КРЕПОСТЬ ВАНТИТ — ПРЕДТЕЧА ДРЕВНЕГО ВОРОНЕЖА

КРЕПОСТЬ ВАНТИТ — ПРЕДТЕЧА ДРЕВНЕГО ВОРОНЕЖА

Невежество связано с незнанием истории… это демоническая сила, способная стать причиной многих трагедий.

Карл Маркс

Описывая поход царя Дария на Скифию в 512 году до н. э. Л отец истории Геродот. отмечал, что персы, пе­рейдя Истр и Борисфен, по пятам, неотступно пресле­довали скифов, стремясь скорее навязать им сражение. Но те, чиня препятствия (разрушая мосты и перепра­вы, засыпая колодцы, уничтожая продовольствие), уходили все дальше и дальше в глубь страны. Вслед за скифами, переправившись через Танаис (Дон), вой­ска Дария встретились. с племенами савроматов, бу — динов, напали и сожгли их деревянную крепость (она оказалась пустой, так как жители покинули ее, уйдя в леса).

Измученные бесплодной погоней, персы отправили к скифам гонца, предложившего им скорее вступить в генеральное сражение и помериться силой. На это их царь Идантирс гордо ответил: «У нас нет городов, ни возделанной земли, и боязнь, что они будут захва­чены и разорены, не заставляет нас скорее вступить с вами в сражение. Но у нас есть отчие могилы. По­пробуйте найти их и попытайтесь разрушить, и тогда вы узнаете, будем ли мы сражаться из-за могил или не будем».

После такого ответа царю Дарию пришлось повер­нуть вспять и возвратиться к реке Истру (Дунаю) с большими потерями.

Заселение лесного Подонья скифскими племенами относится к рубежу VI—V вв. до н. э. На правобережье реки Воронежа от ее устья иі выше до сего времени насчитывалось около 20 городищ, более 50 неукреп­ленных поселений и два .крупных могильника1 скифов.

В археологическом отношении наш край представ­лял собой уникальный регион. «В неолитическое и энеолитическое время, в эпоху бронзы, — писал акаде­мик В. П. Алексеев, — через Дон с востока на запад и с запада на восток шли мощные волны взаимовлия­ний, обусловившие культурное единство на всей огром­ной территории от Днепра до Волги. Все классические

степные культуры — ямная, катакомбная и срубная — представлены здесь». От скифских времен в урочище Частые Курганы (северный район Воронежа) до на­ших дней дошла, серебряная ваза с изображением скифского царя Таргитая.

На рубеже III—II вв. до н. э. на смену скифским племенам пришли сарматы, оставившие в этом регио­не около 40 различных погребений. Памятников про­шлого в виде курганов, городищ, селищ, различных захоронений в нашем крае великое множество. По дан­ным Воронежского губернского статистического коми­тета, в 1887 году насчитывалось 1907 различных объектов. Аннотированный указатель «Памятники ар­хеологии Южного Придонья, изданный в 1989 году обла­стным управлением культуры совместно с сотрудника­ми пединститута, зафиксировал 542 памятника от эпо­хи мезолита до позднего средневековья (данные эти ті о 11 районам области).

Нас более всего интересуют памятники прошлого в пределах современного* города Воронежа, ибо они помогают раскрыть его прошлое.

На территории областного центра (площадь его превышает 52 тыс. га) и вокруг него зарегистрированы памятники от э’похи палеолита и до эпохи бронзы (око­ло 20 памятников), обнаружено более 10 курганов и древнерусских городищ. На северной окраине Вороне­жа по правому берегу реки от санатория им. М. Горь­кого до села Чертовицкого тянутся невысокие могиль­ные холмики, обильно поросшие деревьями и кустар­никами. Это не что иное как могилы древних славян, некогда обитавших в этих краях. Их здесь более ты­сячи. Они расположены вокруг мощных городищ.

Более полутора тысяч лет тому назад в эти места ‘Пришли славянские племена, осели здесь, обжили этот край. Они строили крепости, занимались земледелием, ‘охотой, рыболовством, торговали с соседними племе­нами. Об этом свидетельствуют не только данные ар­хеологии, но и письменные источники.

Влесова летопись, изданная в 1966 году, сообщала о городе Воронеже за 370-е г. н. э. В ней подчеркива­лось, что «бориарин готов Сегенил, убивший сына Гер —

•манариха и ребенка Гудариха, пошел войной к Воро­нежу». Влесова летопись сообщала, что это было ме­сто, «… в котором готы усилились, а русов, которые бились за этот город, было мало и так по’сле битвы они сожгли его и прах и пепел были развеяны ветрами во все стороны и место покинуто потому, что земля эта русская… Там создалась Русь Боруска и Русколань». Эта же летопись упоминала и русского боярина Гор­дыню, который успешно сражался с врагами. В то •время готы ‘обитали в междуречье Дона и Волги, а также в предгорьях Северного Кавказа.

Во времена готских войн в 371 году их потеснили гунны, заняв придонские и прикаспийские степи. Опус­тошив эти земл«, гунны ушли в Паннонию, где их пред­водитель Аттила основал крупную державу, распав­шуюся после его смерти в 454 году.

Археологи полагали, что на реку Воронеж славяне пришли с левобережья Днепра на рубеже VIII—IX вв. Но историк ‘Л. Н. .Гумилев, •с’сылаясь на авторитет ученого С. Ф. Платонова и других историков, считал, что до их прихода сюда на этих земля’х уже жили русы (россы). Он даже указывал на незначительные различия славян и россов в бытовых мелочах: перед едой русы умывались в общем тазу, славяне — їіод водной струей. Русы брили голову, оставляя клок во — лОс на темени, славяне стригли волосы в «кружок». Русы жили в военных поселках и.«кормились» военной добычей, часть которой ‘прода’вали хазарам, а. славяне занимались земледелием и скотоводством. В своей книге «История хазар» ученый М. И. Артамонов под — ічеркивал, что во’сточные авторы никогда не (путали в своих сочинениях славян с русами.

После Ухода из придонских степей гуннов здесь ста­ли господствовать хазары, наложившие дань. на сла­вянские племена. Летописцы сообщали размеры этой дани: «по шелягоу от рала», или «по белке от дыма». Давая оп’исание народов, подвластных им, они ука­зывали на племя «в-н-н-тит» (вятичей), обитавших в районе реки Оки. На верхнем и среднем Дону они •указывали на группу. славян под именем «слъиюн». По этому поводу историк В. В. Седов замечал, что славяне бассейна Дона не были ни северянами, ни вя­тичами, а принадлежали [3],к особой территориальной ‘племенной группировке, имя которой не попало в.«По­весть временных лет». Возможно, это и были те русы, ‘которые бились {с готами в 370 году*.

В тот период хазары установили над жителями края жесткий контроль, особенно над торговыми пу­тями, проложенными в этих местах (через реку Воро­неж пролегала водная перёправа возле нынешнего са­натория им. М. Горького, так называемый «хазарский ■брод»). С проходивших купеческих караванов хазары брали пошлину. Здесь же находился и славянский го­род (в районе Кузнецовской дачи). Период »владыче­ства хазар над воронежским краем отразился в топо­нимических названиях, дошедших до наших дней, — «хазарский брод;- (железнодорожный мост через ре — ?ку, соединяющий Отрожку с северными районами го­рода), .«тсргс;зая поляна» (у северного мостового пе­рехода) и др. «Хазарский брод» является важные географическим ориентиром на торговом, военно-толи — чгическом — караванном пути из Булгар в Кие*з. Он про­водил ‘по строго выверенному маршруту, освоенному ‘еще в эпоху энеолита и бронзы, раннего железа и ран — •него средневековья. Этот путь знали древние венгры, ‘болгары, восточные путешественники и конечно же рус­ские. Однако лето’пкси почему-то умалчивают о нем. ‘Но арабские источники подробно описали его. Выхо­дящий из Булгар купеческий караван следовал на юг, і ‘затем в районе города Сувар (в устье реки Самары) ^переплг<Еля;хя через реку Итиль (Волгу) и по «пус — 1 ТЫНЯ(М ;и бездорожным землям, через ручьи и дремучие леса» двигался на запад (примерно ‘по современным ‘Пензенской, Тамбовской и Воронежской областям). На середине этого пути находилась граница Руси. Академик Б. А. Рыбаков определил эту середину пути в районе современного Воронежа.

В 1-939 году Институт археологии АН УССР и Ин­ститут языка, литературы и истории Казанского фи — .лиала АН СССР провели первую совместную экспеди­цию по данному торговому пути. Путь этот был рас­считан. на два месяца! (60 дней) с 40 дневными пере­ходами и 20 дневными дневвдми-манзилями. Путь де­лился на две части: киевскую, подчиненную и охраня­емую древнерусским княж’еетвом, и болгарскую, на­ходящуюся под протекторатом Волжской Болгарии. /Середина этого дре»внего ‘пути приходилась — на совре­менный город Эртиль (по-тюркски «урта-юл» — сере­дина пути).

Эта экспедиция в районе современного города Эр — тиля у села Щучьего нашла городище, место десятого, манзиля — остановки купеческого даравана. Это и бы­ла граница древнерусского государства. Недалеко от нее находился город Вантит, Где; купцы делали ос­тановку для длительного отдыха и торга. Академик Б. А. Рыбаков /считал, что город этот находился на •реке Воронеже на современном городище Михайлоїв — :ский Кордон. Академик писал: «…этот город лежит не! на самой границе, а недалеко от нее, а сама граница русских владений, очевидно, проходила. где-то ‘восточ­нее Дона,, например, по. У-смани или… Битюгу».

На правобережье Воронежа городище Михайлов — # юкий Кордон — одно из самых крупных славянских вдселений в — бассейне Дона (его .площадь 9 гектаров, юно имеет около 600 западин — остатков жилищ). ^Вокруг него археологи выявили мощные оборонитель­ные сооружения. Городище ЭТО по периметру схоже с одним из крупнейших городов Волжской Болгарии — ‘Суваром. «Такой город, расположенный среди вятич — ских курганов, вполне — мог носить имя «Вантит», т. е. •«вятичский». Впрочем, восточные географы часто употребляли одно и то же СЛОІВО для обозначения и города, и страны. Они отмечают смешанный состав (населения города Вантит; археологические материалы Подтверждают это, обнаруживая в Михайловском го­родище «смесь славянских и салтовских признаков» ^!(Б. А. Рыбаков). Это мнение академика оспаривал «воронежский археолог А. 3. Винников, ‘полагавший, /что «…Михайловский Кордон стоит не в земле вяти­чей». Он помещал город «Вантит» южнее, на Среднем Дону, там, где «расположено хорошо укрепленное
/Гитчихин’ское городище». В нем были найдены клады •‘арабских монет, бусы, кости верблюда, импортная тарная керамика, обнаружены специальные помеще­ния для купцов.

19

Е>сли учесть, что путь этот функционировал с древ­ности (с эпохи энеолита), а описание его арабские кун — ды и путешественники дали в 1154 году и позже, то вполне возможно, что в период раннего владычества Ьсазар этот путь мог пролегать через Средний Дон. •Ведь недаром же хазары для его контроля поставили ^поблизости город-крепость у Лыски — нынешнее Ма — Я’цкое городище. Но со времени захвата донских степей сначала болгарами, затем венграми [4] купцы вынужде­ны были передвигаться севернее, подходя вплотную к лесным массивам и вьиходя, ‘вполне естественно, в район современного Воронежа. Вероятно, в этот период арабские авторы проходили тго этому маршруту и позднее оставили его описание. Венгры жили в союзе с хазарами. Они грабили к^упцоїв ‘и нападали на рус­ские горсда, как ‘правило, зимой. Об этом сообщал арабский автор: «Зимой на них нападают венгры, л

как результат взаимных, набегов у них много рабов», •которых они (продавали ‘на черноморском побережье. От мадьяр до славян было два дня пути. Место сторо­жевых станиц в XVI веке находилось у Богатого ‘За­тона (ныне город Лиски), до Воронежа от Богатого ватина было «два дкЧнца» пути. «Следовательно, место обитания древних мадьяр — от Лисок на юг примерно до Богучара. Область их проживания и была той. за­гадочной Леведией, которую ищут и ^поныне. Об этой области стало известно из трудов византийского импе­ратора Константина Багрянородного «Об управлении государством». Он пи! сал, что ‘‘после ухода венгров из Приуралья в течение трех. лет они жили «вблизи Ха­зарин, в — местности, называемой Леведией» (названной по имени их первого воеводы). Они вели кочевой об­раз жизни и. в этих местах оставили мало следоїв

.’пребывания. Од’нако в 1895 году при прокладке полот­на железной дороги вблизи села Воробьева (Богучар — ского уезда Воронежской губернии) было обнаружено •захоронение богатого воина [5] с лошадью. В могиле <«П»рИ ЧеЛОВеч’е’СКОМ -Скелете нахОДИЛИСЬ КО|СТИ коня и ‘типично д;ревневенгерский набор: — сабля с рукоятью, •украшенная серебряными оковками, вложе»н-ная в •ножны, также украшенные серебром, железные нако­нечники стрел, пояс с серебряными накладками, по­крытые растительным орнаментом, стремена и удила». •Константин Багрянородный сообщил также, что мадь­яры, теснимые печенегам<и, ушли «западнее в Ательку — Фу. В 897 году они ушли в длительный поход, а пече­неги напали на их кочевья и. поголовно ’вырезали дсех [остающихся жителей. Возвратившись и-з похода, мадь­яры были опечалены и навсегда покинули эти места, уйдя в Паннонию, где в 899 году основал^ Венгрию.

Славянский город Вантит располагался в черте со­временного .Воронежа (в северной его. части по право­му берегу реки). Академик В. Д. Рыбаков пределы его поиска ограничил «воронежским узлом». И это впол­не правомерно, ибо здесь, на правобережье реки, раз­личные город*ища. отстояли друг от друга на расстоя­нии до одного километра (от устья реки и выше) . Меж­дуречье Воронеж — Дон представляло ‘собой естест­венную ограду, клином выступающую далеко ъ при­донские степи. Эта естественная преграда и породила ісамо название «Воронеж». Чтобы раскрыть этимологию этого слова, необходимо. обратиться к истории.

Давая описание скифов-землепашцев, Геродот вы­делял т них племя под ’названием, сколоты. До наших дней имя данного племенного союза топонимически •сохранилось в названиях таких рек, .как Оскол, Ворск­ла и других. ’«В XII веке название реки, — ,говоря о Ворскле, замечал академик Б. А. Рыбаков, — писа­лось «Воръсколъ», что оче’нь хорошо этимологизирует­ся («воръ» — ограда) как -«ограда околотов». Река Ворскла, левый приток Днепра, была южной границей славянского племени, отделяла их от враждебной сте- life: На юго-востоке такой фекой, была «Воръонега». В соответствии с древнеславянской транскрипцией имя ■р^ки писалось «Воръ-снега». «Ворь» — это «^ограда», «забор», а гждронимический формант «онега», «еньга», «ега» доктор географических наук Э. М. Мурзаев рас­крывает как «вода, текущий поток, река». В полном переводе «Воронега» означало «ограда водой», «огра­да рекой». Следовательно, слово «Воронеж» есть не что иное как трансформированное временем имя реки Ворокеги. Эта трансформация хорошо прослеживаемся в русских летописях, где летописный город назывался «Ворокожь», «Вороняж».

Для коренных обитателей этих мест город на дан­ном реке назывался по имени реки — Воронеж. Но для приезжих арабских купцов он был «Вайт». Вчитываюсь в это название, можно предположить, что путешествен­ники называли город /по сокращению двух слов: «Вя — тичская итиль». Дрёвнеславя;нское ‘написание слова «вятичи» — «Еатичи» — могло дать первое сокраще­ние — «Ва», второе образовалось от тюркского называ­ния реки Итиль — «Ит». Эта особенность в на1з1ваниях города, стоящего на юго-восточных границах, проісле — живается и — в других названиях — «Вабнит», «Вантит». По поводу города Вантит академик Б. А. Рыбаков высказывается несколько иначе. Он говорил: «На пол — пути между Булгарам и, Киевом действительно встре­чены с востока славянские городища IX—X івв. племе­ни вятичей, сраженные в ‘имени «вантит» (это до­вольно точно соответствует форме «Ватич»).

Местное население здесь занималось пашенным зем­леделием, охотой, рьгб’ной ловлей, бортничеством, ре­меслами. Археологи при раскопках находили в доста­точном количестве железную крицу, горны, кузнечные мастерские. Изделия выплавлялись из руды, выходы которой были обнаружены вовле Кузнецовского горо­дища и в других местах. Местные мастера изготавли­вали сельхозинвентарь, оружие, предметы повседнев­ного обихода. Ремеслен-ники умело обрабатывали и цветные металлы, создавая женские украшения — перстк’и, бра-слеты, застежки и другие изделия. Свою продукцию они сбывали приезжим купцам и населению округи.

Арабские купцы и путешественники в своих запис­ках дали описание не только первых городов (Вантиг, Ват, Вайт, Вабн^ит), но и той округи, «мадины», где им приходилось останавливаться. На месте современ­ного Воронежа (в те далекие времена было не одно поселение. Как правило, ‘воз’ле поселений находились могильники, их захоронения. (Лысая гора возле Куз­нецовской дачи, Белая гора и др.).

Авторы описаний первого? славянского города зна­ли эту землю не понаслышке, некоторые из них жили! здесь длительное вре/мя. Они ‘наблюдали, как жители проводят зиму и лето, описа’ли языческий обряд во время жатвы, похороны и ежегодные поминки, раскры­ли структуру их хозяйства, указали на элементы клас­сового расслоения, появление зажиточной верхушки. Они писали, что среди жителей есть лкУди, имеющие до ота бочонков меда и большие запасы зерна. Еди­ничные находки монет римского происхождения и арабские дирхемы в черте современного Воронежа Свидетельствуют о развитии торговли.

«У них есть обычай строить крепости, -— писали арабские авторы. — Несколько человек объединяются, ч^обы строить укреп’ления, так как мадьяры на них постоянно совершают нападения и грабят их. Мадья­ры приходят, а славяне запираются в эти укрепления, которые построили. Зимой большей частью они нахо­дятся в замках и крепостях, а летом — в лесах».

Восточные авторы дали описание их внешнего ви­да. Одежда их — рубаха до лодыжек и высокие сапоги. Из вооружения у них имелись кроме меча, стрел, лу­ков, копий и щитов прочные боевые топоры. «Русы мужественны и храбры, — отмечали авторы. — Когда они нападают на другой народ, то не отстают, пока ;не уничтожают его… Ростом они высоки, красивы со­бою и смелы в нападениях. Но смелости этой на ко­нях [6] не обнаруживают».

Вокруг этих городов на реке Воронеже ими была организована сторожевая служба в виде конных разъ­ездов, выступающих на 1—2 дня пути да‘леко в степь. Дан1ная предосторожность не была излишней, ибо ‘по­сле ухода мадьяр сюда перекочевади печенеги. До •этого они обитали в низЫвьях Волги и Урала.

Гонения на хр’истиан внутри Хазарского каганата, распни различных группировок, борьба с вторгшимися печенегами ослабили Хазарию. Транзитная торговля Булгар — Киев стала давать сбои. Попытки наладить ее заставній русов в 913 году, а затем в 943 году вый­ти к Каспию и ‘наказать хазар. Но походы не увенча­лись успехаіми.

За? выполн:ен! ие этой задачи взялюя киевский князь Святослав Игоревич. В 965 году его поход на Хазарию преследовал несколько задач: во-первых, согласно рус — скс-византийскому договору ‘следовало наказать не­верных хазар за преследования христиан; во-вторых, необходимо было освободить славян, особенно восточ­ных, от хазарской дани; в-третьих, обезопасить торговый путь из Булгар в Куябу. Поход этот начался в конце 964 года, летописи об этом писали: «И налезе вятичи и рече вятичам: кому дань даете? Они же реша: ка­захам дань даем, по шелягоу от рала».

Академик А. А. Шахмато’в, полагал, что встреча Святослава с вятичами произошла на Дону. Если это так,, то к’иевский князь с дружиной двигался до тор­говому пути и первым для него городом ‘на восток был Огибень (современный город Семилуки на Дону, раскопки которого проводил профессор ВГУ А. Д. Пря — хюн). После этого дружина Святослава побывала в го­роде Вантите [7], а затем поднялась на Оку, где и зази­мовала. На следующий, 965 год на судах, рубленных Вятичами, Святослав двинулся по Оке на Волгу, раз­громил волжских болгар ]и буртаеов, дошел до устья Итиля, ударив по столице Хазар^ии. Сухим путем до­шел до Семе! вдера (бывшие Тарки), разорил город, вырубил виноградники. По предгорьям Северного Кав­каза и кубанским степям дошел до хазарского города

Сар’кела, сраз’ился с та’мошним каганом, победил его, до основания разрушил город и на его месте возвел русский населенный пункт — город Белую Вежу. Затем на судах поднялся Доном, в районе Воро­нежа сухим путем ушел на Киев, уведя. с собой отря­ды ясов (с которыми заключил договор и которых по­селил в Киеве). А от’рады вятичей, возвращавшиеся на Оку, переселили жителей воронежского Вантнта, Титч^хинского городища и других мест на Белую Ве­жу. Факт одновременного ухода всех воронежских жителей четко фиксируют археологи.

Быто’вой наб! ор посуды, ножей, приспособлений, куз­нечного инструмента и других вещей Белой Вежи ар­хеологи признают схожими с вещами Белогорског) городища на Воронеже. Не это ли свидетельство пере­селения людей с Воронежа на Белую Вежу?

Предположительно, некоторые жители от’хазаліі’Сь переселить/с я и остались на насиженные местах, ча&ть разбежалась, меньшая часть ушла в другие регионы (например, на Черниговщину). В современной Сумской области близ истоков реки Осоти есть поселок с назва­нием Воронеж. Археологи насчитали здесь около десят­ка курганных могильных насыпей. Историк В. П. Заго- ♦ровский считает его прародиной летописного Воронежа. Скорее всего в связи с переселением части жителей Вантита (Воронежа) в конце X века некоторые воро­нежцы ушли на запад, где в честь прежних мест на­звали новое место Воронежем (ныне сумской Воронеж— небольшое сельское поселение).

Некоторые местные ученые считают, что после пе­реселенческой акции к^рай обезлюдел. Но это не так. Осгі авшиеся коренные жители продолжали обитать в этих местах. К ним присоединились выходцы с реки Оки, черниговских мест. Они основывали новые поселения.