СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ В 1920 — 1930-е ГОДЫ
После разгрома белогвардейцев трудящиеся Воронежской губернии, как и всей страны, приступили к мирному строительству. Необходимо было в первую очередь восстановить разрушенное в ходе войны. Одновременно Советское правительство во главе с В. И. Лениным предполагало начать реконструкцию крупной промышленности ни базе электрификации страны. При этом изменялся подход к организации и производственной деятельности промышленных предприятий. В основу перестройки работы промышленности, согласно ленинским указаниям, должны были лечь новые принципы, а именно — расширение самостоятельности и инициативы каждого крупного предприятия в распоряжении финансовыми средствами и материальными ресурсами. Все предприятия были подразделены на 4 группы. Во-
первых, выделялись предприятия, остающиеся на государственном обеспечении. Они составляли основную часть крупной и средней промышленности города и деревни, подчинялись губернским Советам народного хозяйства и получали в свое распоряжение определенные оборотные денежные средства. В Воронежской губернии таких предприятий насчитывалось 41, среди них крупные воронежские машиностроительные заводы Столля и Рихард-Поле. (Кстати, ряд заводов получил новые названия.)
Вторую группу промышленных предприятий должны были составить предприятия, переводимые на хозрасчет. В Воронежской губернии их было 124. Такие предприятия обычно объединялись в тресты по различным отраслям производства-например, электротрест, кожтрест, винокуртрест и другие. На основе решений X съезда партии на хозрасчет стали переходить и некоторые предприятия, ранее находившиеся на государственном снабжении.
Третью группу предприятий предполагалось сдать в аренду. В Воронежской губернии эти предприятия должны были на данном этапе развития промышленности составить наибольшее количество, а именно 276. Ставилась задача использования государственного капитализма в интересах рабочих и крестьян Советской России. Однако на практике организовать предприятия на основе сдачи их в аренду было не просто. Частных арендаторов не устраивало то, что для пуска предприятий они должны были вкладывать свои, и немалые, средства, что наем рабочих и условия работы должны были регламентироваться советскими законами.
Наконец, многие предприятия было решено закрыть как убыточные (четвертая группа). В Воронежской губернии закрытию подлежали, по первоначальным планам, 150 предприятий.
Восстановление промышленности и начало ее реконструкции позволили к 1928 г. не только преодолеть разруху, но и возродить промышленность, ускорить ее развитие. Воронеж превращался в крупный промышленный центр. За три года, с 1925 по 1928 г., промышленность города удвоила выпуск продукции по сравнению с предшествующим временем. Старые предприятия подвергались коренной реконструкции: на заводах имени В. И. Ленина, Коминтерна, М. И. Калинина, Ф. Э. Дзержинского строились новые корпуса и цехи, устанавливались новые станки. Наряду с этим строились и начинали выпускать продукцию два новых крупных промышленных объекта — жиркомбинат и завод зерноочистительных машин "Триер" (сейчас "Сельмаш"). В 1928 г. завод "Триер" дал сельскому хозйству более 7 тысяч зерноочистительных машин. Жиркомбинат, используя местное сырье, стал выпускать предметы первой необходимости: мыло, глицерин и др. Восстанавливалась Юго-Восточная железная дорога, игравшая важную роль в экономике страны, Центрального Черноземья и Воронежской губернии. К 1925/26 г. дорожный грузооборот достиг довоенного уровня (9600 тыс. тонн против 9280 тыс. тонн в 1913 г.).
В сельском хозяйстве губернии процесс восстановления шел гораздо сложнее. Хотя деревня и была к концу гражданской войны преимущественно середняцкой (примерно 64 %), но процент бедняцких хозяйств был еще значительный (более 33). Мелкие индивидуальные хозяйства продолжали составлять основу сельского хозяйства России, в том числе и Воронежской губернии. Возможности технического оснащения таких хозяйств были ограничены. В 1927/28 г. в селах Центрального Черноземья насчитывалось 864 тыс. сох, что значительно превышало количество плугов.
Но после снятия продразверстки крестьяне все-таки были заинтересованы в росте продукции; создавались образцовые совхозы, коммуны. Губернский комитет, уездные, волостные и сельские партийные ячейки развернули широкую пропаганду идей коллективной обработки земли, организации коммун, артелей, товариществ по совместной обработке земли. Первые коллективные хозяйства в Воронежской губернии возникли еще в феврале — марте 1918 г. А к 1 января 1924 г. в селах Воронежской губернии насчитывалось уже свыше 420 различных кооперативных объединений. Большую. роль в механизации воронежской деревни сыграли средства, отпущенные Советской властью по восстановительным кредитам. Если в конце 1924 г. в губернии было всего 50 тракторов, то в середине 1927 г. уже свыше 1300.
В результате за короткое время произошло восстановление основных посевных площадей под зерновыми и техническими культурами. В структуре посевных площадей начались качественные изменения. Все большее место занимали технические культуры. Повысилась урожайность основных зерновых культур. Увеличивалось поголовье скота. Крестьяне стали лучше питаться и одеваться.
Развивалась культурная жизнь Воронежской губернии, и прежде всего Воронежа. В 1924 — 1925 гг. в городе была построена ламповая радиостанция имени Профинтерна. В это же время в уездных городах губернии (Новохоперске, Боброве, Богучаре, Острогожске, Валуйках, Нижнедевицке, Ус — мани) и в некоторых волостных центрах (Павловске, Калаче и Бутурлиновке) были установлены приемные радиостанции для связи с Воронежем. В 1926 г. по улицам Воронежа пошли первые трамваи. Вот как описывает Воронеж 1926 г. известный советский писатель, коренной воронежец В. Кораблинов в своей книге "Азорские острова": "Нашей молодежи, привыкшей к асфальтированным мостовым, непрерывному шуму уличного движения, подземным переходам, светофорам, ярким витринам магазинов, Воронеж тех лет показался бы деревней: буйно разросшиеся за домами сады, тихие, сбегающие к речке улички, классические пожарные каланчи, столетние каштаны и тополя, ряд одноэтажных развалюшек на месте нынешнего "Утюжка", башенные часы ювелира Михайлова — "михайловские", возле которых испокон веков назначались любовные свидания, золотые луковки церквей, голубятни и великолепные извозчичьи биржи у вокзала и театра
это вековечное тарахтенье по булыжным мостовым… Однако все это, конечно, внешние приметы времени…"
"Настоящее, — продолжает писатель, — зрело и поднималось, и оно было то новое, жизнеутверждающее, советское, чем жила вся страна, чем жили мы, молодежь. Так, на широком дворе бывшей мужской гимназии взвилась в воронежское небо деревянная мачта первой радиостанции. У огромных окон типографии толпился народ: в печатном цеху работала, всех удивляя, умнейшая, невиданная доселе ротационная машина. Но самым ярким и звонким событием года был, разумеется, пуск трамвая. Рассыпая искры и весело треща звоночками, он промчался по тихим, поросшим травой улицам. Толпы горожан стояли по обочинам тротуаров, с восхищением глядели на сверкающие новенькие красные вагоны "электрической конки", как снисходительно называли трамвай нафталиновые интеллигентные старички… Трамвай пошел! Это было здорово!
Это зачиналась эра нового города, об этом стоило писать стихи".
Кроме ВГУ, СХИ и Ветеринарного института (открылся в Воронеже в 1926 г.), в губернии существовала широкая сеть среднетехнических учебных заведений. Одних техникумов насчитывалось 17: педагогические, сельскохозяйственные, промышленный, индустриальный, ветеринарно-фельдшерский, акушерский, фармацевтический, ИЗО и другие. Немало было и профессионально-технических школ.
В 1927 г. в целом по Воронежской губернии насчитывалось 49 драматических театров, 21 кинематограф (так тогда называли кинотеатры), 13 музеев. Особенно много драматических театров было в селах Острогожского (10) и Бобровского (9) уездов. Музеи историко-краеведческой направленности были, кроме Воронежа, в селах Воронежского уезда (2), Нижнедевицка (2). Острогожского уезда (2), в Россошанском, Богучарском, Бобровском и Усманском уездах (по одному).
В мае 1928 г. была образована Центрально-Черноземная область, объединившая в себе четыре прежние губернии: Воронежскую, Тамбовскую, Курскую и Орловскую. Центром новой большой территориально-административной единицы стал Воронеж, что не было случайностью. Географически Воронеж находился в центре территории ЦЧО. Он располагал наиболее удобными транспортными связями со всеми частями области, был более крупным населенным пунктом по сравнению с другими городами, а главное, материально-производственный фонд Воронежа был наиболее обеспеченным для успешного промышленного развития.
ЦЧО существовала 6 лет: с мая 1928 по июнь 1934 г. В 1934 г. в. связи с увеличением объема работ и усложнением руководства обширным хозяйством ЦЧО была разделена на две области: Воронежскую и Курскую.
Таким образом, Воронежская область существует с 13 июня 1934 г. В 1937 г. из состава Воронежской области выделилась Тамбовская область, центром которой стал Тамбов, а из Курской области — Орловская с центром в Орле.
В ЗО-е гг. развернулось мощное промышленное строительство в Воронеже. Летом 1931 г. на песчаном левом берегу р. Воронеж почти одновременно с Ярославским заводом СК-1 началось возведение одного из крупнейших в стране химических заводов — завода по производству синтетического каучука СК-2. Несмотря на слабую техническую вооруженность строителей, темпы возведения заводских корпусов были поистине ударными. Через год завод был построен и в октябре 1932 г. дал стране первую тонну каучука. Воронежский завод СК-2 одним из первых в Советском Союзе освоил новую технологию производства каучука, предложенную советским академиком С В. Лебедевым и не известную еще за рубежом. А уже через год шины, сделанные из воронежского каучука, были установлены на
четырех автомобилях, участвовавших в автопробеге Москва — Каракумы — Москва. Шины с честью выдержали испытание. Труднейший участок маршрута — пустыня Каракумы — был пройден за шесть с половиной дней вместо тринадцати по плану. На обратном пути участники пробега проехали по улицам Воронежа. У завода СК-2 состоялся митинг в честь тружеников завода.
В 1932 г. начал работать Воронежский самолетостроительный (ныне авиационный) завод, выпускающий сейчас уникальные пассажирские самолеты ИЛ-86.
Биография авиастроителей тесно связана с именами советских конструкторов — А. С. Туполева, С. В. Ильюшина,
О. К. Антонова, под творческим руководством которых созданы лайнеры, принесшие мировую известность советской авиационной технике.
В том же 1932 г. вступил в строй действующих моторостроительный завод, ныне механический. С 1930 по 1933 г. в Воронеже велось строительство крупнейшей тогда в ЦЧО электростанции — ВОГРЭС. 6 ноября 1933 г. впервые в городе зажглись огни праздничной иллюминации. На левом берегу на стенах ВОГРЭСа светились большие буквы "ТОК — ЕСТЬ". Мощность только одной турбины ВОГРЭСа равнялась мощности всех электростанций ЦЧО, работавших в момент образования области. В 1933 г. к выпуску радиоприемников приступил воронежский завод "Электросигнал".
К началу третьей пятилетки в Воронеже насчитывалось 46 тысяч рабочих, занятых на предприятиях только крупной промышленности.
По сравнению с 1913г. город увеличил свое население в три раза, количество рабочих возросло в нем в 10 раз, а валовая продукция промышленности — в 20 раз.
Многочисленные фабрики и заводы были построены и на территории бывшей Воронежской губернии, а с 1934 г. — Воронежской области. Это, в частности, Семилукский и Лат — ненский шамотные заводы, производившие огнеупорный 184
кирпич. Начала развиваться цементная промышленность, базирующаяся на местных запасах мергелей. Крупнейшим заводом в этой отрасли стал Подгоренский цементный завод, построенный в 1931 г. Союзное значение приобрели мелоизвестковые заводы : Грязинский, Коротоякский, Копанищенский. Все они стали важнейшими поставщиками строительных материалов для Воронежа и области. В корне изменилась структура пищевой промышленности. В Воронеже появились мощные хлебозаводы и кондитерская фабрика, беконная фабрика, жиркомбинат. Вступили в строй воронежский, лискинский, калачеевский, россошанский мясокомбинаты, Евдаковский маргариновый комбинат, один из крупнейших в стране Елань-Коленовский сахарный завод. Увеличилась занятость населения губернии в народном хозяйстве, ликвидировалась безработица.
Вызванный революцией энтузиазм трудовых масс в полной мере проявился в героическом труде 1920 — 1930 гг. В области было немало последователей донецкого шахтера Алексея Стаханова. Так, токарь Воронежского паровозоремонтного завода Д. Осьминин, работая на обточке колесных пар, стал выполнять норму на 300 — 350 %. Аппаратчица А. Данилова на заводе СК-2 им. Кирова стала работать на трех печах вместо одной. Передовые методы освоили токари Воронежского дизельного завода Федосеев и Толоконников, горновой Новолипецкого металлургического завода Толоконников, машинист станции Лиски орденоносец А. Сафронов и многие другие.
Трудно, драматично складывалась в это время жизнь деревни. Зимой 1927/28 г. хозяйственные органы страны снизили закупочные цены на хлеб. В результате возник хлебный кризис, снабженческие планы нарушились, в городах была введена карточная система на хлебопродукты. Трудности хлебозаготовок И. В. Сталин объяснял усилением классовой борьбы в деревне, саботажем кулаков. Вместо того, чтобы прислушаться к голосу масс, изменить политику в области сельского хозяйства, Сталин и его окружение ввели чрезвычайные меры, стали отбирать у крестьян не только товарные излишки, но часто и запасы, необходимые для потребления и посева. Началось форсированное создание колхозов. Летом 1929 г. был провозглашен лозунг "сплошной коллективизации". При этом решения XV съезда о развитии всех форм кооперации, о постепенном переходе к коллективной обработке земли "на основе новой техники" игнорировались. Наметившийся процесс кооперации стал искусственно ускоряться. Началось насильственное насаждение колхозов, отчуждение крестьянина от земли. Необоснованное раскулачивание, выселение на Соловки, в Сибирь и другие места разоряли деревню, нарушали товарообмен между городом и деревней. К весне 1935 г. по Воронежской губернии в колхозы было объединено 81,5 % крестьянских хозяйств и 95,2 % посевных площадей, а к весне 1937 г. — соответственно 89,6 и 99,5 %. И все это делалось под фанфары, победные лозунги и реляции. Так, 15 марта 1935 г. Воронежская область за большие успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства была награждена орденом Ленина. В отчетном докладе обкома ВКП (б) областной партийной конференции в июне 1938 г. отмечалось, что Воронежская область стала индустриальной.
Оценивая исторический путь, пройденный Советской Россией к концу 1930-х гг., и нисколько не умаляя революционной активности трудовых масс, необходимо помнить, что бюрократически-централизованная система управления препятствовала развитию страны. Передовые мысли, творческие начинания, критические высказывания резко и грубо пресекались, что в итоге приводило к массовым репрессиям. Это касалось любой отрасли жизни в стране, в том числе промышленности и сельского хозяйства. Достаточно вспомнить о "Шахтинском деле", о деле вокруг мифических "Промпартии" и "Трудовой Крестьянской Партии" и др.
Воронежцы во всей трагической полноте испытали на себе сталинизм. Воронежским управлением МБР и Воронеж —
ской прокуратурой с 1989 по 1991 г. было пересмотрено более 18 тысяч дел, по которым реабилитировано свыше 22 тысяч человек, необоснованно репрессированных в 30 — 40-е и в начале 50-х гг. Из них 3327 человек было приговорено к расстрелу и более 13 тысяч к различным срокам заключения так называемым особыми совещаниями ОГПУ — НКВД — МГБ, т. е. во внесудебном порядке. За это же время пересмотрены и отменены решения судов как необоснованные в отношении 1600 лиц. Работа по пересмотру архивных судебных дел не закончена. Она продолжается.
Среди осужденных в годы сталинизма государственные, партийные и комсомольские работники, крестьяне и церковнослужители, ведущие инженеры и конструкторы крупных воронежских предприятий, рабочие.
В 1934 г. по решению правительства в Воронеж из Харькова было переведено строительство самолетов К-7. К-7 — это крупнейший для того времени тяжелый бомбардировщик. Конструктором этой машины был К. А. Калинин. Прекрасный инженер и талантливый исследователь, К. А. Калинин с 1925 по 1930 г. разработал проекты восьми пассажирских самолетов (в том числе санитарный и почтовый), которые были взяты на вооружение гражданской авиацией СССР. Он не раз награждался медалями. 1 декабря 1930 г. ему был вручен орден Трудового Красного Знамени УССР.
В Воронеже К. А. Калинин создал военные самолеты К-12 и К-13. Они обладали хорошими летными качествами, но имели малую дальность полета (до 1500 км). К. А. Калинин начал работать над созданием новой машины К-15, но завершить ее не смог. 1 апреля 1938 г. он был несправедливо арестован, через два месяца исключен из рядов ВКП (б), а 22 октября 1938 г. расстрелян "за участие в антисоветской организации, шпионаж и проведение вредительской деятельности".
Доброе имя К. А. Калинина было восстановлено. После смерти Сталина военная коллегия Верховного Суда СССР решением от 10 августа 1955 г. реабилитировала К. А. Калинина "ввиду отсутствия состава преступления". В сентябре 1955 г. К. А. Калинин посмертно был восстановлен в рядах партии. Но военная промышленность СССР накануне Великой Отечественной войны потеряла одного из видных исследователей в области военной техники.
Следствие по делу несуществовавшей Трудовой Крестьянской Партии началось в 1930 г. в Москве. Отсюда оно быстро охватило аграрные районы страны, в том числе и Воронежский край: 132 нашим землякам было предъявлено обвинение во вредительстве в сельском хозйстве, пропаганде или агитации против Советской власти, в создании контрреволюционной организации. Среди "вредителей" оказались профессора Воронежского СХИ А. Н. Минин, Ф. В. Чириков, В. И. Иванов, К. Н. Сазонов, и многие другие ученые в области сельского хозяйства. А между тем взлет русской агрономической науки в 1920-е гг. — это результат и их самоотверженного труда. Будучи арестованными, они до последнего дня считали, что произошла ошибка. Человек кипучей деятельности, блестящий оратор, жизнелюб А. Н. Минин был осужден на 10 лет и бесследно исчез в недрах ГУЛАГа. Специалист по вопросам питания и подкормки растений, заведующий отделом растениеводства Каменностепной опытной станции Ф. В. Чириков получил 5 лет. Такие же сроки получили профессор землеустроительного факультета СХИ К. Н. Сазонов и профессор В. И. Иванов, посвятивший всю свою жизнь выращиванию лесов. Размышляя над причинами дела ТКП, автор статьи "Вспомним их…" В. Базилевская, отец которой тоже проходил по делу Трудовой Крестьянской Партии, утверждает: "Дело № 107/37 сфабриковали в 1930 в ГПУ, потому что демократизм взглядов, экономическое обоснование всякого планирования в сельском хозяйстве, неразрывная связь сельскохозяйственной интеллигенции с трудящимся народом и здоровая обратная связь — все это было потенциальной угрозой тоталитарному режиму. Вот почему без вины виноватыми оказались те, кто поднял, организовал сельское хозяйство после страшных лет гражданской войны, кто накормил народ и обеспечил в 1925 -1929 гг. экспорт зерна и ввоз импортной техники, столь необходимой для индустриализации страны".
Репрессии тяжело сказались на положении трудового крестьянства. Деревня голодала. Сталин требовал быстрейшего завершения социалистических преобразований в сельском хозяйстве. А между тем немало было крестьян, которые еще колебались, сомневались и не сразу решились вступить в колхозы. По отношению к ним с начала 30-х гг. применялись настоящие карательные меры. Их раскулачивали и выселяли в Сибирь, на Урал, на север — в Архангельскую область, на Кольский полуостров, в Коми АССР. Так были осуждены на 10 лет заключения с отбыванием в исправительнотрудовом лагере воронежские крестьяне Солоповы. Их вина состояла в том, что в разговоре с односельчанами они сетовали на тяжелую жизнь в деревне, на то, что у крестьян несправедливо забирают последний хлеб. На языке сталинизма это называлось "контрреволюционной пропагандой среди крестьян".
Душевное состояние рабочих и крестьян России 1930-х гг., их частое "удивленное" непонимание того, что делается вокруг строительства "общепролетарского дома", "дома будущей жизни", точно и ярко передал в своем романе "Котлован" русский писатель А. Платонов. Приведу отрывок из него; "Ликвидировав кулаков вдаль, Жачев (герой романа — В. П.) не успокоился, ему стало даже труднее, хотя неизвестно отчего. Он долго наблюдал, как систематически уплывал плот по снежной текущей реке, как вечерний ветер шевелил темную, мертвую воду, льющуюся среди охладелых угодий, в свою отдаленную пропасть, и ему делалось скучно, печально в груди. Ведь слой грустных уродов не нужен социализму, и его вскоре также ликвидируют в далекую тишину.
Кулачество глядело с плота в одну сторону — на Жачева; люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего,
счастливого человека на ней. Вот уже кулацкий речной эшелон начал заходить на повороте за береговой кустарник, и Жачев начал терять видимость классового врага.
-Эй, паразиты, прощай! — закричал Жачев по реке.
-Про-щай-ай! -отозвались уплывающие в море кулаки.
С оргдвора заиграла призывающая вперед музыка…"
Срывы поставок сельскохозяйственной продукции государству приписывались местным руководителям, которые обвинялись в троцкизме. Так, к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества 10 января 1938 г. был приговорен первый секретарь Острогожского райкома партии Т. И. Алферов. Убежденный коммунист, бескорыстно служивший делу революции, участник гражданской войны, Т. И. Алферов до последних минут своей жизни не видел иного пути, "кроме жизни с партией".
…По постановлению НКВД и прокурора СССР от 29 января 1938 г. был обвинен в "шпионской деятельности в пользу латвийской разведки" Альфред Мартынович Маккар. Он был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 9 февраля 1938 г.
Доброе имя Т. И. Алферова, сотен других партийных и комсомольских работников Воронежского края, погибших от репрессий в 1930-е гг., восстановлено. "За отсутствием состава преступления" 22 декабря 1956 г. посмертно был реабилитирован "комсомольский комиссар" Альфред Маккар.
Сложным было это время, когда-нибудь его полностью опишут ученые, сделают оценки и выводы. Сейчас можно сказать только, что в нем были переплетены и боль, и радость, и огромные неоправданные людские потери, искалеченные человеческие судьбы, и надежды на новую справедливую жизнь.
Воронежская деревня 20-30-х гг. трудно, но все же преображалась. Крестьяне получили тракторы, комбайны, грузовые автомобили. Строились МТС. Открывались сельские клубы, избы-читальни. Безграмотное село потянулось кзнаниям.
Событием в жизни воронежского села стало движение свекловичниц-пятисотниц. Инициатором его в стране стала звеньевая колхоза "Коминтерн" Киевской области М. Демченко, получившая в 1935 г. урожай сахарной свеклы 523 ц с гектара. В Воронежской области первыми почину М. Демченко последовали колхозницы сельхозартели "Красный пахарь" Верхнехавского района. Одна из участниц движения А. И. Реброва вспоминает: "Работали дружно, от зари и до зари. Берегли, что называется, каждый корень. Наш участок всегда был чистым от сорняков. Но работать было нелегко, все делалось вручную…"
Бережный уход за посевами дал прекрасные результаты: А. И. Реброва получила 504 ц свеклы с гектара, И. А. Литвинова — 574, Е. И. Бредихина — 503, А. А. Фролова -611,
А. А. Литвинова — 511 ц. Это был трудовой подвиг свекловичниц. Правительство наградило их орденами.
Поднимались к жизни целинные воронежские земли, расширялись посевы картофеля, подсолнечника, сахарной свеклы, Воронежская область стала одной из развитых для того времени областей.
В 1927 г. в Воронежском крае появился уникальный памятник природы, созданный руками человека — Воронежский заповедник. Его деятельность с самого начала и до сих пор связана с успешной работой по охране, восстановлению и расселению на новые места обитания европейского речного бобра. "Потомки" воронежских бобров ныне прижились в десятках областей страны. Есть они и в зарубежных странах. Разнообразен растительный и животный мир заповедника. Здесь растут сосна, дуб, береза, осина. Встречаются 54 вида млекопитающих (от крошечных землероек до великанов среднерусских лесов — лосей). 200 видов птиц: от королька до серого журавля и орла-могильника. В водоемах — 39 видов рыб. Насекомых — 6000 видов.
Рис 28 Управление Ю — В ж д Трамвайная линия на пр Революции |
В годы первых пятилеток происходили изменения и в культурном строительстве. Осуществлялось всеобщее начальное образование. Начался переход ко всеобщему семилетнему образованию. Дети школьного возраста учились. Решался вопрос о ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Быстрыми темпами развивалось высшее и среднее специальное образование. В 1940 г. в Воронежской области насчитывалось уже 12 вузов и 63 техникума, в которых обучалось более 30 тыс. человек. В 1930 г. согласно правительственному решению на базе медицинского факультета ВГУ был создан Воронежский государственный медицинский институт. Из отдельных факультетов Воронежского сельскохозяйственного института в том же 1930 г. выросли самостоятельные институты — химико-технологический и лесотехнический. В сентябре 1931 г. на базе педагогического факультета ВГУ был создан Воронежский государственный педагогический институт. Открывались Дворцы пионеров, пионерские лагеря, театры, клубы, библиотеки, музеи, избы-читальни. Особенно преобразился Воронеж. Прежде всего расширились его границы. В апреле 1930 г. в черту города были включены левобережные ел. Придача и с. Монастырщенка. В августе 1939 г. в городскую черту вошел рабочий поселок Отрожка. В центре и на окраине Воронежа строились новые многоэтажные дома, оборудованные водопроводом, канализацией, центральным отоплением и электричеством. Помимо жилых домов в
Рис. 31 Здание вокзала «Воронеж-1» |
ГГ |
30-е гг. широко развернулось строительство современных общественных и административных зданий. Тогда в центре Воронежа выросли Дом книги, Дом связи, магазин "Утюжок", здание Госбанка, гостиница "Воронеж". На главной городской площади 20-летия Октября (ныне это площадь им. Ленина) были возведены здания обкома партии и облисполкома, установлен памятник В. И. Ленину. К 1940 г. в Воронеже работало несколько театров, филармония, цирк. Центральные улицы города — пр. Революции, Плехановская, Карла Маркса, Кирова, Пушкинская, а на левом берегу — ул. Героев Стратосферы были залиты асфальтом. К концу 30-х гг. в городе существовало 12 трамвайных маршрутов общей протяженностью около 60 км. Торговая сеть города на 1 января 1939 г. состояла из 454 магазинов и 518 палаток. Открывались новые парки, скверы. Город становился нарядным и благоустроенным.
На встречу с воронежской интеллигенцией в Воронеж приезжали В. В. Маяковский (1926 г.), М. Светлов и И. Уткин (1933 г.), Е. Долматовский, К. Симонов и В. Ардов (1941 г.). Создавали свои произведения писатели Н. Задонский, Б. Песков, А. Шубин, К. Гусев и другие. Появились новые картины художников А. А. Бучкури. А. В. Куприна. Широко развивалось самодеятельное искусство.
Но, к сожалению, жестокая политизация культурной жизни подавляла творческую свободу многих талантливых людей в искусстве, науке.
1. Когда и с какой целью была создана ЦЧО?
2. Расскажите об индустриализации Воронежского края.
3. Что вы знаете о жизни села в 20-30-е гг.?
4. Расскажите о трагических моментах в истории края, связанных со сталинской репрессивной политикой.
5. Как развивалась культура в нашем крае в годы первых
пятилеток? •
6. Какие литературные произведения о жизни страны в 2030-е гг. вы читали?
Документы и материалы к главе 11
Сообщение газеты "Коммуна" о пробном пуске ВОГРЭС
21 сентября 1933 г.
"Вогрэс одержал новую блестящую победу. 20 сентября успешно произведено первое опробование под нагрузкой турбогенератора Вогрэса мощностью 24000 кВт. Пройден новый этап в борьбе за пуск электростанции.
19 сентября на рабочем ходу турбогенератора была начата проверка релейной защиты генератора. Результаты этой проверки оказались удовлетворительными. Все элементы релейной защиты, как-то: максимальное реле и земляная защита — при всех повторных испытаниях действовали исключительно надежно и безотказно.
19 сентября около 12 час. ночи генератор был впервые возбужден и напряжение его доведено до нормальной величины — 6360 В, после чего кратковременно (на 3 мин.) генератор был поставлен под пробное напряжение в 8000
В. Все эти испытания также прошли вполне удовлетворительно".
(Воронеж в документах и материалах. Воронеж, 1987. С. 131-132).
Из доклада облпрофсовета ЦЧО о безработице
12 июня 1929 г.
По данным 9 бирж труда зарегистирировано было безработных… на 1 апреля 1929 г. всего 44161 человек.
Основными причинами роста безработицы являются: приток излишней рабочей силы из деревни, усиленное предложение труда со стороны подростков, а по группе интеллигентного труда- некоторое происшедшее сокращение, административно-управленческого аппарата.
…В текущем году отпущено Наркоматом труда на питание безработных 30000 рублей. Средний размер пособий по безработице увеличен с 8 руб. 48 коп. до 9 руб. 43 коп.
…Средний размер пособия по отношению к средней зарплате составляет 21,2 %.
(История индустриализации Центрально-Черноземного района 19261932 гг. Т. 1.С. 309-311).
О наших земляках, похороненных на Красной площади
Ольминский (Александров) Михаил Степанович (1863-1933 гг.). Родился в Воронеже. Известный деятель революционного движения в России, журналист, публицист, талант которого высоко ценил В. И. Ленин. Публиковался в газетах большевиков "Вперед", "Пролетарий", "Новая жизнь", "Волна", с 1917 г. работал в "Правде", а затем редактировал журнал "Пролетарская революция", руководил Истпартом ЦК ВКП(б). В Воронеже учреждена премия имени Ольминского, которой ежегодно в День печати отмечаются работы местных журналистов. Умер в Москве. Похоронен у Кремлевской стены.
(Лежава О. А., Нелидов Н. В. М. Ольминский. Жизнь и деятельность. М., 1962).
Федосеенко Павел Федорович (1897-1934 гг.) — советский пилот-аэронавт, уроженец города Острогожска Воронежской области. Осуществил ряд исследовательских полетов на аэростатах. В 1934 г. в качестве командира экипажа совершил вместе с А. Б. Васенко и И. Д. Усыскиным научный полет на стратостате "Осоавиахим-1", достиг рекордной в то время высоты 22 километра. При спуске стратостата произошла катастрофа, в результате которой участники полета погибли. Урны с прахом П. Ф. Федосеенко и членов его экипажа установлены в стене Московского Кремля.
(Загоровский В. П. История Воронежского края от А до Я. Воронеж, 1982. С. 284-285).
196