Воронежская губерния в начале XX века (для учителя)
Поскольку в 10-м и 11-м классах общеобразовательных школ, как правило, работают опытные учителя, то автор пособия лишь вскользь коснется методики использования краеведческого материала на уроках истории России в старших классах и больше внимания уделит учебным играм.
История Воронежского края с начала XX в. и до наших дней — это история жизни отцов, дедов и прадедов современных учащихся. Знать ее интересно всем. Конкурсные краеведческие уроки лишний раз помогут учителю привить учащимся навыки самостоятельной работы с книгой по истории, заставят учеников думать о прошлом, настоящем и будущем родного края, страны. Не нужно бояться 256
привлекать к конкурсным урокам возможно большее число желающих.
Играть дети любят в любом возрасте. Чем чаще на уроке будут занимательные игры по краеведению, тем с большим интересом старшеклассники отнесутся к урокам, тем лучше будут знать родную историю.
Вышеизложенное не означает, однако, что учитель должен переложить проведение краеведческих уроков полностью на учащихся. Интересный, содержательный, умный рассказ учителя всегда был и будет важнейшим средством обучения и воспитания подрастающего поколения.
Учебные игры
№ 17. Текстовое лото "Ветер и рукописи".
Ветер, ворвавшись в открытое окно редакции, разметал по полу и по столу листы рукописи. О чем они повествуют? Всматриваемся, перебираем листы, читаем… На листах встречаются фамилии Богданова, Киселева, Ге, Бунина, Мосина, упоминаются даты, относящиеся ко второй половине XIX в. Конечно же, речь идет о деятелях культуры России второй половины XIX в. — уроженцах Воронежского края. В каком порядке подобрать листы рассказа об этом? С чего начать? К счастью, вот лист-оглавление. Воспользуемся им. Возьмите равное количество карточек с текстом и начнем. Какая команда раньше восстановит текст?
Каждая команда получает по 20 карточек с одинаковым текстом и раскладывает их в необходимой последовательно-. ста. Затем ведущий зачитывает лист-оглавление, который служит для учащихся контрольным листом. После каждого пункта оглавления учащиеся команд по очереди дают текстовой ответ. Игра переходит в форму коллективного творческого рассказа. За правильные ответы команды получают зачетные очки, которые можно фиксировать на доске.
1. Россия пореформенного времени и культура Воронежского края.
2. Просвещение в Воронеже и Воронежском крае во второй половине XIX в.
3. Деятели науки и техники — уроженцы воронежской земли.
4. Воронежские писатели и художники.
5. Музыкальная культура Воронежского края.
Карточки с текстом:
№ 1. Неутомимым собирателем и страстным пропагандистом русской народной песни был М. Е. Пятницкий (1864 -1927). Он родился и вырос в селе Александровна Бобровского уезда Воронежской губернии. Попав в Москву и устроившись делопроизводителем в одну из московских клиник, М. Е. Пятницкий в 1903 г. вступил в Музыкально-этнографическую комиссию при московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. С этого времени М. Е. Пятницкий стал активно собирать и изучать русские народные песни, выступать в концертах.
№ 2. Воронежский край пореформенной поры дал России немало талантливых деятелей науки, литературы и искусства.
№ 3. "Достоин ты национального монумента, русский гражданин-художник!" — говорил о И. Н. Крамском И. Е. Репин.
№ 4. Особенно широко известны его картины "Тайная вечеря" и "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе".
В конце XIX в. начался творческий путь уроженца Бу — турлиновки, ученика И. Е. Репина художника А. А. Бучкури.
№ 5. В Воронеже в 1870 г. родился писатель с мировым именем, лауреат Нобелевской премии И. А. Бунин. В его романе "Жизнь Арсеньева", повестях "Суходол", "Антоновские яблоки" талантливо описывается неповторимая природа средней полосы России.
№ 6. После реформы 1861 г., с развитием капитализма, резко возросла потребность в грамотных специалистах, конструкторах, ученых.
№ 7. В 1831 г. в Воронеже родился другой выдающийся художник — Н. Н. Ге. Его творчество также приходится на вторую половину XIX в. Н. Н. Ге работал над историческими темами.
№ 8. Среди своих земляков М. Е. Пятницкий нашел талантливых крестьян-песенников и создал из них первый в России ансамбль народной песни (1911). Позже ансамбль был преобразован в Государственный русский народный хор имени Пятницкого. В настоящее время этот коллектив хорошо известен не только в России, но и во многих странах мира.
№ 9. Нашим земляком был знаменитый изобретатель в области военной техники, конструктор трехлинейки генерал — майор С. И. Мосин. Он родился в 1849 г. в с. Рамони под Воронежем. Учился сначала в Тамбовском, а затем в Воронежском кадетском корпусе, где показал большие способности, особенно в математике и других точных науках.
№ 10. Одним из первых преподавателей Воронежского реального училища был выдающийся русский математик и педагог, автор учебников по алгебре и геометрии А. П. Киселев. Он преподавал математику, механику и черчение. В этот период им были написаны "Систематический курс арифметики для средних учебных заведений" (1884) и "Элементарная алгебра" (1888).
№11. В Воронежском крае родился известный поэт С. Я. Маршак. В Землянске Воронежской губернии (ныне это село находится в Семилукском районе Воронежской области) в 1885 г. родился писатель В. М. Бахметьев.
№ 12. И. Н. Крамской создал 780 полотен. Его портреты "Неизвестная", "Христос в пустыне", "Полесовщик", "Мина Моисеев", "Некрасов в период "Последних песен" и другие — бесценный вклад в сокровищницу российской и мировой культуры.
№ 13. По всей России открывались новые учебные заведения, в том числе и в Воронежской губернии. Так, 17 ноября 1876 г. в Воронеже было создано реальное училище. В отличие от гимназии в реальном училище главное внимание уделялось математике, физике, естествознанию. Выпускники училища пополняли ряды инженеров, техников и экономистов.
№ 14. Воронежские фабриканты, помещики и заводчики не спешили обучать грамоте простых тружеников. Поэтому не удивительно, что в Воронеже почти половина рабочих была неграмотна. Еще больше неграмотных было среди сельских жителей Воронежской губернии.
№ 15. Нашими земляками были выдающиеся русские ученые антрополог и зоолог А. П. Богданов и изобретатель электросварки Н. Г. Славянов. Оба они родились в Воронежской губернии, окончили воронежскую гимназию и навсегда остались в памяти потомков.
№ 16. Больше всего публике нравились в исполнении М. Е. Пятницкого песни "Чтой-то звон", "Ночки темные", "Уж ты, волюшка" и "Ветры-ветерочки".
№ 17. Воронежская земля подарила России замечательного русского художника-реалиста И. Н. Крамского. И. Н. Крамской родился в 1837 г. в г. Острогожске в семье писаря городской управы. Расцвет его творчества связан с деятельностью двух ассоциаций художников — Артели и Товарищества передвижных художественных выставок, одним из создателей и идеологов которых он был.
№ 18. Винтовка, предложенная С. И. Мосиным в 1891 г., была принята на вооружение русской армией.
№ 19. Воронеж по-прежнему оставался культурным центром края. В последующие годы в нем открывались все новые учебные заведения. При этом средних учебных заведений было намного больше, чем начальных школ.
№ 20. Заметный след в развитии отечественной науки и просвещения оставил наш земляк М. А. Веневитинов (1844 — 1901). Он известен не только как автор книги "Из воронеж-
ской старины", изданной в 1887 г. в Москве, но и как директор Московского Румянцевского музея, в состав которого первоначально входила первая Публичная библиотека Москвы… М. А. Веневитинов принимал активное участие в создании Московского Музея изящных искусств, был почетным членом Российской академии наук, членом Общества любителей российской словесности.
№ 18. Головоломка «Революционные события 1905—1907 гг. в Воронежском крае».
Впишите слова: _
1 2 3 4 5 3 7 |
1. Село, в котором крестьянские
1 |
волнения осенью 1905 г. были подавлены силой. 2. Студент, — пытавшийся в октябре 1905 г. остановить черносотенный террор в одном из дворов Воронежа.
3. Большевик, член Делегатского собрания в Воронеже. 4. Совре — Тменное название улицы, на которой j! в начале XX в. стояли казармы воронежского дисциплинарного батальона. 5. Лидер воронежских меньшевиков в годы первой русской революции. 6. Дамба, на которой осенью 1905 г. происходили вооруженные столкновения. 7. Уроженец Нижнедевицка, участник революции 1905—1907 гг., корреспондент «Правды» в Италии. В Годы Советской власти — журналист, дипломат, научный работник.