РЕКА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В начале XX в. обширные исследования реки проводил инженер А. И. Легун [20]. Река, как и прежде, служила для судоходства, сплава леса (разгрузка дров на Воронежской пристани в 1905 г. достигла 68 тыс. т), снабжения населения водой. Река была излюбленным местом купания, повсеместно использовалась для стирки белья. По словам губернского мелиоратора и впоследствии знаменитого писателя Андрея Платонова [68], многолетние изыскания Легуна имели цель связать Дон и его притоки с открытым морем, "…чтобы морские пароходы могли с грузом свободно проходить в глубь страны и разгружаться примерно у яхт-клуба"[6]. Он думал о прямом водном сообщении, скажем, Воронеж — Константинополь — Неаполь — Задонск. Эту идею Легуна А. Платонов считал "очень правильной".
Вклад в изучение реки внес и сам А. П. Платонов. В 1923 г. в статье "Река Воронеж, ее настоящее и будущее" он пишет: "Некогда многоводная и сильная река одряхлела, истощилась, сошла до поганой лужи. И в значительной степени это случилось от того, что человек приложил к реке свою руку". И это, заметьте, было написано о реке задолго до индустриализации страны, до строительства на ее берегах крупных промышленных предприятий и проведения различных мелиораций.
В этой же статье А. П. Платонов ставит вопрос о ликвидации остатков плотины[7] шлюза под слободой Чижовка, как одной из причин рассадника малярии, свирепствовавшей тогда в г. Воронеже. Плотина, справедливо считал он, замедляет скорость течения воды, благодаря чему твердые частицы опускаются на дно и дно вместе с водами поднимается: "Река уже не вмещает своей влаги в своем русле и размещает ее по всей пойме, образуя болота, развилки, рукава и прочие, где и нашел себе прочную обитель малярийный комар".
А. П. Платонов принимал участие и в проектировании гидроэлектрической станции в устье р. Воронеж мощностью 370 кВт. По его расчетам, подпор от плотины должен был распространяться немного выше Чернавского моста (примерно до Алексеевского монастыря). Выше монастыря Платонов считал возможным соорудить вторую гидроэлектростанцию, за ней — третью и т. д.
В 1922 г. в одной из статей он сообщил, что принято решение построить на бывшем шлюзе на р. Воронеж гидроэлектрическую станцию мощностью 90 кВт. "Будущим летом она будет открыта. Горизонт воды будет урегулирован, постыдного мелководья на реке, где нарождался флот, больше не будет", — писал
А. П. Платонов.
В своих статьях А. П. Платонов характеризует реку далеко не лучшими эпитетами типа: "река одряхлела, сошла до поганой лужи" или "постыдное мелководье на реке" и т. д. Однако сделано это было отнюдь не потому, что в 20-е гг. река действительно была таковой, а с единственной целью — привлечь к проблемам реки внимание властей и общественности. Как губернский мелиоратор Платонов предвидел надвигающуюся на реку огромную антропогенную нагрузку и силой слова писателя стремился уберечь ее от истощения и загрязнения.
Одной из сторон деятельности А. Платонова была борьба со свирепствовавшей тогда в Воронеже малярией. Впрочем, малярия в городе была и раньше, косила она строителей русского флота при Петре I. Для искоренения малярии в статье "Река Воронеж, ее настоящее и будущее" он предлагает: "Чтобы уничтожить окончательно малярию в Воронеже, надо произвести дноуглубительные работы (чем и уничтожится заболоченное пространство и река будет введена в единое русло), а остатки плотины снести. Дноуглубительные работы сразу оздоровляют Воронеж и делают реку судоходной — мы опять увидим прежний древний, мощный, многоводный немуточный Воронеж, каким его видел Петр I или татарин".
Мы не располагаем прямыми доказательствами, но вероятнее всего работы А. Платонова сыграли решающую роль в организации и проведении в 1928 г. гидрографического обследования р. Воронеж от истока до устья с целью выявления причин заболачивания поймы. Тогда-то впервые была высказана мысль о затоплении заболоченной поймы водами водохранилища, построенного в низовье реки, как наиболее радикальном способе, чтобы навсегда избавить г. Воронеж от малярии.
Но вернемся к состоянию реки в 20—30-е гг. нашего столетия, когда антропогенная нагрузка на нее была не столь велика, как сейчас. Лесистость бассейна к этому времени сократилась до 10 %, но тем не менее река по-прежнему оставалась еще чистой, и речные воды отличались большой прозрачностью. По данным П. А. Никитина [63], прозрачность реки была высокой — 4,2 м.
Сведения о морфометрических характеристиках реки этого времени можно почерпнуть из исследований П. А. Никитина [63], Энциклопедического словаря ЦЧО [94] и Справочника по водным ресурсам СССР [79]. П. А. Никитин, исходя из морфометрии, выделил от устья реки до пгт Рамонь четыре района: устьевой, городской, средний и плесовый.
Устьевой район имеет длину 18—19 км. Русло реки узкое (шириною в межень 25—40 м) и извилистое. Течение воды быстрое — в межень — 0,6 и даже 1,0 м/с. В половодье скорость течения превышает 1,0—1,2 м/с.
Городской район характеризуется как многорусловый, сложившийся при большом участии человека. Его протяженность — 12— 13 км.
Длина среднего района 15—16 км, ширина в межень — 40— 60 м, скорость течения летом и зимой — 0,3—0,5 м/с, весной в половодье — около 1,0 м/с. Выше г. Воронежа река очень извилиста и мелководна, имеет большое количество староречий, протоков, озеровидных расширений и уже тогда была доступна для плавания только небольших моторных лодок.
Плесовый район простирается в длину на 20 км, характеризуется широким (100 м и более) и глубоким (в среднем до 6 м) руслом, часто защищенным лесом. Течение воды спокойное.
В районе Липецка тогда еще не было фиксирующего руслового порога и река делилась на несколько рукавов; летом русло сильно зарастало водорослями и камышом. В межень скорость течения воды была столь незначительной, что не улавливалась даже самыми чувствительными вертушками. В настоящее время после сооружения порога это место залито водами так называемого Липецкого озера.
В целом для всей реки ширина русла на плесах в межень составляла 50—60 м, на перекатах — около 100—150 м, глубина на плесах достигала 6—7 м, на перекатах — уменьшалась до 0,2 м.
В сухое лето даже в нижнем течении реки открывались мели, например, против с. Лопатки, с. Чертовицкое, с. Шилово и др. [94]. В верхнем течении мелей было значительно больше.
В 1929—1930 гг. Гипроводом [79] была выполнена русловая съемка участка реки от г. Липецка до устья и по ее результатам построен продольный профиль р. Воронеж (рис. 10). Перегибы, которые заметны на продольном профиле дна и водной поверхности, как правило, приурочены к местам впадения притоков, к плесам и перекатам и к местным базисам эрозии. Перегибы профиля, связанные с притоками, отчетливо видны в местах впадения рек Усмань (64 км от устья Воронежа), Боровица (112 км), Белоколодец (163 км) и других притоков, ниже которых профиль выполаживается. В межень при низких уровнях воды, а именно в это время проводилась русловая съемка, продольный профиль водной поверхности более крутой на перекатах и более пологий на плесах, где глубина реки больше. При среднем уклоне на рассматриваемом участке 0,00007 уклон на плесах уменьшается до 0,00001.
На рис. 10 обращают на себя внимание два резких перелома продольного профиля водной поверхности — один у с. Крутогорье, другой — у г. Воронежа. Эти переломы связаны с местным базисом эрозии. У с. Крутогорье, как отмечено выше, в момент русловой съемки существовала плотина с напором воды в межень 1 м, в г. Воронеже, у слободы Чижовка, тогда еще сохранялся шпунтовый ряд, оставшийся от пришедшего в ветхость Петровского шлюза с плотиной, дававший подпор уровню воды 0,85 м. Впоследствии, с его уничтожением, на реке открылась прямая судоходная линия г. Лиски — г. Воронеж с конечным пунктом рейса Чернавский мост. С ликвидацией обоих препятствий продольный профиль водной поверхности здесь стал более сглаженным.
На рис. 10 также приводятся отметки горизонта высоких вод (ГВВ) в 1917 г. и показан продольный профиль водной поверхности в этом году. Следует отметить, что 1917 г. характеризуется самым высоким за последние 100—200 лет подъемом уровня воды, особенно в низовьях реки (табл. 12). Помимо больших сне — гозапасов, повышенной влажности и промерзаемости почвы высокий горизонт воды в г. Воронеже был в основном связан с подпором донского половодья. Исключительно высокое половодье, обусловленное подпором донской воды, имело место в 1929 г. и в другие годы.
Таблица 12 Отметки высоких горизонтов воды р. Воронеж у г. Воронежа в 1917 и 1929 гг.
|
Чтобы нагляднее представить, сколь высок был подъем уровня воды и каким мощным был весенний разлив реки в 1917 г., сравним его с горизонтом уровня воды Воронежского водохранилища, который поддерживается на отметке 93,00 м абс. Нетрудно видеть, что в черте г. Воронежа уровень воды в 1917 г. превышал горизонт водной поверхности водохранилища от 0,98 до 2,62 м. Для широкой городской поймы реки это очень большая величина.
Продольный профиль водной поверхности весной 1917 г. построен по меткам высоких вод, оставленных рекой в момент прохождения пика половодья. В отличие от меженнего периода, он более выровнен и на плесовых участках (например, от с. Пруд — ское до пгт Рамонь) представляется более крутым, чем на перекатах, что с точки зрения динамики потоков является закономерным явлением.
Крутизна продольного профиля водной поверхности характеризуется уклоном. Средний уклон р. Воронеж небольшой — 0,00017; в верхней части (р. Лесной Воронеж) уклон больше — 0,00033, в средней (от устья р. Иловай до г. Липецка) — меньше — 0,00009, от г. Липецка до устья — еще меньше — 0,00007.
Уклон дна реки, в отличие от всегда положительной величины уклона водной поверхности, на некоторых участках принимает и отрицательные значения, например, в местах резкого уменьшения глубины на перекатах. Так, на реке от г. Липецка до с. Крутогорье имеются 15 участков с отрицательным уклоном дна, от с. Крутогорье до с. Прудское — 20 и т. д.
С годами, по разным причинам, в том числе из-за мелководья, роль реки как транспортной артерии стала постепенно уменьшаться. Если в 1905 г. разгрузка дров на Воронежской пристани составляла 68 тыс. т, то к 1931 г. она упала до 28 тыс. т. Сократилась перевозка других грузов. Правда, в 1945—1955 гг., когда на восстановление разрушенного войной г. Воронежа требовалось много строевого леса и дров, наблюдался всплеск лесосплава, который начинался в устье р. Боровица. Заготовка древесины проводилась в Первомайском лесничестве. Временами река здесь была сплошь заполнена плотами. Но уже в 1968 г. в последний раз прошла по Воронежу баржа, практически прекратился сплав леса, распались рыболовецкие артели и бригады.
Со второй половины 50-х гг. в водохозяйственном балансе реки начал ощущаться и прогрессирующими темпами возрастать дефицит воды. Между тем из года в год росло потребление воды крупными, индустриально развитыми центрами — Воронежем и Липецком, а также городами Грязи, Мичуринск, Усмань, Чаплыгин и многочисленными населенными пунктами, расположенными по берегам рек [88, 89]. Быстро росла площадь орошаемых земель, массовый характер приняло строительство прудов и водохранилищ [58, 59]. Все это в сочетании с неблагоприятными в эти годы циклическими колебаниями водности рек бассейна Дона повлияло на сокращение водных ресурсов р. Воронеж. В сложившихся условиях союзным правительством в 1967 г. было принято решение о строительстве в нижнем течении реки Воронежского водохранилища[8].