КРЕПОСТЬ ВАНТИТ — ПРЕДТЕЧА ДРЕВНЕГО ВОРОНЕЖА
Невежество связано с незнанием истории… это демоническая сила, способная стать причиной многих трагедий.
Карл Маркс
Описывая поход царя Дария на Скифию в 512 году до н. э. Л отец истории Геродот. отмечал, что персы, перейдя Истр и Борисфен, по пятам, неотступно преследовали скифов, стремясь скорее навязать им сражение. Но те, чиня препятствия (разрушая мосты и переправы, засыпая колодцы, уничтожая продовольствие), уходили все дальше и дальше в глубь страны. Вслед за скифами, переправившись через Танаис (Дон), войска Дария встретились. с племенами савроматов, бу — динов, напали и сожгли их деревянную крепость (она оказалась пустой, так как жители покинули ее, уйдя в леса).
Измученные бесплодной погоней, персы отправили к скифам гонца, предложившего им скорее вступить в генеральное сражение и помериться силой. На это их царь Идантирс гордо ответил: «У нас нет городов, ни возделанной земли, и боязнь, что они будут захвачены и разорены, не заставляет нас скорее вступить с вами в сражение. Но у нас есть отчие могилы. Попробуйте найти их и попытайтесь разрушить, и тогда вы узнаете, будем ли мы сражаться из-за могил или не будем».
После такого ответа царю Дарию пришлось повернуть вспять и возвратиться к реке Истру (Дунаю) с большими потерями.
Заселение лесного Подонья скифскими племенами относится к рубежу VI—V вв. до н. э. На правобережье реки Воронежа от ее устья иі выше до сего времени насчитывалось около 20 городищ, более 50 неукрепленных поселений и два .крупных могильника1 скифов.
В археологическом отношении наш край представлял собой уникальный регион. «В неолитическое и энеолитическое время, в эпоху бронзы, — писал академик В. П. Алексеев, — через Дон с востока на запад и с запада на восток шли мощные волны взаимовлияний, обусловившие культурное единство на всей огромной территории от Днепра до Волги. Все классические
степные культуры — ямная, катакомбная и срубная — представлены здесь». От скифских времен в урочище Частые Курганы (северный район Воронежа) до наших дней дошла, серебряная ваза с изображением скифского царя Таргитая.
На рубеже III—II вв. до н. э. на смену скифским племенам пришли сарматы, оставившие в этом регионе около 40 различных погребений. Памятников прошлого в виде курганов, городищ, селищ, различных захоронений в нашем крае великое множество. По данным Воронежского губернского статистического комитета, в 1887 году насчитывалось 1907 различных объектов. Аннотированный указатель «Памятники археологии Южного Придонья, изданный в 1989 году областным управлением культуры совместно с сотрудниками пединститута, зафиксировал 542 памятника от эпохи мезолита до позднего средневековья (данные эти ті о 11 районам области).
Нас более всего интересуют памятники прошлого в пределах современного* города Воронежа, ибо они помогают раскрыть его прошлое.
На территории областного центра (площадь его превышает 52 тыс. га) и вокруг него зарегистрированы памятники от э’похи палеолита и до эпохи бронзы (около 20 памятников), обнаружено более 10 курганов и древнерусских городищ. На северной окраине Воронежа по правому берегу реки от санатория им. М. Горького до села Чертовицкого тянутся невысокие могильные холмики, обильно поросшие деревьями и кустарниками. Это не что иное как могилы древних славян, некогда обитавших в этих краях. Их здесь более тысячи. Они расположены вокруг мощных городищ.
Более полутора тысяч лет тому назад в эти места ‘Пришли славянские племена, осели здесь, обжили этот край. Они строили крепости, занимались земледелием, ‘охотой, рыболовством, торговали с соседними племенами. Об этом свидетельствуют не только данные археологии, но и письменные источники.
Влесова летопись, изданная в 1966 году, сообщала о городе Воронеже за 370-е г. н. э. В ней подчеркивалось, что «бориарин готов Сегенил, убивший сына Гер —
•манариха и ребенка Гудариха, пошел войной к Воронежу». Влесова летопись сообщала, что это было место, «… в котором готы усилились, а русов, которые бились за этот город, было мало и так по’сле битвы они сожгли его и прах и пепел были развеяны ветрами во все стороны и место покинуто потому, что земля эта русская… Там создалась Русь Боруска и Русколань». Эта же летопись упоминала и русского боярина Гордыню, который успешно сражался с врагами. В то •время готы ‘обитали в междуречье Дона и Волги, а также в предгорьях Северного Кавказа.
Во времена готских войн в 371 году их потеснили гунны, заняв придонские и прикаспийские степи. Опустошив эти земл«, гунны ушли в Паннонию, где их предводитель Аттила основал крупную державу, распавшуюся после его смерти в 454 году.
Археологи полагали, что на реку Воронеж славяне пришли с левобережья Днепра на рубеже VIII—IX вв. Но историк ‘Л. Н. .Гумилев, •с’сылаясь на авторитет ученого С. Ф. Платонова и других историков, считал, что до их прихода сюда на этих земля’х уже жили русы (россы). Он даже указывал на незначительные различия славян и россов в бытовых мелочах: перед едой русы умывались в общем тазу, славяне — їіод водной струей. Русы брили голову, оставляя клок во — лОс на темени, славяне стригли волосы в «кружок». Русы жили в военных поселках и.«кормились» военной добычей, часть которой ‘прода’вали хазарам, а. славяне занимались земледелием и скотоводством. В своей книге «История хазар» ученый М. И. Артамонов под — ічеркивал, что во’сточные авторы никогда не (путали в своих сочинениях славян с русами.
После Ухода из придонских степей гуннов здесь стали господствовать хазары, наложившие дань. на славянские племена. Летописцы сообщали размеры этой дани: «по шелягоу от рала», или «по белке от дыма». Давая оп’исание народов, подвластных им, они указывали на племя «в-н-н-тит» (вятичей), обитавших в районе реки Оки. На верхнем и среднем Дону они •указывали на группу. славян под именем «слъиюн». По этому поводу историк В. В. Седов замечал, что славяне бассейна Дона не были ни северянами, ни вятичами, а принадлежали [3],к особой территориальной ‘племенной группировке, имя которой не попало в.«Повесть временных лет». Возможно, это и были те русы, ‘которые бились {с готами в 370 году*.
В тот период хазары установили над жителями края жесткий контроль, особенно над торговыми путями, проложенными в этих местах (через реку Воронеж пролегала водная перёправа возле нынешнего санатория им. М. Горького, так называемый «хазарский ■брод»). С проходивших купеческих караванов хазары брали пошлину. Здесь же находился и славянский город (в районе Кузнецовской дачи). Период »владычества хазар над воронежским краем отразился в топонимических названиях, дошедших до наших дней, — «хазарский брод;- (железнодорожный мост через ре — ?ку, соединяющий Отрожку с северными районами города), .«тсргс;зая поляна» (у северного мостового перехода) и др. «Хазарский брод» является важные географическим ориентиром на торговом, военно-толи — чгическом — караванном пути из Булгар в Кие*з. Он проводил ‘по строго выверенному маршруту, освоенному ‘еще в эпоху энеолита и бронзы, раннего железа и ран — •него средневековья. Этот путь знали древние венгры, ‘болгары, восточные путешественники и конечно же русские. Однако лето’пкси почему-то умалчивают о нем. ‘Но арабские источники подробно описали его. Выходящий из Булгар купеческий караван следовал на юг, і ‘затем в районе города Сувар (в устье реки Самары) ^переплг<Еля;хя через реку Итиль (Волгу) и по «пус — 1 ТЫНЯ(М ;и бездорожным землям, через ручьи и дремучие леса» двигался на запад (примерно ‘по современным ‘Пензенской, Тамбовской и Воронежской областям). На середине этого пути находилась граница Руси. Академик Б. А. Рыбаков определил эту середину пути в районе современного Воронежа.
В 1-939 году Институт археологии АН УССР и Институт языка, литературы и истории Казанского фи — .лиала АН СССР провели первую совместную экспедицию по данному торговому пути. Путь этот был рассчитан. на два месяца! (60 дней) с 40 дневными переходами и 20 дневными дневвдми-манзилями. Путь делился на две части: киевскую, подчиненную и охраняемую древнерусским княж’еетвом, и болгарскую, находящуюся под протекторатом Волжской Болгарии. /Середина этого дре»внего ‘пути приходилась — на современный город Эртиль (по-тюркски «урта-юл» — середина пути).
Эта экспедиция в районе современного города Эр — тиля у села Щучьего нашла городище, место десятого, манзиля — остановки купеческого даравана. Это и была граница древнерусского государства. Недалеко от нее находился город Вантит, Где; купцы делали остановку для длительного отдыха и торга. Академик Б. А. Рыбаков /считал, что город этот находился на •реке Воронеже на современном городище Михайлоїв — :ский Кордон. Академик писал: «…этот город лежит не! на самой границе, а недалеко от нее, а сама граница русских владений, очевидно, проходила. где-то ‘восточнее Дона,, например, по. У-смани или… Битюгу».
На правобережье Воронежа городище Михайлов — # юкий Кордон — одно из самых крупных славянских вдселений в — бассейне Дона (его .площадь 9 гектаров, юно имеет около 600 западин — остатков жилищ). ^Вокруг него археологи выявили мощные оборонительные сооружения. Городище ЭТО по периметру схоже с одним из крупнейших городов Волжской Болгарии — ‘Суваром. «Такой город, расположенный среди вятич — ских курганов, вполне — мог носить имя «Вантит», т. е. •«вятичский». Впрочем, восточные географы часто употребляли одно и то же СЛОІВО для обозначения и города, и страны. Они отмечают смешанный состав (населения города Вантит; археологические материалы Подтверждают это, обнаруживая в Михайловском городище «смесь славянских и салтовских признаков» ^!(Б. А. Рыбаков). Это мнение академика оспаривал «воронежский археолог А. 3. Винников, ‘полагавший, /что «…Михайловский Кордон стоит не в земле вятичей». Он помещал город «Вантит» южнее, на Среднем Дону, там, где «расположено хорошо укрепленное
/Гитчихин’ское городище». В нем были найдены клады •‘арабских монет, бусы, кости верблюда, импортная тарная керамика, обнаружены специальные помещения для купцов.
19 |
Е>сли учесть, что путь этот функционировал с древности (с эпохи энеолита), а описание его арабские кун — ды и путешественники дали в 1154 году и позже, то вполне возможно, что в период раннего владычества Ьсазар этот путь мог пролегать через Средний Дон. •Ведь недаром же хазары для его контроля поставили ^поблизости город-крепость у Лыски — нынешнее Ма — Я’цкое городище. Но со времени захвата донских степей сначала болгарами, затем венграми [4] купцы вынуждены были передвигаться севернее, подходя вплотную к лесным массивам и вьиходя, ‘вполне естественно, в район современного Воронежа. Вероятно, в этот период арабские авторы проходили тго этому маршруту и позднее оставили его описание. Венгры жили в союзе с хазарами. Они грабили к^упцоїв ‘и нападали на русские горсда, как ‘правило, зимой. Об этом сообщал арабский автор: «Зимой на них нападают венгры, л
как результат взаимных, набегов у них много рабов», •которых они (продавали ‘на черноморском побережье. От мадьяр до славян было два дня пути. Место сторожевых станиц в XVI веке находилось у Богатого ‘Затона (ныне город Лиски), до Воронежа от Богатого ватина было «два дкЧнца» пути. «Следовательно, место обитания древних мадьяр — от Лисок на юг примерно до Богучара. Область их проживания и была той. загадочной Леведией, которую ищут и ^поныне. Об этой области стало известно из трудов византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении государством». Он пи! сал, что ‘‘после ухода венгров из Приуралья в течение трех. лет они жили «вблизи Хазарин, в — местности, называемой Леведией» (названной по имени их первого воеводы). Они вели кочевой образ жизни и. в этих местах оставили мало следоїв
.’пребывания. Од’нако в 1895 году при прокладке полотна железной дороги вблизи села Воробьева (Богучар — ского уезда Воронежской губернии) было обнаружено •захоронение богатого воина [5] с лошадью. В могиле <«П»рИ ЧеЛОВеч’е’СКОМ -Скелете нахОДИЛИСЬ КО|СТИ коня и ‘типично д;ревневенгерский набор: — сабля с рукоятью, •украшенная серебряными оковками, вложе»н-ная в •ножны, также украшенные серебром, железные наконечники стрел, пояс с серебряными накладками, покрытые растительным орнаментом, стремена и удила». •Константин Багрянородный сообщил также, что мадьяры, теснимые печенегам<и, ушли «западнее в Ательку — Фу. В 897 году они ушли в длительный поход, а печенеги напали на их кочевья и. поголовно ’вырезали дсех [остающихся жителей. Возвратившись и-з похода, мадьяры были опечалены и навсегда покинули эти места, уйдя в Паннонию, где в 899 году основал^ Венгрию.
Славянский город Вантит располагался в черте современного .Воронежа (в северной его. части по правому берегу реки). Академик В. Д. Рыбаков пределы его поиска ограничил «воронежским узлом». И это вполне правомерно, ибо здесь, на правобережье реки, различные город*ища. отстояли друг от друга на расстоянии до одного километра (от устья реки и выше) . Междуречье Воронеж — Дон представляло ‘собой естественную ограду, клином выступающую далеко ъ придонские степи. Эта естественная преграда и породила ісамо название «Воронеж». Чтобы раскрыть этимологию этого слова, необходимо. обратиться к истории.
Давая описание скифов-землепашцев, Геродот выделял т них племя под ’названием, сколоты. До наших дней имя данного племенного союза топонимически •сохранилось в названиях таких рек, .как Оскол, Ворскла и других. ’«В XII веке название реки, — ,говоря о Ворскле, замечал академик Б. А. Рыбаков, — писалось «Воръсколъ», что оче’нь хорошо этимологизируется («воръ» — ограда) как -«ограда околотов». Река Ворскла, левый приток Днепра, была южной границей славянского племени, отделяла их от враждебной сте- life: На юго-востоке такой фекой, была «Воръонега». В соответствии с древнеславянской транскрипцией имя ■р^ки писалось «Воръ-снега». «Ворь» — это «^ограда», «забор», а гждронимический формант «онега», «еньга», «ега» доктор географических наук Э. М. Мурзаев раскрывает как «вода, текущий поток, река». В полном переводе «Воронега» означало «ограда водой», «ограда рекой». Следовательно, слово «Воронеж» есть не что иное как трансформированное временем имя реки Ворокеги. Эта трансформация хорошо прослеживаемся в русских летописях, где летописный город назывался «Ворокожь», «Вороняж».
Для коренных обитателей этих мест город на данном реке назывался по имени реки — Воронеж. Но для приезжих арабских купцов он был «Вайт». Вчитываюсь в это название, можно предположить, что путешественники называли город /по сокращению двух слов: «Вя — тичская итиль». Дрёвнеславя;нское ‘написание слова «вятичи» — «Еатичи» — могло дать первое сокращение — «Ва», второе образовалось от тюркского называния реки Итиль — «Ит». Эта особенность в на1з1ваниях города, стоящего на юго-восточных границах, проісле — живается и — в других названиях — «Вабнит», «Вантит». По поводу города Вантит академик Б. А. Рыбаков высказывается несколько иначе. Он говорил: «На пол — пути между Булгарам и, Киевом действительно встречены с востока славянские городища IX—X івв. племени вятичей, сраженные в ‘имени «вантит» (это довольно точно соответствует форме «Ватич»).
Местное население здесь занималось пашенным земледелием, охотой, рьгб’ной ловлей, бортничеством, ремеслами. Археологи при раскопках находили в достаточном количестве железную крицу, горны, кузнечные мастерские. Изделия выплавлялись из руды, выходы которой были обнаружены вовле Кузнецовского городища и в других местах. Местные мастера изготавливали сельхозинвентарь, оружие, предметы повседневного обихода. Ремеслен-ники умело обрабатывали и цветные металлы, создавая женские украшения — перстк’и, бра-слеты, застежки и другие изделия. Свою продукцию они сбывали приезжим купцам и населению округи.
Арабские купцы и путешественники в своих записках дали описание не только первых городов (Вантиг, Ват, Вайт, Вабн^ит), но и той округи, «мадины», где им приходилось останавливаться. На месте современного Воронежа (в те далекие времена было не одно поселение. Как правило, ‘воз’ле поселений находились могильники, их захоронения. (Лысая гора возле Кузнецовской дачи, Белая гора и др.).
Авторы описаний первого? славянского города знали эту землю не понаслышке, некоторые из них жили! здесь длительное вре/мя. Они ‘наблюдали, как жители проводят зиму и лето, описа’ли языческий обряд во время жатвы, похороны и ежегодные поминки, раскрыли структуру их хозяйства, указали на элементы классового расслоения, появление зажиточной верхушки. Они писали, что среди жителей есть лкУди, имеющие до ота бочонков меда и большие запасы зерна. Единичные находки монет римского происхождения и арабские дирхемы в черте современного Воронежа Свидетельствуют о развитии торговли.
«У них есть обычай строить крепости, -— писали арабские авторы. — Несколько человек объединяются, ч^обы строить укреп’ления, так как мадьяры на них постоянно совершают нападения и грабят их. Мадьяры приходят, а славяне запираются в эти укрепления, которые построили. Зимой большей частью они находятся в замках и крепостях, а летом — в лесах».
Восточные авторы дали описание их внешнего вида. Одежда их — рубаха до лодыжек и высокие сапоги. Из вооружения у них имелись кроме меча, стрел, луков, копий и щитов прочные боевые топоры. «Русы мужественны и храбры, — отмечали авторы. — Когда они нападают на другой народ, то не отстают, пока ;не уничтожают его… Ростом они высоки, красивы собою и смелы в нападениях. Но смелости этой на конях [6] не обнаруживают».
Вокруг этих городов на реке Воронеже ими была организована сторожевая служба в виде конных разъездов, выступающих на 1—2 дня пути да‘леко в степь. Дан1ная предосторожность не была излишней, ибо ‘после ухода мадьяр сюда перекочевади печенеги. До •этого они обитали в низЫвьях Волги и Урала.
Гонения на хр’истиан внутри Хазарского каганата, распни различных группировок, борьба с вторгшимися печенегами ослабили Хазарию. Транзитная торговля Булгар — Киев стала давать сбои. Попытки наладить ее заставній русов в 913 году, а затем в 943 году выйти к Каспию и ‘наказать хазар. Но походы не увенчались успехаіми.
За? выполн:ен! ие этой задачи взялюя киевский князь Святослав Игоревич. В 965 году его поход на Хазарию преследовал несколько задач: во-первых, согласно рус — скс-византийскому договору ‘следовало наказать неверных хазар за преследования христиан; во-вторых, необходимо было освободить славян, особенно восточных, от хазарской дани; в-третьих, обезопасить торговый путь из Булгар в Куябу. Поход этот начался в конце 964 года, летописи об этом писали: «И налезе вятичи и рече вятичам: кому дань даете? Они же реша: казахам дань даем, по шелягоу от рала».
Академик А. А. Шахмато’в, полагал, что встреча Святослава с вятичами произошла на Дону. Если это так,, то к’иевский князь с дружиной двигался до торговому пути и первым для него городом ‘на восток был Огибень (современный город Семилуки на Дону, раскопки которого проводил профессор ВГУ А. Д. Пря — хюн). После этого дружина Святослава побывала в городе Вантите [7], а затем поднялась на Оку, где и зазимовала. На следующий, 965 год на судах, рубленных Вятичами, Святослав двинулся по Оке на Волгу, разгромил волжских болгар ]и буртаеов, дошел до устья Итиля, ударив по столице Хазар^ии. Сухим путем дошел до Семе! вдера (бывшие Тарки), разорил город, вырубил виноградники. По предгорьям Северного Кавказа и кубанским степям дошел до хазарского города
Сар’кела, сраз’ился с та’мошним каганом, победил его, до основания разрушил город и на его месте возвел русский населенный пункт — город Белую Вежу. Затем на судах поднялся Доном, в районе Воронежа сухим путем ушел на Киев, уведя. с собой отряды ясов (с которыми заключил договор и которых поселил в Киеве). А от’рады вятичей, возвращавшиеся на Оку, переселили жителей воронежского Вантнта, Титч^хинского городища и других мест на Белую Вежу. Факт одновременного ухода всех воронежских жителей четко фиксируют археологи.
Быто’вой наб! ор посуды, ножей, приспособлений, кузнечного инструмента и других вещей Белой Вежи археологи признают схожими с вещами Белогорског) городища на Воронеже. Не это ли свидетельство переселения людей с Воронежа на Белую Вежу?
Предположительно, некоторые жители от’хазаліі’Сь переселить/с я и остались на насиженные местах, ча&ть разбежалась, меньшая часть ушла в другие регионы (например, на Черниговщину). В современной Сумской области близ истоков реки Осоти есть поселок с названием Воронеж. Археологи насчитали здесь около десятка курганных могильных насыпей. Историк В. П. Заго- ♦ровский считает его прародиной летописного Воронежа. Скорее всего в связи с переселением части жителей Вантита (Воронежа) в конце X века некоторые воронежцы ушли на запад, где в честь прежних мест назвали новое место Воронежем (ныне сумской Воронеж— небольшое сельское поселение).
Некоторые местные ученые считают, что после переселенческой акции к^рай обезлюдел. Но это не так. Осгі авшиеся коренные жители продолжали обитать в этих местах. К ним присоединились выходцы с реки Оки, черниговских мест. Они основывали новые поселения.