РЕКА В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА
Спустя полтора столетия П. Д. Шапошников [86], сопровождая караван судов из Липецка до Воронежа, отмечал: "Корабельного и строительного леса встречаются лишь жалкие остатки. С истреблением лесов на левой стороне оказалось много мест с отличным торфом". Во время плавания им же впервые была составлена Карта судоходного течения р. Воронеж (рис. 9), дано первое описание реки и оценена площадь ската воды (площадь водосбора) рек Иловай и Ряса в 3—4 тыс. квадратных верст и рек Усмань и Матыра со своими притоками до 14 тыс. квадратных верст.
Из описания следует, что в середине XIX в. на р. Воронеж от г. Липецка до устья работало пять мельниц, плотины которых удерживали скат воды[5] и тем поддерживали глубину фарватера летом и осенью на всем протяжении реки. Плотины имели свободные и безопасные спуски (шлюзы) для прохода судов и плотов. Весной спуски открывались, а летом и осенью их открывали по мере надобности для пропуска судов.
Русло реки чрезвычайно извилистое, течение тихое, даже при половодье. Старых, оставленных русел, несмотря на низкие берега, на всем протяжении реки очень мало. Фарватер имел достаточную глубину для судоходства и сплава плотов с лесом и дровами во время весеннего половодья; летом и осенью с верховьев сплавлялись одни только плоты. Косы, вдающиеся в русло реки до середины, хотя и встречались в некоторых местах, но при половодье незаметны.
Карчи (оставшиеся от сруба высокие пни) и подводные деревья, подмытые водою и лежащие по берегам или в реке, о которые могут разбиться суда, нигде не встречались. Проносы, т. е. размытые водой берега, о которые ударяет сильное течение и может затягивать суда и плоты, хотя и были, но вследствие тихого течения реки безопасны.
Мели встречались около больших и давних селений. По мнению П. Д. Шапошникова, произошли они от небрежности береговых жителей, которые постоянно валят на берега реки, а зимой на лед навоз. Частые, почти беспрерывные селения находятся больше на правой стороне реки. На этой стороне расположены три важных торговых города: Козлов, Липецк и Воронеж. Всех селений по реке — 43 с населением 80 ООО человек.
т вогошпкт. |
Пвистчнр — гтрушкн |
Рис. 9. Карта судоходного течения р. Воронеж, составленная П. Д. Шапошниковым в 1852 г.
Ширина реки от г. Липецка до устья не одинакова: иногда от 100 до 200 м, но более от 30 до 100 м. Во многих местах были широкие, глубокие, прямые и извилистые плесы шириною от 100 до 160 м, идущие на километр и более.
Глубина фарватера летом, когда на мельницах были открыты спуски (шлюзы), на мелководных местах 0,4—0,5 м. Самые же глубокие места встречались на плесах и изгибах реки и имели постоянную глубину от 3,6 до 7,2 м.
Возвышение воды во время разлива зависит от количества снега и от теплой дружной весны. Самое меньшее возвышение против Воронежа было до 2,2 м над уровнем летней воды, а самое большое — до 4,0 м.
Суда строились в Липецке из древесины местных лесов — сосны, дуба, осины и назывались барками (длиной до 36 м, шириной — 7,8 м), лодками (грузоподъемностью до 65,5 т) и трам — баками (поднимали грузы до 57,5 т). Осадка плотов с лесом и дровами весной была до 1,1 м, летом и осенью — 0,5—0,7 м.
Суда отправлялись в путь после прохода льда, когда обозначались берега реки. При благоприятной погоде путь от Липецка до устья занимал 7 дней. При встречном ветре — 12—15 и даже 18 дней. Самый неудачный сплав был в 1857 г., когда из-за сильного юго-восточного ветра, дувшего всю навигацию, все суда (более 20), груженные в Липецке, "замелели" и не дошли до г. Воронежа. Бывало, что из-за маловодья в Дону суда не выходили из устья Воронежа все лето и судовладельцы с большим проигрышем продавали суда.
Бурлаки (по документам числились судорабочие) и лоцманы нанимались из местных жителей. Если берег был чистый, то бурлаки, идя по берегу, тянули судно бичевой. Если берег был заросшим лесом и кустарником, то плыли на шестах. При попутном ветре полностью загруженное судно двигалось со скоростью до 3 верст в час.
Представляет интерес объем и вид товаров, перевозимых по реке полтора столетия назад. На двух пристанях Воронежа (Труш — кина и Черноярской) в 1854 г. было переработано грузов: спирта —■ 17366 ведер, муки ржаной — 87921 пудов, круп гречневых — 13977 пудов. С Липецкой пристани поступило 129 дровяных плотов и 6 судов. В плотах заключалось 3688 саженей дров и 1159 штук различных сортов деревьев, на судах было перевезено 3900 пудов ржаной муки и 8250 пудов семени льняного. За период с 1856 по 1862 г. с Липецкой пристани было отправлено 52 судна и 1914 плотов. Их сопровождали 5606 судорабочих.
По заключению П. Д. Шапошникова, к 1857 р. Воронеж мало претерпела изменений от времени, несмотря на давность населения на ее берегах. Русло ее сохранилось лучше Дона, чему она обязана лесистой местности и твердости почвы, а главное — тихому и спокойному течению.
Более заметные изменения претерпела река после крестьянской реформы 1861 г. Усиленная вырубка лесов и распашка земель (распаханность бассейна достигла 70 %) стимулировали развитие эрозионных процессов и понижение уровня грунтовых вод, вследствие чего уменьшилось подземное питание малых рек и ручьев, что в конечном итоге сказалось на водоносности р. Воронеж. Кроме того, вследствие разной интенсивности и продолжительности снеготаяния в поле и в лесу, различной промерзаемо — сти почвы и инфильтрационной способности лесных и полевых угодий сокращение лесистости привело не только к уменьшению объема стока, но и к внутригодовому его перераспределению: повысился сток весеннего половодья и уменьшился сток в летнюю и зимнюю межень. С освободившихся от леса полей талые снеговые воды быстрее стали поступать в русловую сеть, в результате чего продолжительность половодья уменьшилась, но возросли максимальные расходы воды.
По нашим расчетам [28, 29, 41], сведение в бассейне леса на площади в 1 км2 приводит к увеличению объема весеннего половодья в среднем на 0,02 млн м3 в малоснежную зиму (снегозапа — сы 97 %-ной обеспеченности), на 0,06 млн м3 в зиму со снегоза — пасами, близкими к норме, и на 0,66 млн м3 в многоснежную зиму (снегозапасы 1 %-ной обеспеченности) и соответствующим образом уменьшают водность реки в межень. Таким образом, лесоистребление в бассейне Воронежа привело к тому, что после реформы 1861 г. весенний разлив реки стал более мощным, а водность в межень уменьшилась.
Подтверждение сказанному о меньшем весеннем разливе реки в годы, предшествующие реформе 1861 г., чем в настоящее время, можно найти у П. Д. Шапошникова. В 1867 г. он писал: "Иногда же (т. е. не каждый год, как теперь. — В. М.) вода в Воронеже, выйдя из берегов, затопляет луга, а поднятый лед стоит над фарватером и разбивается ветром, переносясь с одного края луга на другой, и так постоянно тает".
Практически одновременно с П. Д. Шапошниковым краткое описание реки на немецком языке дал И. Штукенберг [91].