Воронежский край в период первобытнообщинного строя (для учителя)
Вариант 1
Материал по истории "Воронежского края в период первобытнообщинного строя" позволяет проследить на примере Воронежского края все основные этапы в развитии человеческого общества, начиная от раннего палеолита до раннего железного века включительно. Поэтому краеведческий
урок по данной теме можно сделать закрепляющим те сведения, которые ученики получили на уроках по истории России.
Перед началом урока учителю следует начертить на доске таблицу № 1 и рядом написать логическое задание для учащихся. Логическим заданием могут служить 4-й и 5-й вопросы к главе 1 пособия.
Таблица 1 Воронежский край в период первобытнообщинного строя
|
Прежде чем учитель приступит к изложению материала, он предлагает учащимся начертить таблицу в тетради по истории и обращает их внимание на логическое задание. По ходу рассказа ученики должны заполнить таблицу и в конце урока ответить на логическое задание, подтверждая свой ответ сведениями из собственной таблицы. После этого учитель делает обобщение и задает на дом прочитать главу 1 пособия и ответить на вопросы в конце главы. Вариаыт2
В последние годы все большую популярность завоевывают уроки-экскурсии. Для детей любого возраста экскурсии — это всегда что-нибудь новое, необычное, интересное. Но урок-экскурсия — это не просто поход в музей или к памятнику истории края. Урок-экскурсия должен обязательно предусматривать учебное задание. Поэтому к уроку такого рода нужно предварительно готовиться и учителю, и детям. То, о чем поведет речь экскурсовод, должно быть понятно и хорошо знакомо учащимся.
В Воронежском областном краеведческом музее создана прекрасная экспозиция по истории Воронежского края в период первобытнообщинного строя. Учитель, решивший провести заключительный урок по главе 1 учебника за 8-й класс в музее, должен нацелить детей на экскурсию заранее. Например, они могут подготовить сообщения по темам "История Воронежского краеведческого музея", "Воронежский край в эпоху палеолита", "Бронзовый век на территории Воронежского края", "Железный век и памятники железного века на территории Воронежского края". Подготовленные с помощью учителя пятиминутные сообщения учащихся слушает весь класс и при этом заполняет таблицу № 1. Предварительная подготовка к уроку-экскурсии поможет учащимся ярче воспринять рассказ экскурсовода и убедиться в правильности собственной самостоятельной предварительной работы. Нельзя забывать также, что интересная совместная работа всегда увлекает класс, делает его коллектив дружным и сплоченным.
Конечно, урок в Воронежском областном краеведческом музее доступен прежде всего школам Воронежа. А как быть сельским школам? Как быть, если в окрестностях села находится только один-два археологических памятника и оба они относятся к одному времени? Думается, что и в этом случае можно проводить урок-экскурсию. Предварительная работа к данному уроку может проводиться по такому же плану, но учитель обязательно должен акцентировать внимание учащихся на истории родного села. После подготовительной работы учащихся можно отправляться к местонахождению археологического памятника и еще раз провести там с ними беседу.
Вариант 3
Важным средством усвоения исторического материала, как известно, являются исторические игры. Поэтому урок на тему "Воронежский край в период первобытнообщинного строя" можно провести в форме исторической викторины "Знаете ли вы.:."
Краеведческий материал учитель вводит постепенно на каждом уроке истории России. Ученикам заранее известно о том, что после изучения главы 1 учебника в классе состоится викторина по краеведению. Викторина проводится в форме вопросов, которые задает учитель, и ответов, которые дают учащиеся, разделившиеся на несколько команд. Команда, набравшая наибольшее число очков за правильные ответы, объявляется победителем.
Если учащиеся хорошо усвоили материал и быстро ответили на вопросы викторины, учитель может предложить борющимся командам решить головоломку "Найди первую букву".
№ 1. Знаете ли вы?
(Викторина)
1. Когда, по мнению современных ученых, появился древний человек на территории Воронежского края?
2. Как образно называют археологические памятники в районе Костенок в специальной научной литературе?
3. Как жители Воронежского края называли легендарного ископаемого зверя, от которого будто бы произошло название современного села Костенки в Хохольском районе Воронежской области?
4. Почему древние жители Воронежского края охотились на мамонтов? ,
5. Где’ в Воронеже ученые обнаружили памятники бронзовой эпохи?
6. Какие вы знаете названия курганных могильников, относящихся к раннему железному веку на территории Воронежского края?
7. Что было найдено археологами в Частых курганах?
8. Как ученые решают вопрос об этнической принадлежности людей, живших в Воронежском крае в ранний железный век?
9. Когда впервые в нашем крае были обнаружены следы сарматского поселения?
10. Кто построил укрепленное Маяцкое городище на территории современного Лискинского района Воронежской области?
11. Кто и когда оставил на территории Воронежского края "каменных баб"?
12. Дайте точное название историко-краеведческого музея в Воронеже?
№ 2. Головоломка «Найди первую букву».
Если ты сумеешь найти первую букву, то, следуя за линией, соединяющей кружки, прочтешь фамилию советского ученого, археолога и антрополога, который по костным останкам некоторых черепов древних людей, найденных в районе Костенок, создал ряд скульптурных портретов.