ИХТИОФАУНА
Описание реки будет неполным без краткой характеристики ее ихтиофауны[10]. До создания Воронежского водохранилища ихтиофауна бассейна р. Воронеж была представлена 41 видом рыб [83]. В последнее время полный список рыб пополнился еще двумя видами — короткоусым пескарем, обнаруженным в р. Воронеж в 1996 г. в районе Староживотинского затона, и ротаном, единичный экземпляр которого пойман в Матырском водохранилище в районе г. Грязи в 1997 г.
Преобладающими в бассейне являются карповые (лещ, сазан, голавль, елец, линь, жерех, карась, язь, красноперка, плотва) и окуневые (окунь, судак, ерш). Имеется щука, иногда достигающая больших размеров, встречаются сомы, многокилограммовые экземпляры которых изредка попадают рыболовам [6]. Многолетние исследования ихтиологов Воронежского университета и Воронежской областной госрыбинспекции, проводимые с 1954 г., показали, что в р. Воронеж и ее притоках уже не встречаются гольян, русская быстрянка и обыкновенный подкаменщик, который включен в Красную книгу Российской Федерации [83].
В недалеком прошлом р. Воронеж и ее притоки — Усмань, Ивница, Излегоща и Матыра играли довольно большую роль в воспроизводстве рыбных запасов местных и донских видов рыб. На имевшихся в низовьях этих рек нерестилищах собиралось большое количество производителей щуки, язя, леща, сазана, судака и плотвы, молодь которых нагуливалась на расположенных здесь же остаточных водоемах. О том, что 50—100 лет назад условия обитания в этих водоемах были более благоприятными, свидетельствует поимка многопудовых сомов и сазанов, пудовых щук и 5— 7-килограммовых лещей. Так, по сведениям Ф. Н. Милькова, в 1903 г. в р. Воронеж был пойман сом массой 6 пудов. Неда — ром в те годы река славилась рыбными богатствами и осваивалась рыбодобывающими организациями. Однако уже к концу 60-х гг. промысел на р. Воронеж был прекращен из-за оскудения рыбных запасов, а затем исчезли речные раки по причине интенсивного загрязнения рек бассейна [6].
Перекрытие реки в нижнем течении плотиной Воронежского водохранилища и загрязнение ее сточными водами привели к утрате нерестилищ и к качественному обеднению ихтиоценоза как самой реки, так и ее притоков. Из состава ихтиоценоза выпали донские представители, встречаемость которых в дальнейшем можно ожидать единичными экземплярами. К таким видам следует отнести стерлядь, подуста, шемаю, белоглазку, синца, рыбца, чехонь и, отчасти, бирючка. По прогнозу, наряду с этими рыбами не будут многочисленны, особенно в водохранилищах, представители реофильной и оксифильной групп, куда следует включить украинскую миногу, ельцов, голавля, жереха, пескарей, русскую быстрянку, гольца, налима, бычков, подкаменщика. Рыбы этих групп могут встречаться на участках рек с быстрым течением и наименее подверженных влиянию деятельности человека.
После перекрытия реки и создания Воронежского водохранилища в уловах стали встречаться такие редкие рыбы, как бело — зерская ряпушка (2 экземпляра пойманы в 1973 г. в Воронежском водохранилище и р. Воронеж ниже гидроузла), пелядь (12 особей обнаружено в 1985—1986 гг. в Воронежском водохранилище), белый и черный амуры (отмечены в водохранилище и на разных участках реки, масса их достигала 10—30 кг) и толстолобики (распространены повсеместно, масса доходила до 35 кг). Эти рыбы оказались в реке и водохранилище либо случайно (белозерская ряпушка), либо при зарыблении водохранилищ и рыбоводных прудов (пелядь, амуры, толстолобики).
В последнее время санитарное состояние самой реки и ее притоков несколько улучшилось. В пользу такого заключения говорят поимки в р. Воронеж таких исчезнувших (1982—1995 гг.) ре — офилов, как ельцы, щиповки и бычки.