Эколого-гидрологические проблемы
Водные ресурсы водохранилища используются для многих целей: водоснабжения технической водой промышленных предприятий, орошения пригородных сельскохозяйственных земель, являются приемником ливневых и талых снеговых вод с жилой застройки и промышленной части города, а также возвратных вод, включая хозяйственно-бытовые и производственные. Но самое главное, без чего было бы невозможно обеспечить г. Воронеж литьевой водой, за счет водных ресурсов водохранилища пополняются эксплуатационные запасы подземных вод городских водозаборов, гак как воды водохранилища имеют полную гидравлическую связь с неоген-четвертичным водоносным комплексом. Последний, как известно, является основным источником централизованного водоснабжения города [92].
Для сокращения дефицита города в питьевой воде проектом строительства водохранилища предусматривался перевод ряда предприятий на забор из него технической воды. В разное время на берегах водохранилища было построено восемь водозаборов с суммарной проектной мощностью 340,55 млн м3 в год. Среди них наиболее крупные водозаборы промышленных предприятий лево — бережной части города: ТЭЦ-1, АО «Воронежсингезкаучук», «Во — ронежшина», Воронежского самолетостроительного объединения (ВАСО) и др. Однако с самого начала эксплуатации водохранилища перевод предприятий на техническое водоснабжение осуществлялся крайне медленно и в последние годы практически полностью приостановлен [15, 80].
Даже сейчас, спустя почти три десятилетия после создания водохранилища, водозаборы используются только на 10—20 % проектной мощности, а 22 крупных предприятия не подключены к ним и по-прежнему используют на технические цели питьевую воду из городского водопровода [9]. В среднем за год из водохранилища изымается 98—100 млн м3 технической воды, причем большая ее часть — 79,4 млн м3 расходуется на охлаждение агрегатов ТЭЦ-1. Таким образом, все остальные вместе взятые предприятия забирают совершенно незначительное количество воды в объеме 19—20 млн м3 в год. Неэффективное использование водных ресурсов водохранилища служит дополнительным фактором увеличения дефицита питьевой воды в городе за счет ее использования на технические цели.
Кроме промышленных предприятий водные ресурсы водохранилища используют две межхозяйственные оросительные системы: Воронежская и Кировская с суммарной площадью поливаемых земель 4 тыс. га. Полив обеспечивают четыре водозабора с общей проектной мощностью 11 млн м3 в год. В последние годы на орошение забирается лишь 3,4—3,5 млн м3 воды в сезон, что составляет не более 30 % потенциальной возможности водозаборов.
В целом за год забор воды на технические и сельскохозяйственные цели не превышает 102—103 млн м3, или всего 3 % от притока речных вод. Но даже при полном проектном заборе воды его доля не будет более 15—16 % среднего многолетнего притока. Все это говорит о слабом использовании водных ресурсов в водоснабжении города. В отдельные летние месяцы, особенно в маловодные засушливые годы, подобные июню 1989 г., июлю и августу 1992 г., суммарный забор воды может достигать 17—20 % месячных водных ресурсов.
Особая роль в использовании водных ресурсов водохранилища принадлежит пополнению ими запасов подземных вод неоген-чет — вертичного водоносного комплекса, на базе которого осуществляется водоснабжение г. Воронежа питьевой водой.
Основные городские водозаборы расположены в долине р. Воронеж. С созданием водохранилища существенно изменились гидрогеологические условия их питания. Вдоль берегов водохранилища сформировалась зона подпора шириной до 4,5 км. Уровни подземных вод в прибрежной зоне повысились на 4—6 м, вследствие чего эксплуатационные запасы подземных вод на участках водозаборов значительно увеличились.
В настоящее время питание водозаборов на 65—85 % осуществляется за счет инфильтрационного потока из водохранилища. По данным К. Ф. Сомова [78], наилучшие условия питания имеют водозаборы, расположенные в верхней части водохранилища. Их удельный расход, т. е. дебит при понижении уровня воды в пласте на 1 м, составляет 14—15 тыс. м3 в сутки. Водозаборы, удаленные от берега водохранилища, имеют расход воды не более 5 тыс. м3 в сутки. Таким образом, в настоящее время без водохранилища невозможно обеспечить город питьевой водой, и чистота воды в водозаборных скважинах напрямую зависит от чистоты воды в водохранилище.
В то же время водохранилище является своеобразным аккумулятором опасных для биологических объектов загрязнителей, поступающих в него со сточными промышленно-ливневыми, коммунально-бытовыми, дождевыми и талыми снеговыми водами, водами притоков и из загрязненного атмосферного воздуха [10, 43, 50, 75].
К моменту затопления водохранилища весной 1972 г. были ликвидированы основные выпуски, через которые до этого в р. Воронеж сбрасывались промышленные и хозяйственно-бытовые стоки. Однако остались предусмотренные проектом выпуски ливневых вод, промышленных условно чистых вод и выпуски левобережных очистных сооружений. Всего их насчитывается 70, в том числе 34 выпуска по правому берегу и 36 — по левому. Подавляющее большинство водовыпусков (92 %) сконцентрировано в экологически неблагоприятной зоне — в центральной части водохранилища. Так, в III гидрологическом районе, расположенном между ВОГРЭСовским и Чернавским мостами, на протяжении
3,7 км имеется 23 водовыпуска, в IV гидрологическом районе, длиной 6,7 км (между Чернавским и Отроженским мостами), — 28. Если учесть, что часть выпусков сточных вод объединяет несколько самостоятельных труб и лотков, собирающих воду с разных территорий, то фактическое число выпусков городских поверхностных и промышленных вод превышает 100 единиц. Например, в промышленно-ливневый выпуск р. Песчанка впадают: два выпуска гидрозолоогвала ТЭЦ-1, три выпуска условно чистых вод предприятия «Воронежсинтезкаучук», два ливневых выпуска с ул. Менделеева, два естественных водотока (по лощинам) с ул. Новосибирской, пять естественных водотоков с ул. Менделеева и т. д. [56].
По характеру впадения в водохранилище все выпуски могут быть разделены на две группы: организованные (металлические и железобетонные грубы и лотки) и неорганизованные (естественные водотоки). Выпуски сбрасывают в водохранилище поверхностные ливневые и снеговые воды с прилегающих к водохранилищу левобережных и правобережных частей города, промышленноливневые, условно — и нормативно-чистые и дренажные воды.
Собственные выпуски ливневых и условно чистых вод имеют 13 промышленных предприятий города. Среди них левобережные очистные сооружения с проектной мощностью 305 тыс. м3/сут, Воронежский завод полупроводниковых приборов, «Воронежши — на», «Процессор», «ЭЛМАШ», «ВАСО» (2 выпуска), ТЭЦ-1, котельная Северо-Восточного района, завод электронно-лучевых трубок (ВЭЛТ) и др. В совокупности в водохранилище ежегодно сбрасывается около 155,5 млн м3 воды, из них 77,6 млн м3 недостаточно очищенных сточных вод, 4,1 млн м3 коллекторно-дренажных сточных вод без очистки, 73,8 млн м3 нормативно-чистых вод [15, 22].
Какой «вклад» в загрязнение водохранилища вносят выпуски сточных вод, видно из следующего примера: 29 марта 1989 г., т. е. до спада промышленного производства, был проведен анализ воды выше и ниже сброса нормативно-чистых вод АО «Воронежсин — тезкаучук» и ниже сброса вод «Воронежшина». Результаты (мг/л) оказались следующие: БПК5 соответственно был 5,81, 7,99 и 6,39, растворенный кислород — 12,64, 8,51 и 11,16, взвешенные вещества — 23, 40 и 36, сухой остаток — 361, 959 и 424, нефтепродукты — 0,4, 0,6 и 1,32, фосфаты — 1,62, 9,19 и 2,89, хлориды — 34,5, 310,4 и 59,9, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ) — 0,1,0,3 и 0,2.
По всем ингредиентам зафиксировано существенное превышение ПДК для рыбохозяйственного водоема, например, по БПК5 — в 2—4 раза, по нефти — в 8—28 раз, по фосфатам — в 8- 46 раз и т. д.
К основным загрязняющим веществам относятся нефтепродукты, СПАВ, аммонийный азог, органические вещества, медь, марганец. Наибольший вклад в загрязнение водохранилища вносят предприятия левобережной части города, и прежде всего «Во — ронежси нтезкаучук» и «Воронежшина», на долю которых приходится 2/3 всех загрязнений (табл. 26) [10].
Таблица 26
Динамика поступления массы загрязняющих веществ в Воронежское водохранилище с предприятий левобережной части г. Воронежа (АО «Воронежсинтезкаучук», «Воронежшина», «Процессор»)
|
Кроме указанных в таблице основных загрязнителей, в водохранилище поступают и другие химические элементы. Так, в 1996 г. поступило 155,2 т фосфора, 31 т алюминия, 1,6 т хрома и столько же цинка, а всего за год — 75 849 т загрязняющих веществ.
Если учесть, что рассматриваемое пятилетие характеризуется снижением выпуска промышленной продукции, то с большой степенью достоверности можно утверждать следующее: за 25 лет существования в водохранилище поступило не менее 2 млн т загрязняющие веществ, в том числе: органики — около 38 гыс. т, нефтепродуктов — 1,4 тыс. т, взвешенных веществ — 75 тыс. т сухого остатка — 1,9 млн т, железа — 600 т, СПАВ — 1,5 тыс. т и меди — 3,5 г. Цифры, как видим, колоссальные.
Но и это еще не все. По нашим расчетам, в период весеннего снеготаяния в водохранилище в зависимости от снежности зимы поступает от 30 до 70 млн м3 талых снеговых вод. Примерно треть этой воды стекает с территории города. Об объемах ливневых и дождевых вод, приходящих с городской территории, сколько- нибудь реальных данных нет. По своей загрязненности поверхностные стоки с урбанизированной территории в ряде случаев сравнимы с промышленными и хозяйственно-бытовыми стоками. Попав в водохранилище, они не только не поддаются быстрому самоочищению, но и негативно влияют на процессы самоочищения в водоеме [43, 46, 62].
Расположенные по берегам р. Воронеж и его притоков города Липецк, Грязи, Мичуринск, Усмань, Чаплыгин и многочисленные селения (около 500) наряду с забором воды на промышленные и коммунально-бытовые нужды сбрасывают в реку малоочи — щенные промышленные и ливневые стоки. Все это не может не сказаться на качестве воды, приносимой рекой в водохранилище. Так, на ближайшем к водохранилищу входном створе у р. п. Рамонь результаты химических анализов воды с 1983 по 1996 г. показали превышение ПДК: по азоту нитритному за все годы — от 2,0 (1995 г.) до 7,0 (1989 г.) раз, по азоту аммонийному в семи годах — от 1,3 (1985 г.) до 8,5 (1988 г.) раз, по БПК5 в шести годах — от 1,1 (1986 г.) до 1,5 (1992 г.) раз. Медь в анализах 1983— 1986 гг., 1988, 1990, 1994 и 1995 гг. не обнаружена, в остальные годы превышала ПДК от 2,0 (1987 г.) до 5,0 (1992 г.) раз. Концентрация нефти до 1991 г. не превышала ПДК, затем ее содержание стало расти и превышать норму от 3,0 (1993 г.) до 11,4
(1991 г.) раз. В отдельные периоды наблюдаются разовые превышения содержания тяжелых металлов (медь, железо), которые поступают со сточными водами НЛМК в р. Воронеж [10].
Распространение загрязнения по акватории водохранилища неодинаково, что наглядно подтверждают анализы химического состава воды за 1995 г. (табл. 27).
Таблица 27
Гидрохимическая характеристика отдельных районов Воронежского водохранилища в 1995 г.
|
Постоянными и равномерно распределенными загрязнителями по длине водохранилища являются медь и нефтепродукты. Сульфаты и хлориды повсеместно существенно меньше ПДК, фосфаты и нитритный азот в верхней части водохранилища не превышают ПДК, чего нельзя сказать о районе моста ВОГРЭС и плотины. Содержание аммонийного азота уменьшается от Чертовиц — кого к ВОГРЭСовскому мосту, после чего увеличивается к плотине. Наибольшая концентрация взвешенных веществ отмечается в районе Чернавского моста, что связано с поступлением ливневых вод с улиц г. Воронежа. СПАВ появляется в основном в выходящем створе у плотины гидроузла, его содержание составляет 0,2—0,5 мг/л, что в 2—5 раз превышает норму.
С момента создания водохранилища и до 1989 г. загрязнение воды по азоту нигригному, взвешенным веществам, БПК5 и нефтепродуктам находилось примерно на одном уровне. По азоту аммонийному, меди и СПАВ в этот период концентрации растут. С 1989 по 1992 г. отмечалось самое максимальное загрязнение по всем ингредиентам, кроме меди и азота аммонийного. С 1992 г. наблюдается постепенное снижение загрязнения воды, за исключением возросшей концентрации аммонийного азота (табл. 28).
Таблица 28
Гчдрохимическая характеристика Воронежского водохранилища (средние показатели за 1992—1997 гг.)
|
Снижение загрязнения связано с резким спадом производства, в результате которого промышленные сточные воды стали менее загрязненными. Определенную роль сыграли и природоохранные мероприятия.
На качество водных ресурсов существенно влияют оседающие на дно взвешенные частицы и донные отложения. Значение их для водных экосистием многофакторно: с одной стороны, аккумулируя тяжелые металлы и некоторые минеральные вещества, они способствуют самоочищению воды, с другой — при определенных условиях превращаются в источник вторичного загрязнения и отрицательно влияют на внутриводоемные окислительновосстановительные процессы.
Интенсивность загрязнения донных отложений в 1985 г., в общем, равномерно возрастала от верховьев водохранилища к плотине. Было выявлено интенсивное загрязнение тяжелыми металлами (свинец, хром, ванадий, ртуть). В меньших количествах обнаружены кадмий и цинк, локально — мышьяк и сурьма. При повторной съемке в 1988 г. в целом загрязнение донных отложений возросло, причем на отдельных участках — от 2 до 30 раз. Такие участки чередуются с зонами, где загрязнение значительно меньше. Установлено, что зоны уменьшения загрязнения приурочены к воронкам депрессий водоподъемных станций, расположенных по берегам водохранилищ [14]. По комплексному (обобщенному) показателю за 1996 г. водохранилище выше города характеризуется как «умеренно загрязненное» (класс III), в остальной части — как «загрязненное» (класс IV) [10].
Основными источниками бактериологического загрязнения водохранилища являются сточные воды Левобережных очистных сооружений и ливневые сточные воды. Существенно сказывается на качестве воды и рекреационная нагрузка. Пробы воды за 1993—1996 гг., взятые в точке сброса Левобережных очистных сооружений, в 87 % случаев не соответствовали нормативным показателям, в 1993 г. все 100 % проб были нестандартными. Уровни бактериологического загрязнения здесь самые высокие, коли — индекс достигал 2,4 107 — 2,4-109, т. е. превышал ПДК в 2400— 240 000 раз [24].
Более всего нестандартных проб зарегистрировано в районе ДЮСШ (77,7 %), Северо-восточного моста (75,6 %), пляжа в Березовой роще (70,3 %) и у ВОГРЭСовского моста (66,7 %). В анализах воды выделялись антигены вирусного гепатита «А», ротавирусов, энтеровирусов. В летнее время неблагополучно водохранилище и по паразитологическим данным: на протяжении нескольких лет в этот период выделяются яйца аскарид, остриц, власоглава, крысиного цепня. Кроме того, летом 1996 г. обнаружены холерные НАГ — вибрионы, являющиеся возбудителями острых кишечных инфекций [21].
На протяжении ряда лет не соответствуют санитарно-вирусологическим и санитарно-паразитологическим нормам городские пляжи. Бактериологический анализ воды пляжей показал, что
86,5 % всех отобранных проб не соответствуют требованиям ГОСТ
17.1.5.2— 80, причем в 80 % отмечалось превышение норматива в 24 и более раз. Учитывая неудовлетворительное качество воды по бактериологическим и вирусологическим показателям, Государственной санитарно-эпидемиологической службой города купание в водохранилище с 1991 г. запрещено.
В соответствии с гигиенической классификацией водных объектов по степени бактериологического загрязнения в 1996 г. водохранилище выше города относилось к умеренно загрязненному (индекс загрязнения — 1), в черте города и ниже сброса Левобережных очистных сооружений — к высокозагрязненному (индекс загрязнения — 2) [22].
Основными проблемами охраны водохранилища является охрана водных ресурсов в его бассейне, берегов и лесов защитной зоны, а также его акватории и чаши [62, 87]. За годы существования водохранилища в этом плане сделано немало: увеличена мощность Левобережных очистных сооружений, на ряде предприятий построены локальные очистные сооружения, запрещено движение судов маломерного флота, разработано и утверждено положение о водоохранной зоне, установлены в натуре знаки водоохранной зоны, ужесточены требования к качеству сточных вод и т. д. [15].
Однако по разным причинам ряд природоохранных проблем и среди них главная — полное прекращение сброса в водохранилище загрязненных сточных вод до сих пор не решены. Проблема эта исключительно сложная, дорогостоящая и требует комплексного подхода к ее осуществлению. Для ее решения в 1997 г. в Комитете по охране окружающей среды г. Воронежа разработана и постановлением муниципального Совета № 204-11 от 23 декабря 1997 г. утверждена «Программа экологической безопасности Воронежского водохранилища», направленная на планомерное улучшение санитарно-экологической обстановки на водохранилище. Она включает в себя разработку концепции сбора, очистки и отведения поверхностного стока, поступающего с водосборной площади водохранилища; канализирование частного сектора, расположенного в водоохранной зоне водохранилища; реконструкцию и строительство городских и ведомственных очистных сооружений. Большое внимание в программе уделено совершенствованию рекреационно-оздоровительных мероприятий в рамках градостроительной концепции освоения приакваториального пространства, облесению берегов, развитию системы мониторинга, утилизации излишней водной растительности и т. д. Осуществление программы позволит коренным образом оздоровить водохранилище и свести до экологически безопасного минимума его загрязнение.