ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ

Воронежский край — широко упо­требляемое в исторической литерату­ре понятие. Оно не имеет четкой гео­графической локализации и включает в себя обычно районы, исторически и

географически связанные с городом Воронежем, в первую очередь территорию современной Воронежской области.

В 30 — 50-е гг. XX в. ученые считали, что древнейшие люди в Воронежском крае появились еще в начале каменно­го века, в период раннего палеолита. Известный советский археолог С. Н. Замятнин в 1925 г. провел археологические раскопки вблизи села Шубного Острогожского уезда и обна­ружил здесь фрагменты культуры, которые, по его мнению, можно было отнести к концу раннего палеолита. В 1955 г. воронежский археолог А. Н. Москаленко писала вслед за С. Н. Замятниным, что климат в Воронежском крае в период раннего палеолита был теплым. Обычные представители жи­вотного мира — ископаемые породы слонов, носорогов, ло­шадей, быков. Росли теплолюбивые растения. Люди умели делать рубила из кварцита.

Ученые продолжали изучать археологическое наследие воронежской земли, пересматривали оценки ранее найден­ных предметов. Так, новые археологические исследования

вблизи с. Шубного и в других местах не подтвердили вывода С. Н. Замятнина о заселении территории Воронежского края уже в период раннего палеолита. Зато достоверно стало из­вестно, что древнейший человек в нашем крае довольно ши­роко расселился в эпоху позднего палеолита. К этому време­ни в природе произошли значительные изменения. Ледник, доходивший в пределах края до г. Богучара, отступил далеко на север. Воронежские земли освободились от ледяного по­крова и стали пригодными для поселения человека. Ученым известны сотни памятников культуры позднего палеолита на территории России (в Сибири, на Урале). Но наиболее инте­ресными и изученными среди них являются стоянки и по­гребения в селах Костенки и Борщево Хохольского района современной Воронежской области. Здесь сейчас известны 26 стоянок. 10 из них являются многослойными, то есть люди поселялись на этих местах несколько раз. Особенно извест­на стоянка Костенки-1. В специальной литературе Костенки называют "жемчужиной палеолита".

Древняя история Костенок долгое время была загадкой. Люди не знали, почему во время земледельческих работ по­падаются огромные кости. Это порождало разные легенды. В одной, например, утверждалось, что до "городка Костен — ска" доходила в свое время армия Александра Македонского на слонах, кости слонов якобы и находят местные жители. А вот какую невероятную легенду записал в 1879 г. в Костен­ках известный русский ученый И. С. Поляков.

"Жил некогда на земле зверь, по названию и н д е р. Однажды он подошел из глубины материков к Дону; голова его была у вод реки, туловище тянулось по всему Чекалину драгу, с вершинами которого кончался хвост животного, так что великан, сообразно с длиною оврага, имел больше двух верст в длину. Индер должен был перейти на другой, проти­воположный берег Дона; но так как за чудовищем шли его дети и он боялся, что при переходе через реку они могут по­тонуть, то он вздумал перепить Дон. И действительно, он

начал пить, река стала уменьшаться и, наконец, сделалась не больше Чекалина ручья. Тогда зверь подумал, что пора пере­ходить, и, чтобы дать знать об этом детям и заставить их идти, он оглянулся назад, но в это время от натуги лопнул, так что кости его разлетелись на большое протяжение. Одни расска­зывают, что их разнесло на семь верст, другие — на тридцать семь; вероятно при этом, что обе стороны основывают свои показания на действительных случаях нахождения костей индера на указанных расстояниях, относя кости различных особей к одному баснословному чудовищу, сообразно выше­приведенному о нем рассказу".

Сейчас ученым известна 21 стоянка древних людей в Костенках и его окрестностях. Раскопки, произведенные здесь, позволили узнать о жизни людей в нашем крае и стране в пе­риод позднего палеолита. Человек к этому времени многому научился. Орудия труда он изготовлял из камня, кости и дере­ва. Лучшим камнем считался кремень. Он твердый, широко распространен в природе и легко обрабатывается, раскалыва­ясь на тонкие пластинки и образуя острые, режущие края. Глав­ным занятием людей позднего палеолита была охота. Исполь­зуя метод облавы, большие группы людей охотились на круп­ных животных, в том числе и на мамонтов, в изобилии оби­тавших тогда в Воронежском крае. Это их кости в течение многих десятилетий находили и находят на костенских стоян­ках. Удачная охота на мамонта много значила для древнейших людей. Она давала большое количество мяса (до пяти тонн), жира, шерсти для изготовления одежды (мамонты были по­крыты густой длинной шерстью) и костей, которые использо­вались не только для изготовления орудий труда, но и для стро­ительства жилья.

Кроме охоты жители позднепалеолитических стоянок занимались собирательством (плодов, ягод, растений) и рыб­ной ловлей. Жили они небольшими группами — родовыми общинами, во главе которых стояли женщины. Роль женщи­ны в то далекое время была чрезвычайно велика. Она храни-

: огонь и имущество рода, растила детей и шила одежду. В ненастья и неудачной охоты женщина-собирательница

кормила. Это был период матриархата и счет родства по женской линии.

К эпохе позднего палеолита относится зарождение исства. Только на стоянке Костенки-1 археологи кашли свыше 40 женских статуэток, сделанных из бивня мамонта, что

повышает количество подобных находок во Франции, Бель­гии. Италии, Германии вместе взятых. Кроме женских стату­эток на костенских стоянках найдены скульптурные изобра­жения пещерного льва и пещерного медведя. По костным останкам некоторых черепов древних людей, найденных в районе Костенок, известный советский ученый, археолог и антрополог М. М. Герасимов создал ряд скульптурных порт­ретов, дающих представление о внешнем облике человека позднего палеолита.

В конце каменного века люда начали приручать диких животных, переходить к занятию скотоводством и земледе­лием. Появление земледелия ученые называют иногда нео­литической революцией.

В эпоху бронзы территория Воронежского края была заселена очень густо. Памятники бронзового века обнаруже­ны почти повсеместно. Находки, относящиеся к этому вре­мени, случайно попадаются учителям, школьникам. О них краеведы сообщают в Воронежский областной краеведческий музей, университет, педагогический университет, ще рабо­тают археологи — специалисты по древнейшей истории Рос­ли и нашего края.

Главным достижением человека в бронзовый век стало его умение изготавливать металлические орудия труда и орудие. Сначала человек научился делать их из меди. Но мед — кие орудия быстро тупились и гнулись. Случайно получив­шийся сплав меди и олова привел человека к настоящему

научному открытию — изобретению бронзы. Люди стали строить маленькие домны-печи, где в специальных глиня­ных формах отливали из бронзы топоры, серпы, ножи, ко­пья, наконечники для стрел. О том, что в Воронежском крае люди тоже умели делать такие домны-печи, свидетельству­ют не только найденные бронзовые орудия труда и ору­жие, но также обломки тиглей и капельки застывшего ме­талла и шлака. Например, они были обнаружены при рас­копках стоянок в Левобережном районе (недалеко от Двор­ца культуры завода имени С. М. Кирова) г. Воронежа, вбли­зи станции Сомово, в Лисках, Костенках, Масловке и дру­гих местах.

Самым ярким поселением эпохи бронзы в Воронежском крае является Мосоловское поселение металлургов-литейщи — ков. Оно расположено на левом берегу р. Битюг у с. Мосоловка в Аннинском районе Воронежской области. С 1972 по 1984 год поселение исследовали воронежские археологи под руко­водством проф. А. Д. Пряхина. Общая площадь раскопа со­ставляет 1100 кв. метров. Раскопано 42 бытовых и хозяйствен­ных помещения. Обнаружены жилища с предполагаемой чис­ленностью жителей в одном от 11 — 14 до 45 — 55 человек. Общая численность населения Мосоловского поселения ко­лебалась в разное время от 80 — 100 до 130 — 150 человек.

Успехи в изготовлении орудий труда в эпоху бронзы повлияли на хозяйственные занятия людей. Главными вида­ми деятельности населения, жившего в Воронежском крае в это время, как и всюду на территории России, были ското­водство и примитивное мотыжное земледелие. Охота и ры­боловство стали играть подсобную роль. Человеку бронзо­вой эпохи были известны также гончарное, ткацкое и другие ремесла. Хозяйственной единицей вместо рода становится семья, главой которой являлся мужчина. На смену матриар­хату приходит патриархат.

В конце 1980-х гг. у хутора Мастище в Острогожском районе Воронежской области обнаружен интереснейший памятник археологии эпохи бронзы — каменный лабиринт. По­добные сооружения ученые находили и раньше. Например, известны святилища в виде мегалитических окружностей в Финляндии, Швеции, Дании, в северных районах России. Мастищенский лабиринт является первым известным мега­литическим сооружением средней полосы нашей страны. По предположениям ученых, каменный лабиринт у хутора Мас — тище не только свидетельство уровня развития идеологиче­ских представлений людей того времени, но и место для на­блюдения за небесными светилами. Создатели лабиринта уже владели началами композиции, чувством ритма и масштаба.

Памятники железного века в нашем крае относятся к VIII — II вв. до н. э., особенно много памятников V — IV вв. до н. э. В это время появляются и широко используются ору­дия труда и оружие из железа. В археологии Воронежского края этот период ученые иногда называют "героическим" вре­менем. Концентрация укрепленных поселений (городищ), мас­совые находки оружия — характерные черты данной эпохи.

Наиболее известными и изученными памятниками ран­него железного века являются два курганных могильника: Ча­стые курганы на северо-западной окраине г. Воронежа и Мас — тюгинские курганы у с. Мастюгино Острогожского района. Вместе они насчитывают около 100 насыпей, или курганов.

Находки Частых и Мастюгинских курганов оказались богатыми и разнообразными: железные мечи, наконечники стрел и копий, остатки панцирей, золотые и серебряные украшения. Например, при раскопках кургана № 3 из груп­пы Частых были обнаружены захоронения двух человек, но предметы, найденные здесь, принадлежали только одному из них. По описанию археолога А. Н. Москаленко, это были "же­лезный меч с обтянутой золотым листом рукояткой и следа­ми деревянных ножен; крупная железная застежка, обтяну­тая золотым листком и украшенная двумя головами животных,

железный, обтянутый золотом браслет, кольцо из спирально согнутой золотой проволоки, 203 тонкие штампованные зо­лотые бляшки, железные стрелы и другие предметы".

У изголовья умершего стояла небольшая серебряная ваза — самая удивительная находка. На ней изображены три пары беседующих мужчин. По рисунку можно судить об их возрасте, вооружении, занятии и даже прическах. Вот на груде камней сидит опытный воин. В вытянутой руке он держит лук и что-то объясняет молодому юноше, сидящему напро­тив. Возможно, он обучает его умению стрелять из лука. А вот старый воин что-то подсчитывает вместе со своим собе­седником. На вытянутой левой руке у него зажаты два паль­ца. Наконец, третье изображение показывает беседующих между собой воинов. Оба одеты в длинные кафтаны и узкие штаны, обуты в высокие мягкие ботинки, подвязанные у щиколотки ремнями. По мнению ученых, такой искусно сде­ланный сосуд мог принадлежать только богатому человеку.

Возле останков второго умершего не было никаких пред­метов. Этот человек был беден и, наверное, являлся слугой богатого умершего. Подобное деление людей на богатых и бедных можно провести и по раскопкам других могильни­ков, что говорит об имущественном неравенстве людей в об­ществе периода раннего железного века.

ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ

Рис. 1. Серебрянный сосуд из А. Т. Синюком.

Основой хозяйства людей, живших в эпоху железа, было земледелие. Большую роль играли также скотоводство, охо-

ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ

Частых курганов. Рисунок с оригинала сделан

та и рыбная ловля. Железными стрелами стало легче убивать зверей, птиц, гарпунами ловить рыбу. Племена, населявшие Воронежский край в середине I тысячелетия до н. э., вели оживленную торговлю с жителями соседних и более отда­ленных земель. Об этом свидетельствуют, например, найден­ные на территории области клады монет арабского и грече­ского происхождения.

Вопрос о том, как назывался народ, живший в нашем крае в раннем железном веке, пока не решен учеными окон­чательно. Одни считают, что в это время здесь жили племена будинов или меланхленов, о которых сообщает греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э. Другие утверждают, что это были скифы, и даже используют термин "воронеж­ские скифы" применительно к данному населению.

В первых веках нашей эры на терри­тории Воронежского края расселились кочевые племена сарматов (савроматов). Они пришли в Придонье небольшими группами с юга. Первые сарматские находки в нашем крае обнаружены око­ло хутора Титчиха Лискинского района местными пастуха­ми еще в 1930-х гг. Эти находки положили начало изучению истории сарматского населения в Воронежском крае. В I в. н. э. сарматы появились в низовьях реки Воронеж. Во II в. они вторглись даже в пределы современных Липецкой и Туль­ской областей.

Под влиянием сарматской угрозы население Воронеж­ского края возводило гигантские укрепления вроде III Чертовицкого городища. Сарматы принесли с собой много золо­тых вещей тонкой ювелирной работы.

Ко второй половине III — IV вв. относятся немногочис­ленные ранние памятники славянского населения в Подонье.

В середине VII в. в низовьях Волги образовалось ран­нефеодальное государство-Хазарский каганат. Степная часть территории Воронежского края вошла в его состав. Значи-

ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ

Рис. 2. Маяцкал крепость.

тельную часть жителей Хазарского каганата, по мнению уче­ных, составляли не хазары, как можно было бы думать, а ираноязычные аланские и тюркоязычные болгарские племе­на. В VII — IX вв., теснимые арабами, алано-болгарские на­роды переселялись в более северные районы. В пределах Воронежского края они дошли до притока Дона р. Тихой Со­сны. Там, где Тихая Сосна впадает в Дон, на высоких мело­вых кручах, аланы и болгары построили мощные укрепле­ния. Руины одной из таких крепостей сохранились до наших дней. Они известны под названием Маяцкого городища и находятся на территории современного Лискинского района Воронежской области. К хорошо укрепленной крепости Ма­яцкого городища прилегает открытое селище общей площа­дью в 40 га. На территории селища археологи обнаружили полуземлянки, а также юртообразные — почти наземные со­оружения, в середине которых находится очаг.

В пределы Воронежского края вторгались также коче­вые племена печенегов, а в середине XI в. — половцев. По­ловцы оставили в нашем крае свои памятники — "каменные бабы". Еще в конце XVIII в. на возвышенных местах южно­русских степей было много таких баб. В начале XX в. в пре­делах Воронежской губернии было обнаружено только во­семь каменных баб. Некоторые из них сейчас стоят во дворе Воронежского областного краеведческого музея.

Вопросы и задания к главе 1

1. Когда, по современным научным данным, появился древнейший человек в Воронежском крае?

2. Как жили древнейшие люди в нашем крае в период по­зднего палеолита?

3. Расскажите о жизни человека в Воронежском крае в эпо­ху металлов.

4. Какие памятники первобытной эпохи на территории на­шего края вам известны? К какому времени они относят­ся?

5. Можно ли сказать, что жизнь людей в нашем крае при первобытнообщинном строе протекала так же, как и в дру­гих местах нашей страны? В чем вы видите своеобразие?

Документ к главе 1 Римский историк IV в. н. э. Аммиан Марцеллин о кочевых народах Придонья в IV в н. э.

"Имя их (алан) происходит от названия гор. Мало-по­малу они подчинили себе в многократных победах соседние народы и распространили на них свое имя…

Нет у них шалашей, никто у них не пашет; питаются они мясом и молоком, живут в кибитках, покрытых согнутыми в свод кусками древесной коры, и перевозят их по бесконечным степям. Дойдя до богатой травою местности, они ставят свои кибитки в круг и кормятся как звери; а когда пастбище выеде­но, нагружают свой народ на кибитки и двигаются дальше…

Почти все аланы высоки ростом и красивы видом, во­лосы у них русоватые, взгляд, если и не свиреп, то все-таки грозен; они очень подвижны вследствие легкости вооруже­ния, во всем похожи на гуннов, но несколько мягче их в нра­вах и образе жизни…"

(Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. До­кументы и материалы по истории края. Воронеж, 1976. С. 12-13).