насекомых — 6000 видов.

СОЦИАЛЬНО­ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ В 1920 - 1930-е ГОДЫ

Рис 28 Управление Ю — В ж д Трамвайная линия на пр Революции

В годы первых пятилеток происходили изменения и в куль­турном строительстве. Осуществлялось всеобщее начальное образование. Начался переход ко всеобщему семилетнему образова­нию. Дети школьного возраста учились. Ре­шался вопрос о ликви­дации неграмотности среди взрослого населе­ния. Быстрыми темпами развивалось высшее и среднее специальное образование. В 1940 г. в Воронежской области насчитывалось уже 12 вузов и 63 техникума, в которых обучалось бо­лее 30 тыс. человек. В 1930 г. согласно прави­тельственному реше­нию на базе медицинского факультета ВГУ был создан Во­ронежский государственный медицинский институт. Из от­дельных факультетов Воронежского сельскохозяйственного института в том же 1930 г. выросли самостоятельные инсти­туты — химико-технологический и лесотехнический. В сен­тябре 1931 г. на базе педагогического факультета ВГУ был создан Воронежский государственный педагогический инсти­тут. Открывались Дворцы пионеров, пионерские лагеря, те­атры, клубы, библиотеки, музеи, избы-читальни. Особенно преобразился Воронеж. Прежде всего расширились его гра­ницы. В апреле 1930 г. в черту города были включены лево­бережные ел. Придача и с. Монастырщенка. В августе 1939 г. в городскую черту вошел рабочий поселок Отрожка. В цен­тре и на окраине Воронежа строились новые многоэтажные дома, оборудованные водопроводом, канализацией, централь­ным отоплением и электричеством. Помимо жилых домов в

Рис. 31 Здание вокзала «Воронеж-1»

СОЦИАЛЬНО­ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ В 1920 - 1930-е ГОДЫ

ГГ

30-е гг. широко развернулось строительство современных об­щественных и административных зданий. Тогда в центре Во­ронежа выросли Дом книги, Дом связи, магазин "Утюжок", здание Госбанка, гостиница "Воронеж". На главной городской площади 20-летия Октября (ныне это площадь им. Ленина) были возведены здания обкома партии и облисполкома, уста­новлен памятник В. И. Ленину. К 1940 г. в Воронеже работало несколько театров, филармония, цирк. Центральные улицы го­рода — пр. Революции, Плехановская, Карла Маркса, Кирова, Пушкинская, а на левом берегу — ул. Героев Стратосферы были залиты асфальтом. К концу 30-х гг. в городе существовало 12 трамвайных маршрутов общей протяженностью около 60 км. Торговая сеть города на 1 января 1939 г. состояла из 454 мага­зинов и 518 палаток. Открывались новые парки, скверы. Го­род становился нарядным и благоустроенным.

На встречу с воронежской интеллигенцией в Воронеж приезжали В. В. Маяковский (1926 г.), М. Светлов и И. Уткин (1933 г.), Е. Долматовский, К. Симонов и В. Ардов (1941 г.). Создавали свои произведения писатели Н. Задонский, Б. Пе­сков, А. Шубин, К. Гусев и другие. Появились новые карти­ны художников А. А. Бучкури. А. В. Куприна. Широко раз­вивалось самодеятельное искусство.

Но, к сожалению, жестокая политизация культурной жизни подавляла творческую свободу многих талантливых людей в искусстве, науке.

Вопросы и задания к главе 11

1. Когда и с какой целью была создана ЦЧО?

2. Расскажите об индустриализации Воронежского края.

3. Что вы знаете о жизни села в 20-30-е гг.?

4. Расскажите о трагических моментах в истории края, свя­занных со сталинской репрессивной политикой.

5. Как развивалась культура в нашем крае в годы первых

пятилеток? •

6. Какие литературные произведения о жизни страны в 20­30-е гг. вы читали?

Документы и материалы к главе 11

Сообщение газеты "Коммуна" о пробном пуске ВОГРЭС

21 сентября 1933 г.

"Вогрэс одержал новую блестящую победу. 20 сентяб­ря успешно произведено первое опробование под нагрузкой турбогенератора Вогрэса мощностью 24000 кВт. Пройден но­вый этап в борьбе за пуск электростанции.

19 сентября на рабочем ходу турбогенератора была на­чата проверка релейной защиты генератора. Результаты этой проверки оказались удовлетворительными. Все элементы ре­лейной защиты, как-то: максимальное реле и земляная защи­та — при всех повторных испытаниях действовали исключи­тельно надежно и безотказно.

19 сентября около 12 час. ночи генератор был впер­вые возбужден и напряжение его доведено до нормальной величины — 6360 В, после чего кратковременно (на 3 мин.) генератор был поставлен под пробное напряжение в 8000

В. Все эти испытания также прошли вполне удовлетвори­тельно".

(Воронеж в документах и материалах. Воронеж, 1987. С. 131-132).

Из доклада облпрофсовета ЦЧО о безработице

12 июня 1929 г.

По данным 9 бирж труда зарегистирировано было без­работных… на 1 апреля 1929 г. всего 44161 человек.

Основными причинами роста безработицы являются: приток излишней рабочей силы из деревни, усиленное пред­ложение труда со стороны подростков, а по группе интелли­гентного труда- некоторое происшедшее сокращение, адми­нистративно-управленческого аппарата.

…В текущем году отпущено Наркоматом труда на пи­тание безработных 30000 рублей. Средний размер пособий по безработице увеличен с 8 руб. 48 коп. до 9 руб. 43 коп.

…Средний размер пособия по отношению к средней зарплате составляет 21,2 %.

(История индустриализации Центрально-Черноземного района 1926­1932 гг. Т. 1.С. 309-311).

О наших земляках, похороненных на Красной площади

Ольминский (Александров) Михаил Степанович (1863-1933 гг.). Родился в Воронеже. Известный деятель рево­люционного движения в России, журналист, публицист, талант которого высоко ценил В. И. Ленин. Публиковался в газетах большевиков "Вперед", "Пролетарий", "Новая жизнь", "Вол­на", с 1917 г. работал в "Правде", а затем редактировал журнал "Пролетарская революция", руководил Истпартом ЦК ВКП(б). В Воронеже учреждена премия имени Ольминского, которой ежегодно в День печати отмечаются работы местных журна­листов. Умер в Москве. Похоронен у Кремлевской стены.

(Лежава О. А., Нелидов Н. В. М. Ольминский. Жизнь и деятель­ность. М., 1962).

Федосеенко Павел Федорович (1897-1934 гг.) — советский пилот-аэронавт, уроженец города Острогожска Воронежской области. Осуществил ряд исследовательских полетов на аэростатах. В 1934 г. в качестве командира экипа­жа совершил вместе с А. Б. Васенко и И. Д. Усыскиным на­учный полет на стратостате "Осоавиахим-1", достиг рекорд­ной в то время высоты 22 километра. При спуске стратостата произошла катастрофа, в результате которой участники по­лета погибли. Урны с прахом П. Ф. Федосеенко и членов его экипажа установлены в стене Московского Кремля.

(Загоровский В. П. История Воронежского края от А до Я. Воро­неж, 1982. С. 284-285).

196