Воронежский край в период первобытнообщинного строя (для учителя)

Вариант 1

Материал по истории "Воронежского края в период пер­вобытнообщинного строя" позволяет проследить на приме­ре Воронежского края все основные этапы в развитии чело­веческого общества, начиная от раннего палеолита до ранне­го железного века включительно. Поэтому краеведческий

урок по данной теме можно сделать закрепляющим те сведе­ния, которые ученики получили на уроках по истории России.

Перед началом урока учителю следует начертить на дос­ке таблицу № 1 и рядом написать логическое задание для учащихся. Логическим заданием могут служить 4-й и 5-й вопросы к главе 1 пособия.

Таблица 1

Воронежский край в период первобытнообщинного строя

Основные этапы первобытной эпохи

Памятники археологии на территории Воронежского края, относящиеся к перво­бытной эпохе (по этапам)

1. Каменный век

2. Бронзовый век

3. Железный век

Логическое задание

1. Какие памятники первобытной эпохи на тер­ритории нашего края вам известны? К какому времени они отнохятся?

2. Можно ли сказать, что жизнь людей в нашем крае при первобытнообщинном строе протека­ла так же, как и повсюду? Почему?

Прежде чем учитель приступит к изложению материа­ла, он предлагает учащимся начертить таблицу в тетради по истории и обращает их внимание на логическое задание. По ходу рассказа ученики должны заполнить таблицу и в конце урока ответить на логическое задание, подтверждая свой от­вет сведениями из собственной таблицы. После этого учи­тель делает обобщение и задает на дом прочитать главу 1 пособия и ответить на вопросы в конце главы. Вариаыт2

В последние годы все большую популярность завоевы­вают уроки-экскурсии. Для детей любого возраста экскур­сии — это всегда что-нибудь новое, необычное, интересное. Но урок-экскурсия — это не просто поход в музей или к па­мятнику истории края. Урок-экскурсия должен обязательно предусматривать учебное задание. Поэтому к уроку такого рода нужно предварительно готовиться и учителю, и детям. То, о чем поведет речь экскурсовод, должно быть понятно и хорошо знакомо учащимся.

В Воронежском областном краеведческом музее созда­на прекрасная экспозиция по истории Воронежского края в период первобытнообщинного строя. Учитель, решивший провести заключительный урок по главе 1 учебника за 8-й класс в музее, должен нацелить детей на экскурсию зара­нее. Например, они могут подготовить сообщения по темам "История Воронежского краеведческого музея", "Воронеж­ский край в эпоху палеолита", "Бронзовый век на террито­рии Воронежского края", "Железный век и памятники же­лезного века на территории Воронежского края". Подготов­ленные с помощью учителя пятиминутные сообщения учащихся слушает весь класс и при этом заполняет таблицу № 1. Предварительная подготовка к уроку-экскурсии помо­жет учащимся ярче воспринять рассказ экскурсовода и убе­диться в правильности собственной самостоятельной пред­варительной работы. Нельзя забывать также, что интерес­ная совместная работа всегда увлекает класс, делает его кол­лектив дружным и сплоченным.

Конечно, урок в Воронежском областном краеведческом музее доступен прежде всего школам Воронежа. А как быть сельским школам? Как быть, если в окрестностях села нахо­дится только один-два археологических памятника и оба они относятся к одному времени? Думается, что и в этом случае можно проводить урок-экскурсию. Предварительная работа к данному уроку может проводиться по такому же плану, но учитель обязательно должен акцентировать внимание уча­щихся на истории родного села. После подготовительной работы учащихся можно отправляться к местонахождению археологического памятника и еще раз провести там с ними беседу.

Вариант 3

Важным средством усвоения исторического материала, как известно, являются исторические игры. Поэтому урок на тему "Воронежский край в период первобытнообщинного строя" можно провести в форме исторической викторины "Знаете ли вы.:."

Краеведческий материал учитель вводит постепенно на каждом уроке истории России. Ученикам заранее известно о том, что после изучения главы 1 учебника в классе состоится викторина по краеведению. Викторина проводится в форме вопросов, которые задает учитель, и ответов, которые дают учащиеся, разделившиеся на несколько команд. Команда, набравшая наибольшее число очков за правильные ответы, объявляется победителем.

Если учащиеся хорошо усвоили материал и быстро от­ветили на вопросы викторины, учитель может предложить борющимся командам решить головоломку "Найди первую букву".

№ 1. Знаете ли вы?

(Викторина)

1. Когда, по мнению современных ученых, появился древ­ний человек на территории Воронежского края?

2. Как образно называют археологические памятники в рай­оне Костенок в специальной научной литературе?

3. Как жители Воронежского края называли легендарного ископаемого зверя, от которого будто бы произошло назва­ние современного села Костенки в Хохольском районе Во­ронежской области?

4. Почему древние жители Воронежского края охотились на мамонтов? ,

5. Где’ в Воронеже ученые обнаружили памятники бронзо­вой эпохи?

6. Какие вы знаете названия курганных могильников, отно­сящихся к раннему железному веку на территории Воронеж­ского края?

7. Что было найдено археологами в Частых курганах?

8. Как ученые решают вопрос об этнической принадлежно­сти людей, живших в Воронежском крае в ранний желез­ный век?

9. Когда впервые в нашем крае были обнаружены следы сар­матского поселения?

10. Кто построил укрепленное Маяцкое городище на терри­тории современного Лискинского района Воронежской об­ласти?

11. Кто и когда оставил на территории Воронежского края "каменных баб"?

12. Дайте точное название историко-краеведческого музея в Воронеже?

Воронежский край в период первобытнообщинного строя (для учителя)

№ 2. Головоломка «Найди первую букву».

Если ты сумеешь найти первую букву, то, следуя за линией, соединяющей кружки, прочтешь фамилию советского ученого, археолога и антрополога, который по костным останкам некоторых черепов древних людей, найденных в районе Костенок, создал ряд скульптурных портретов.