Воронежская губерния в период капитализма (вторая половина XIX в.) (для учителя)
Вариант 1
Краеведческие уроки по главам 7 и 8 проводятся в форме рассказа учителя. Учащимся следует дать перед объяснением логическое задание. Поскольку аналогичные темы ученики изучали на уроках истории России, то в качестве заданий могут быть, например, такие вопросы: Что общего было в развитии России и Воронежской губернии в первой (или второй) половине XIX в? Какие особенности в развитии Воронежского края в это время вы заметили? После объяснения учитель проверяет логическое задание и оценивает ответы учащихся.
Вариант 2
Игровые уроки. Класс делится на три команды. По мере изучения истории России в XIX в. на уроках вводится краеведческий материал. Соревнующимся командам предлагаются задания. Заданиями могут стать игра "Экскурсоводы", кроссворд "Воронеж и Воронежский край в первой половине XIX в.", викторины "Первые" и "Знаете ли вы их имена?", головоломка "И. Н. Крамской". После изучения основного материала состоятся краеведческие уроки. Учащиеся выигравшей команды получают оценку
j .
№ 12. Игра "Экскурсоводы"
На плане Воронежа цветным карандашом проложено три "экскурсионных маршрута". В каждый маршрут входит три памятника. Карточки с кратким справочным текстом, составляющим содержание данного маршрута, вкладываются в пакеты, имеющие порядковый номер и линию цвета маршрута. Пакеты разыгрываются между командами по жребию. Экскурсионные маршруты: 1. Архитектурные памятники Воронежа первой половины XIX в. 2. Памятники А. В. Кольцову в Воронеже. 3. Памятники И. С. Никитину в Воронеже.
Не вскрывая пакета, "экскурсовод" знакомит всех с выпавшим на его долю маршрутом и проводит "экскурсию" — рассказывает о местах, обозначенных на линии маршрута кружком (или номером). Правильность рассказа "экскурсовода" параллельно проверяется соответствующей карточкой из пакета.
№ 13. Кроссворд "Воронеж и Воронежский край в первой половине XIX в.".
7
По горизонтали: 1. Уроженец
М’1 м I 1 I |
Ш |
ЕІХП |
Ш |
Воронежского края — участник Бородинской битвы. 2. Великий русский поэт, не раз проезжавший через Воронежский край. 3. Воронежский губернатор, друг декабристов, литератор, многое сделавший для благоустройства Воронежа. 4. Ученый, наш земляк, именем которого названы горные вершины и ледники на Памире и в горах Алатау.
По вертикали: 5. Декабрист, поэт, одно из своих стихотворений посвятил Петру I в Острогожске. 6. Русский критик, друживший с воронежским поэтом А. В. Кольцовым. 7. Воронежский поэт. 8. Создатель «второвских коробов».
№ 14. Викторина "Первые".
Назовите даты. Прокомментируйте ответ.
1. Первая железная дорога в Воронежской губернии.
2. Первый воронежский завод.
3. Первый водопровод в Воронеже.
4. Первая телефонная линия в Воронеже.
5. Первая электроустановка в Воронежской губернии.
6. Первый общественный вид транспорта в Воронеже.
7. Первая крупная стачка в Воронеже.
8. Первая воронежская социал-демократическая организация.
9. Первый ансамбль народной песни в России.
№ 15. Викторина характеристик "Знаете ли вы их
имена?".
Играющим раздаются по три карточки с характеристиками общественных деятелей, имена которых связаны с историей Воронежского края второй половины XIX в. После минутной подготовки команды дают ответ.
№ 1. Солдат, прочитав царские законы об отмене крепостного права, заявил односельчанам, что от них скрывают "настоящую волю", что на самом деле вся земля должна перейти к народу. За это он был подвергнут порке и предан суду.
№ 2. Выдающийся русский математик и педагог, автор учебников по алгебре и геометрии. Один из первых преподавателей Воронежского реального училища.
№ 3. Русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего и социалистического движения. Учился в военной гимназии в Воронеже. Приезжал в Воронеж в 1879 г.
№ 16. Головоломка "И. Н. Крамской".
|
Впишите слова: 1. Московский скульптор, по проекту которого в 1974 г. в Острогожске установлен гранитный бюст И. Н. Крамского. 2. Русский художник XIX в., написавший портрет И. Н. Крамского. 3. Русский поэт XIX в., портрет которого написал Крамской. 4. Русский художник, сказавший о Крамском: «Достоин ты национального монумента, русский гражданин-художник’» 5. и 10. Имена сыновей Крамского. 6. Улица, на которой стоитдом, где Крамской родился и прожил 16 лет. 7. Картина, изображающая женский образ. 8. Звание, которое получил Крамской после написания портрета Л. Н. Толстого. 9. Родина художника. |