Воронежская губерния в период капитализма (вторая половина XIX в.) (для учителя)

Вариант 1

Краеведческие уроки по главам 7 и 8 проводятся в фор­ме рассказа учителя. Учащимся следует дать перед объясне­нием логическое задание. Поскольку аналогичные темы уче­ники изучали на уроках истории России, то в качестве зада­ний могут быть, например, такие вопросы: Что общего было в развитии России и Воронежской губернии в первой (или второй) половине XIX в? Какие особенности в развитии Во­ронежского края в это время вы заметили? После объясне­ния учитель проверяет логическое задание и оценивает отве­ты учащихся.

Вариант 2

Игровые уроки. Класс делится на три команды. По мере изучения истории России в XIX в. на уроках вводит­ся краеведческий материал. Соревнующимся командам предлагаются задания. Заданиями могут стать игра "Экс­курсоводы", кроссворд "Воронеж и Воронежский край в первой половине XIX в.", викторины "Первые" и "Знаете ли вы их имена?", головоломка "И. Н. Крамской". После изучения основного материала состоятся краеведческие уроки. Учащиеся выигравшей команды получают оценку

j .

№ 12. Игра "Экскурсоводы"

На плане Воронежа цветным карандашом проложено три "экскурсионных маршрута". В каждый маршрут вхо­дит три памятника. Карточки с кратким справочным тек­стом, составляющим содержание данного маршрута, вкла­дываются в пакеты, имеющие порядковый номер и линию цвета маршрута. Пакеты разыгрываются между командами по жребию. Экскурсионные маршруты: 1. Архитектурные памятники Воронежа первой половины XIX в. 2. Памятни­ки А. В. Кольцову в Воронеже. 3. Памятники И. С. Никити­ну в Воронеже.

Не вскрывая пакета, "экскурсовод" знакомит всех с вы­павшим на его долю маршрутом и проводит "экскурсию" — рассказывает о местах, обозначенных на линии маршрута кружком (или номером). Правильность рассказа "экскурсо­вода" параллельно проверяется соответствующей карточкой из пакета.

№ 13. Кроссворд "Воронеж и Воронежский край в первой половине XIX в.".

7

По горизонтали: 1. Уроженец

М’1 м I 1 I

Ш

ЕІХП

Ш

Воронежского края — участник Бородинской битвы. 2. Великий русский поэт, не раз проезжавший через Воронежский край. 3. Воронежский гу­бернатор, друг декабристов, литератор, многое сделавший для благоустройства Воронежа. 4. Ученый, наш земляк, именем которого названы горные вершины и ледники на Памире и в горах Алатау.

По вертикали: 5. Декабрист, поэт, одно из своих стихотворений посвятил Петру I в Острогожске. 6. Русский критик, друживший с воронежским поэтом А. В. Кольцовым. 7. Во­ронежский поэт. 8. Создатель «второвских коробов».

№ 14. Викторина "Первые".

Назовите даты. Прокомментируйте ответ.

1. Первая железная дорога в Воронежской губернии.

2. Первый воронежский завод.

3. Первый водопровод в Воронеже.

4. Первая телефонная линия в Воронеже.

5. Первая электроустановка в Воронежской губернии.

6. Первый общественный вид транспорта в Воронеже.

7. Первая крупная стачка в Воронеже.

8. Первая воронежская социал-демократическая орга­низация.

9. Первый ансамбль народной песни в России.

№ 15. Викторина характеристик "Знаете ли вы их

имена?".

Играющим раздаются по три карточки с характеристи­ками общественных деятелей, имена которых связаны с ис­торией Воронежского края второй половины XIX в. После минутной подготовки команды дают ответ.

№ 1. Солдат, прочитав царские законы об отмене крепо­стного права, заявил односельчанам, что от них скрывают "на­стоящую волю", что на самом деле вся земля должна перейти к народу. За это он был подвергнут порке и предан суду.

№ 2. Выдающийся русский математик и педагог, автор учебников по алгебре и геометрии. Один из первых препода­вателей Воронежского реального училища.

№ 3. Русский теоретик и пропагандист марксизма, дея­тель российского и международного рабочего и социалисти­ческого движения. Учился в военной гимназии в Воронеже. Приезжал в Воронеж в 1879 г.

№ 16. Головоломка "И. Н. Крамской".

1

И.

3

hi JJ

н

к

К

Рр

А

1—1

м

V 1 1………

С

а

К

п t

о

П—1

Iю! 1-І…… 1

й

Впишите слова: 1. Московский скульптор, по проекту которого в 1974 г. в Острогожске установлен гранитный бюст И. Н. Крамского. 2. Русский художник XIX в., написавший портрет И. Н. Крамского. 3. Русский поэт XIX в., портрет которого написал Крамской. 4. Русский художник, сказавший о Крамском: «Достоин ты национального монумента, русский гражданин-художник’» 5. и 10. Имена сыновей Крамского. 6. Улица, на которой стоитдом, где Крамской родился и прожил 16 лет. 7. Картина, изображающая женский образ. 8. Звание, которое получил Крамской после написания портрета Л. Н. Толстого. 9. Родина художника.