ЛЕТОПИСНЫЙ ВОРОНЕЖ
…Тогда по Русской земле редко пахари
‘покрикивали,
но часто вороны граяли,
трупы между собой — деля, а галки свою речь говорили,
собираясь полететь на добычу.
«Слово о полку Игореве»
Воронеж как город впервые упоминается в русских летописях в 1177 году. Дата эта была сшязана с бегством с поля брани внука Юрия Долгорукого — князя Ярополка Ростиславовича в далекий и неизвестный Вороножь. Казалось бы, этот частный, не заслуживающий внимания факт княжеской междоусобицы можно было бы опустить. Но в, нем как в капле Прозрачной воДы. наглядно отразились противоречия той ’далекой эпохи. И в первую очередь мощные силы новой (северной) Руси в противовес южной Киевской Руси, постепенно сходящей со сцены политической бо’рьбы. Этот частный случай показал географию противоборствовавших группировок — от Новгорода, Смоленска, Киева, Чернигова до Москвы, Рязани, Владимира и даже Воронежа.
После трагической и мученической смерти владимирского к’нязя Андірея Боголюбского (убит своими приближенными) согласно посмертной воле Юрия Долгорукого владимирский престол должен был перейти младшим братьям Андрея — Михаилу и Всеволоду Юрьевичам.
Собравшись на общенародном (вече, ростовцы, суз — дальцы, переяславцы, «віся дружина от мала до велика съехавшася к ВЪлодимерю» преступила крестное целование и условилась призвать на жня’жение не сыновей, а внуков Юрия Долгорукого — М’стислава и ^Ярополка Ростиславовичей, племянников Андрея Боголюбского.
На том печевом собрании мнения разделились: одни стояли за Юрьевичей „(в оедоївном посадское. население) , другие — за Ростиславовичей (дружина, бгоя — ре и дворяне). Решающую роль в выборе князей сыграли ря’занские до’слы Ольстин и Дедилец, расхваливавшие Мстислава и Ярополка. Их поддержал Борис Жидйславович, воевода умершего князя. Спешно было снаряжено посольство в Рязаінь к Глебу Ростйславо — вичу: «Хотим на место Боголюбе кого Ростиславовичей, — мол’вили го’нцы, — твои’х шурьев».
Рязанский. князь был польщен. Со хвоей стороны он снарядил бирючей в Чернигов, где находились в то время его родичи. У черниговского князя Святослава Всеволодовича (будущего киевского князя, ОДНОГО 03 героев поэмы «Слово о полку Илореве»), как бы ожидая вестей с севера, находились и двое Юрьевичей — Михаил и Всеволод [8].
Получив вести из Рязани, князья порешили: — «Ли — б’о лихо, либо добро всем ‘нам, пойдем все четверо…». В’Перед выехали Михаил Юрьевич и мла’дший Ярополк Ростиславович, решив, что старейшему Михаилу достанется владимирский стол, а Ярополку — что предложат. Но в Москве; и’х «встретили ростдвцы и рассердились на братьев Боголюбского Михаила и Всс(воло — да, заявив: «Подождите в Москве!», а Ярополка
забрали с собой в Ростов Великий. Михаил Юрьевич не стал ожидать своей участи в Москве, с дружиной двиінулея во Владим’ир, где и затворился в горо’де. Ростовцы с суздальцами рассердились на своеволие князя. Овои города они считали. более дре’вними, много старшие Владимира, полагая, что как пригород Владимир не достоин князя. Владймиїрцєв ’они обзывали холопами-ка>менщиками и обязали Ярополка осадить город и семь дней стояли ;под его креп;остны-ми стенами, грабя и сжигая окрестные селения. Не вы? держав осады, владимирцы заявили князю Михаилу: «Мирись с ними либо помышляй о себе!».
Князь согласился с ними: «Не погибать же вам
из-за меня» — и вместе с братом Всеволодом возвратился в Чернигов.
Взяв клятву с РюсткШавювичей, владимирцы открыли и>м городские ворота, торжественно ввели в храм Богоматери, где объявили Ярополка владимирским князем, а Мстислава — ростовским и суздальским.
Сев на княжение, Ярополк Ростиславович женился на дочери витебского князя Всеслаіва. Молодожены вен — чалйсь во Владимирском соборе 3 февраля 1175 го’да во вторник мясопустной седьмицы.
Ростиславовичи, воцарившись на княжение, тво всем слушались бояр. Все должности и .посредничество. роздали своей дружине, ‘приведенной с юга, не контролировали ее деятельность. Дружина, чувствуя свободу действий, .стала притеснять людей, производила поборы. Сами князья из церкви Богородицы изъяли злато и серебро, редкие книги, иконы и все это переправили в Ряізань к своему родичу.
«Мы приняли князей по своей воле, утвердились с ними кре! ст’ЕЫ’М цешсЕс ї ї’с м; а они смотрят, на нашу волость как на чужую, будто они у нас на время сели, грабят не только всю волость, но и церкви, — роптали владимирцы. — Так промышляйте, братья!» — решили они.
Тайком от Ярополка жители послали гонцов в Чернигов к Михаилу: «Ты впук Моном ахов и старший из князей его рода, — заявили ему послы. — Иди на престол БоголюбакС’Го, а ежели Ростов и Суздаль не захотят тебя, ,мы на — все готовы и с божьей помощью никому не уступим!»
Михаил — согласился н вместе <е братом двин)улся в обратный путь. ЧергкгсЕокіш князь в помощь ому дал полк во главе с сыном Владимиром. По дороге во Владимир князь Михаил заболел, его уложили на но- ■с’плки и донесли до МсЫзы. Там его уже ожидал младший сын Ан)дрея Боголюбского Юрий вместе с владимирцами [9]. Во время обеда братьям сообщили, їчтю Ярополк, проведав о приходе Михаила, спешно выступил ‘с дружиной из Владимира навстречу недругу. Михаил та’кже выступил, стараясь опередить его.
Но их встреча не состоялась, «и божьим прамььслом минустася в лесех», — сообщала об их разминке летопись.
Прибывший в Москву Ярополк узнал, что Михаил
болен и находится на пути к Владимиру. Он срочно снарядил гонца к брату в Ростов: «Спеши отразить
малочисленных неприятелей от Владимира: я пленю их задк. нй отряд!» — сообщал он.
За пять верст до столицы Северной Руси княжеские дружины встретились. Миха’ил с честью одолел Мстислава и вошел — во Владимир. Это .произошло 15 июня ] 175 года. Мстиел-ав ушел в Новгород, а Ярополк бежал в Рязань к старшей сестре, которая была женой рязанского — к’нязя Глеба.
Стаъ владимирским князем, Михаил Юрьевич на — •вел в Б’О.’лостгг порядок, казнил главных убийц Андрея Боголюбского, съезд’ил — в Ростово-Суздальскую волость, Іпрн/мирллся с ними, поса’див на княжение в, Переяславль бр. ата Всеволода, и вернулся во Владимир. •Жители города заволновались, требуя наказания Глеба рязанского и возврата всего награбленного Яропсхлком и Мстиславом.
Михаил. Юрьевич с дружиной >пошел войной на — Рязань. Но їв Москву явился «… князь Глеб рязанский іС ПОКЛОНОМ, ІЇ С мифом, и, с любовью, и шо всем *вину свою хворії, и что взял у шурьи сівоей… воз’врахцаше все назад н святую Богородицу, коие взял бяше у Во — лодпмерсхой церкви, и ино что и до книг все возврати». Мир и согласие были воостано’вле’лы. В этот момент К Москве Прибыл ‘НОІВ г о род — с ев е рс к и й князь Олег Святсс’Лябсвич (брат князя Игоря, героя «Слова»). Он доставил с обозом жен Михаила и В^севолФда. Возвращаясь домой, Олег напал на город Овири‘леіск, захваченный ранее Глебом рязанским. Рязанцы спешно выступили против Олега Святославовича, но были разбиты.
20 нюня в субботу на закате дня 1176 года в Городке ка Волге скончался князь, Михаил Юрьевич, /Прокняжив год и пять дней. Биографы оістаївили нам его описание: «… Ростом был мал и сух, брада уска и долга, власы долгие и кудрявые, нос нагнутый, вельми шзучен был писанию, с греки и латины говорил их язы — /ком, я>хо русским, но о вере .никогда прения иметь ;не хотела »и не любил». Похоронили его во Владимире ів церкви (св. Богородицы. Жители города присягнули князю Всеволоду Юрьевичу (он прокняжил до 1212 ♦года, войдя в историю, как Всеволод Большое ^Гнездо. Он также герой поэмы «Слово о полку Игореве»). ,Но •ростовцы и суздальцы не согласились с .владимирцами ш послали гонцов *в Новгороїд к ^Мстиславу Ростисла — !вс*вичу, прося его на княжение. Мстислав с гдружиной ‘поспешил fe Рсістов, но на реіке Юзе у городка Юрьева 27 — июня 1176 года был разгромлен Всеволодом и с остатками войска бежал в Новгород. Жители іВели^кого. Новгорода закрыли перед лим ворота, .молвив: «Ты, князь, ударил пятою в Новгород, пошел на зов ростовцев… Зачем же к нам идешь?»
Не.’солоно хлеба*вш‘И! ‘незадачливому ‘ ‘правителю пришлось уйти в Рязань, дде с 16 июня 1175 года. находился его опалыный брат.
Можно лишь предположить, что Яро’пол? к /был на гранидах Ріуси с половецким полем, посещал русские горо’да на Дону и Воронеже, был на Великой (Вороне, то есть в го’родах Червленого Яра.
Город Воронеж «на окраине Руси, как считал иісто — рик В. Н. Татищев, возвел «… либо сам Святослав, княж’ивший до 1034 гоіда, либо его Племянник Ярослав князь Тмутороікансікий, ^ня’жи^вший до 1054 года». Возобновление этого города (вероятно, уничтоженного печенегами) было связано ‘с ‘тем, что в степях начали господствовать половцы (русские называли их ко — манами, что означает «Светло-желтый», цвет пе:ска). Вытеснив печенегов, они стали хозяйствовать в істе- ‘ПЯ’Х, порой оседая И в МЄ/СТІНОСТЯ’Х, близких ‘к pyiQOKOiMy пограничью. В междуречье Волго-Дона, по свидетельству историка С. А. Плетневой, обитали донские ‘половцы. Их разновидность «дикие половцы», (но ее мнению, проживала в пределах воронежского края, по соседству t бродникамй. С. А. Плетнева Ісчитала и. тех и ‘других изгоями общества. Селились они на русско — полсізецком пофаничье. В бассейне Дона С. А. Плетнёва обнаружила 7 половецких погребений XII зека (*в основном на реках Хопре и Медведице).
Как горо! д Воронеж не упоминался в детописях с
1054 по :М17 год. Но эта не значит, что дк не существовал. Продолжавшаяся транзитная торговля Киева с Болгарией через воронежский край еще раз высветила роль русскшх вселений на. Ддну и Воронеже как стражей пути. Захват же шш>вцами этих территорий наносил ущерб торговле. Кроме того, во время зимовий половцы оседали в этих городах, вытесняя р’усских. В летнее (время они, естественно, уходили в степи .на кочевья.
Перея^шавский князь Владимир Мономах, с 1094[10] по 1113 год успешно воевавшей на юге Р’уси (с половцами, задумал в 1111 году разрубить одним ударом боюз южных и ‘восточных полоївцев* то есть союз Бо — •няка (битого им в ;1107 году) ‘со старым Шаруканем. Он убедил киевского князя Овятопол’ка Изя’сла’во-вича, •Давида черінигсівского, Ярослава, с их сыновьями зес — іной Л111 тода совершить йре^товый поход на врагов. Ипатьевская летопись Ііо’дробно сісветила его. Выйдя из Киева на санях в «1 неделю поста»*, дружина в «пяток» была уже на Суле, з субботу на ХЬроле, где, ,«сан‘и пометоша», на конях д’винулись далее. В воскресенье они! остадо*вишиісь на Пеле, на реке Голтве дождались черниговских воинов,, ,в среду на Воркжле целовали крест. Возложив надежду на Бога, «оттуда приидоша, м’ногие реки в 3 неделю іпоста и "поидоша к Доном в вторник». ,От Киева до Ворсдлы примерно 350 километров и это расстояние дружина преодолела за, 8 дней, делая по 40—50 километров в ‘день. Далее, перейдя множество ре’к, (во вторник 21 .марта русские дошли до До>на, преодолев более 900 кишометро’в. •Некоторые исследователи считали, что! князья были у Северсік’ого Донца. Это (заблуждение. 0;ни шли по рро — Т0рен? н0’м)у торговому пути йз К*ие:.ва в Булгар. Дето — іїисец в деталям описал приход к ^великому До;ну.
«Поидоша к Донови в вторник и оболчишися во броне и полки язрядиша и поидоша ко граду Ша>руканю и князь Володимер приставы лодки своя, едучи ‘пред полком оіетн -‘тршари и — коньдаки хреста чесного…» Навстречу им вышли жители города, поклонились, «выпеесша рыбы и вино». Дружина «перележаща дощь ту», а на завтра в среду (22 марта) к<поид’оша к Сугреву и пришедше зажьгоша и».
Ря’д исследователей располагали города Шарукань гГ’Оугрр’в на реке ІСєверский Донец (Сугров — .на Сидорове к ом городище, Шаруїкань — .на Теплинском городище, а Бали’н — на Маядком, правда, ©tao находится на. Доіну). Историк ^края Л. Б. Вейнберг разместил их (в пределах Воронежского края,(Бал*и<н — Белый Колодезь, Шарукань і— Лешев, Сугров — Тавров). В связи с тем что половцы к тому времени еще не по — решли к -оседлому образу жизни, вполне возможно, ■’что на зиму они. занимали русские населения. Местные археологи д’ОТуїокали такой симбиоз. Э’того же ми е и и я п р ид ер ж к)в а. л с я д qp ев о л ю ц1и он’н ы й и сто р и к Ю — А. Кулаксвский, — полагавший, .что вмеісте с. русскими здесь проживали аланы.
Предав дерЄ’Вя:нніую’ ‘крепость .’Сугров ог, ню, русские в четверг.(23 ,марта) ушли, но на речке Дегъа, притом #іке Дола, их нагнали пешешцы и вступили с ними в [бой. 24 марта русские ‘победили их. (Речка Дегъа, ‘видимо, современная Девица или Ведуга, впадающие в Дон). По пути движения русской! дружины 27 марта на реке Сальниде (близ устья Оскола) состоялась вторая битва, с полавца. ми, где русіские сно’ва вышли победителями и успешно возвратились. домой.
П’єсле смерти Святопо^/ка Изяславовича в 1НЗ году Владимир Мономах стал даяжить в Киеве. ;К великому Дону в 1116 годіу он наира>вкч;л своего сына Ярополка, «и ту взя полон мног, и взя три грады половецкие: Балин, Чешлюев, Юсугров и приведе с собою ясы, и жену положи себе. ясыню».
Старый Шарукань к тому времени, видимо, умер, его старший сын Отрок с ордой ушел в «Обгзы» на ‘Кав’каз, а младший Сырчан сістался в этих краях. Город Осенев заняли другие, племена, и по имеда их правителя он был назван Чешлюев.
Каково же местотголожеяие этих городов? Их локализацию следует искать исходя из этимологии слов и комплексного изучения источников. «Усугров» — тюркское слово, означающее: «Ус» — река, «іугор» :— крутой, высс«кий берег. .Некоторые исследователи считали, что город Усугров * (Ю сугров, Сугров) мог быть расположен на крутом берегу Дона в райоре Маяцко — го горо’дища. Но уївьі! В 1600 году по указу даря Бориса Годунова на правом берегу реки Воронежа «деа сугровом броде» был заложен Успенский мужской монастырь на денежные дачи до’неких казанков. Оказывается, с XIII века на этом месте стояла небольшая колоколенка, так называемый «оплек», позволяющий вызвать в любое время перевозчика. Подобные речные яерсшрашы ‘учреждены ха, ном Батыем до 1252 года на Волге, Дону, в том числе и на Воронеже и Вороне. Возникла юна и на Суг:ровом броде, лежащем на торговом пути из Булгар в Киев. Город же Сугров размещался на правом берегу Дона в ‘черте современного города Се милахи. (В 1984—1988 <гг. отряд археологов Воронежского университета произвел раскопки этого городища). В летописное время ©то был руіоский город Огибень, захваченный половцами, он получил название Усугров. По его имени и названа на Воронеже переправа ‘через рему.
Город Балин скорее Всего был на, месте Маяцкого городища, ибо — слово «бал» означало холм, гора (см.: Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. Д1., 1984 с. 68). Здесь обитало аланское население. .Отсюда и привел себе жену-«ясы>ню» князь Ярополк.
Город Шарукань (Рукань, Чешлюев) располагался на| Дону на Борщевском городище. В древние времена здесь находился русский город Осеїне©, также оккупированный поло! вцами (см.: Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988, т. II). В начале XVII века (в 1613 году) на этом городище усилия-
* Подробное. раскрытие слова «Усугров» см. в книге: Мур — Э. М. Словарь народных географических терминов. 1984, с. 572, 582.
3. Зак. 3352 33
ми донских казаков был возведен Борщевский монастырь.
Последующие доходы русских князей 1111, 1116 гг. выбилд иоловцаз из этих городов «за Дон, за Воллу, за Яик», ибо уже летом,1120 года князь Ярослав, ходивший «на — половцы за До! н (и не обрет их, возвратися вгспять», как сообщала об этом летопись. 0‘днакэ вскоре восточные поло:вцы вновь возвратились в эти края [11].
В 1117 году жители города Белая Вежа (т. е. ко — зары, переселенные в X веде из Воронежа) пришли к Владимиру Мономаху и просили его расселить их по {другим городам, ибо от частых набегав кочевников жить стало невмоготу. Князь отдал им, как замечал воронежский летописец Е. А. Болховитцнов, городища на реке Боронеже, где они сделали для защиты от различных нашествий «маяки, окопы за вышеупомянутым ‘казарским полем, дононе вддргмых». Место это — современный Акатов девичий монастырь.
В те годы часть беловежцев была поселена в рязанской и черниговской землях; там также имеются городки по имени «Козарь». В 1147 году в рязанском Казаре (на левом берегу Оки) «ико, на святые Пятницы быша чюдеса! и исцеление многи». За этот го*д упоминались и бродники, жившие в вер’хотьях Дона. Они мирно. соседствовали с донс. кой ордой половцев Токсо — бичей. И те и .другие были изгоями и Длились на русско-половецком пограничье (в районе современного Воронежа, а также на реках Вороне, Хопре и Медведице). В этих местах исследователь Г. А. Федоров — Давыдов обнаружил семь половецких погребений XII века.
Приток русского населения в пределы Воронежского края усилился именно <в этот период (наиболее
благоприятный для спокойной жизни и труда). С 1148 года русские летоп’иси впервые упоминали о городах Червленого Яра, сообщая, что сын Юрия Долгорукого «князь же Глеб Юрьевич иде к Рязани, и быв во градех Червленого Яру и на Велицей Вороне и паки возвратися к черниговским. князем на. помощь».
Видимо, © этих же местах в 1177 году Яро’полк Ростиславович вербовал войско. для похода. на Москву и Владимир для рязанского князя Глеба, а заодно договаривался и с дикими половцами о походе на Всеволода Юрьевича.
Осенью 1177 года Никоновская летопись сообщала, что «князь Глеб рязанский поиде ратию к Москве и пожже Москву всю и град власть и села все. пленова — ше». Пользуясь отсутствием Всеволода (тот с дружиной ушел в Коломну), ‘рязанский. князь подошел, к Боголюбову, взял его, разграбил церковь, пленил людей, ■отогнал стада к Рязани. Узнав об этом злодеянии, Всеволод спешно направился навстречу войскам Глеба и в яйваре 1177 года встретился с ними на реке Колок — ше. Глеб, подкрепленный отрядами половцев, стоял на другой стороне реки. Около месяца «простояли они друг против друга, ожидая замороз’ко’в. 20 февраля 1177 года, когда замерзла река, началось ‘сражение. Всеволод первым направил передовой отряд на ‘д’ругой /берег против Мстислава. Этот отряд Всеволод укрепил пехотинцами, а сам с дружиной выютупил против Глеба, «… А Глеб, .перестояв мало, ваде Мстислава бежа — ще, и побеже, и Роман, и Игорь [12], и Ярополк. Всеволод погна вслед его со всею дружиною, овех вяжуще, а иных секуще. Ту самого Глеба. руками яша, и сына его Романа, и шурина его Мстислава, и Бор. иса Жи — дигславича, и дружину его всю, а ‘поганый половцы избиша мечом и возвратися к Володимеру с победою великою».
Плененные рязанские князья жили на воле, свободно общались с владимирцами. На третий день после возвращения Всеволода жители города подняли восстание, требуя расправы над Ростиславовичами.
Князь вынужден был заключить пленников! в темницу, а в Рязань послал гонцов за Ярополком. «Аще ли не створите ми та’ко, ищу убо на ^вас со многими ©оин — ствы!» — заявил рязанцам владимирский князь.
Собравшись на вече, те рассудили так: «Сих ради князей Ростиславичева и нашим князем беда бысть и изгибоша; идем ‘убо! в Воронож и имем его…».
Далее летописная строка сообщала подробности действий рязанцев по ‘поиску этого незадачливого князя: «… отбежа бо князь Ярополк Ростиславич в Воронож,, ,и тамо прехожаще о’т града ‘во град от многие ‘печали и скорби [13] не ‘ведый. себя камо ся дети». Выехав в Воронеж [14], рязанцы разыскали его «шедше в Воронож, изымаша его и вдоша въ Володимеръ ко князю Всеволоду Юрьевичу».
Факт существования на /правом берегу реки Воронежа (от ее устья и выше) более десятка различных городов ныне подтверждают археологические данные (это были города Червленого Яра). Историкам и краеведам известны Шиловское, Чижовское городища, городище на Акатовой поляне, древнерусское городище Івозле стадиона «Диінамю», у санатория им. М. Горького, Лысогорское, Белогорское, Михайловское и Чер- товицкое городища. На том месте, где в 1585′ году была возведена воронежская с’торожевая крепость, имелось «старое городище». На месте этих городищ стояли укрепленные города. Селища и другие поселения в расчет мы не берем. Как видим, низовья Воронежа были густо заселены.
Ярополка, доставленного из Воронежа, поместили в темницу к остальным пленникам. Владимирцы на этом ше успокоились и потребовали от Всеволода расправы над Ростиславовичами. Предотвратить э’тот акт не смог даже черниговский епископ Порфирий, посланный киевским князем во Владимир. Осле! пив Ростиславовичей, Всеволод отправил Мстислава и Яро — полка в Смоленск. Сына рязанского князя Романа он отпустил, предварительно взя’в с него ‘клятву не воевать, с владимирцами. Старый и дряхлый Глеб, не пожелавший отдать город Коломну, был оставлен в тем — шице. На предложение Всеволода — отдать Коломну с пригородами он ответил: «ЛуТче еде умру, не иду». 31 июля 1178 гсіда он умер, вскоре скончалась и его жена, сестра Яронолка и Мстислава. Возвратившийся домой Роман Глебович с’пеш’но собрал дружину и выступил с ней на поліовцев, которые за время, их пленения ограбили и разорили край. Летом 1178 года Роман настиг их на Большой. Вороне, разбил команов и возвратил пленных и награбленное.
Интересна дальнейшая судьба Ростиславовичей. «Приидоша к Смоленску в церкви Бориса, и Глеба на С’мядине, они щрозрели 5 сентября». ВІ знак этого чуда новгородцы к зиме fl 178 года призвали к себе на княжение М-стисла’ва Ростиславовича, а его брату Яр’опол- ку дали Новый Торжок.
Впоследствии с новгородской дружиной Мстислав ходил войной на чудскую землю, завоевал ее и с победой — возвратился домой. Вскоре он заболел и 13 июня 1178 гада умер, похоронен в св. Софии «в притворе в Новгороде, в гробнице Владимира Ярославовича». Летописцы оставили дам его словесный портре’т: «Роста среднего, лицом красив, всякою добродетелью украшен и благонравен, любовь имел ко всем, раздавал богатую милостыню, снабжал монастыри, угощал чернецов и принимал их с любовью… был крепок на рати, всегда жаждал умереть за Русскую землю и за христиан».
После похорон Мстислава на новгородский княжеский стол был посажеи его брат Ярополк Ростиславович, который вскоре был изгнан из города, правда не без участия Всеволода владимирского. Скончался оя в 1191 году от ран, полученных во. время осады Торжка владимирцами.
Такова судьба братьев, внуков Юрия Долгорукого, тесно связанных с воронежским краем.
Земля воронежская была своего рода буферной зоной, предохранявшей Рязанское к’няжество от шчевых народов. Эта земля выдвигалась далеко в степь, в Дикое — поле. Здесь в пределах Червленого Яра формировалось также княжество, о котором упоминал в-енгер — сжий путешественник и монах-католик Юл^ан, побывавший в этих мес? тах <в 1236 году [15].
ВОРОНЕЖСКОЕ КНЯЖЕСТВО В ГОДЫ
МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
А. С. Пушкин
Смерть Чингизхана в 1227 году 1не дала (возможности монголам предпринять последний «поход к «морю франков». Его осуществил Батухан, сын Угедея, которому на курултае в 1235 году было указано овладеть странами асов, булгар, кома, нов, мордаанов, ру — сов, саксинов. Ему в ’помощь было дадено 14 царевичей с многочисленными туменами (в каждом ‘тумене насчитывалось 10 тысяч человек). С предгорий Северного Алтая ‘и в*ерхо! вий Иртыша — монголы двинулись на запад. Об их, движении знали русские летописцы. Они сообщали о разгроме Волжской Болгарии «Избиша оружьем от старца до уного и до «сосущего младенца и >взяша товара множество, а «город их пожгоша огнем и всю землю ‘пленища». При движении татарских teoftcic.’«… земля стонала и гудела, а от многочисленности и щума полчищ «столбенели д[икие звери и хищные животные». Псйкорив Башкирию и Волжскую Болгарию, весной 1237 года хан «переправился через Волгу и двинулся по торговому пути из Булгар ‘.в Куябу на за^ад в сторону франков. На правобережье Волг» яергвый удар они нанесли по ‘поло*вцам и аланам. От берега ‘Волги к устью Дона <«обла{вной охотой» царевич’и Монке и Гуюк (левый фла’нг) двинулись в половецкие степи, на правом фланге "действовал Менпухан. Там они •сражались до осени 1237 года, дюцдя до берегов Черного моря.^Против буртасов, мордвы и мокши воевали ‘отряды — Ба‘тыя,’ Орды, Берке, Вури и Куль’кана. Эта *война длилась все лето 1237 года.
Основные силы тяжелой и неповоротливой орды медленно продвигалась на зал ад к Дону. Они ожидали
Термин «Воронежское княжество» впервые употребил венгерский монах-юатолик Юлиан, посетивший Русь в
1235 году. Он бывал в Воронеже, который назвал Оргенхузин, Овхеїрух, Орнач. Княжество это располагалось от устья реки Воронежа до определенной черты, до села Чертови^кого.
возвращения ушедших «к морю ‘на в1сех команав» отрядов чингизидов во главе с Субудай-багатуром. Почти все русские летописи однозначно указали на первую остановку войск. Батыя при движении на Русь: «И пришедше сташа первое станом у О. нузе и — взята ю и оттоле послаша послы своя — жену чародеицу и два мужа кг нею ко ‘князем рязанским, прося у них десятины во всем». По-древнеуйгурски (тюркски) «унгуз», «угус» означает «вода». Поскольку торговый путь пролегал по воронежскому краю, где же здесь мог быть столь мощный источник воды? На карте воронежской области крупный выход природной воды и ныне имеется у поселка Н’ижний Кисляй. Родник там бьет из-под земли круглый год, он полноводен, не замерзает зимой. Его дебит составляет 250 ливров «в секунду. Этот ис: точник настолько водообилен, что сразу же образует Іречку Кисляй — ле’вый приток Битюга. Известен он со времен Золотой Орды. Мог ли он быть летописной Онузой? Ведь лежал он на пути движения монгольских войск. Думается, ч:то нет, ибо мазуринский летописец уточнял место остановки тапгар: «И ста на Воронежи и посла на Рязань к великому князю Георгию Игоревичу рязанскому, прося у него десятины в людех и ко — нех». Как видим, Онуза была где-то в пределах «реки Воронежа.
Краевед из Тамбова П. Н. Черменский полагал, что летописная Онуза находилась на реке Узе (Узле), притоке реки Челновца, впадающей в реку Цну [16]. Поводом для такого утверждения тамбовскому краеведу пйслужил доюумен’т «Выписка в Разряде о построении ноевых городов и черты», датированный 1681 годом.
В нем даны росписи татарских сакм, которыми они ходили войной на Русь. «По первой, из-за Волги, на Ца-
рицынской, и на Самарской перевозы, и через реку Дон на Казанский (читай «Казарский». — А. А.) ‘брод и на урочище Казар, ^де ныне город Воронеж, на Рязанские и ‘на Коломенские и иные места. По второй, перешел Волгу, а Дона реки не дошед, промеж рек Хопра! в Суры, через Лесной и Лольный Воронеж на Ряские и Рязанские и на Шацкие іместа, которого сак — мою и Батый ‘в,’войну на Русь шол».
Видимо, последняя фраза этого документа и ввела многих ученых (в том числе П. Н. Черменского, краеведа А. В. Кожемякина и писателя В. В. Каргалова) в заблуждение, будто бы О’н/уза располагалась в междуречье Польного и Лесного Воронежа [17]. Их утверж-. дения ошибочны по следующим, весьма веским на наш взгляд, обстоятельствам: во-первых, эта «Выписка»
неточно формулировала маршруты движения татар (в основном давала их маршруты XVI в.; во-вторых, эго документ более позднего ‘происхождения, чем русские летописи, и Страдает погрешностей. Он упоминал Ногайскую сакму (шлях) [18]. В 1237 году Батый не был знаком с этим путем. «Промеж Хопра и Суры» он мог пойти1 войной на русских только в 1239 году, когда кочевал в этих краях. В 1239 году он усмирял восстание мордвы (а заодно вторично пошел на Рязань и сжег ее),. В свой первый приход (в 1237 году) Батый «безвестно» пришел на русские земли и к Ря’зани «двигаясь лесом».
Летописные сообщения об Онузе подкрепляются другим достоверным русским источником — «Повес’тью о разорении Рязйни Батыем», созданным очевидцем тех грозных событий священником Евстафием Евстафьевичем Короунс’ким. «Повесть» им написана по горя — чим следам (до 1252 года) <тех событий. Автор детально вычислил местоположение войск противника: «…Ста на реке на Воронеже, на Онозе и взя ея пле’ном». Этот факт можно подкрепить еще одним достоверным сообщением — указанием венгерского монаха Юлиана, в 1237 году вторично посетившего «Русь. Он «собирал сведения о движении татар на запад. Этот католи. к-иезу — ит писал: «Все войско,, идущее *в страны запада, разделено на четыре части. .Одна часть у реки Этиль на границах Руси с восточного края подступала к Суздалю. Другая же часть в южном* направлении уже нападала на границы Рязани, другого русского княжест&а. Третья часть остановилась против рёки, Дона, близ замка Оргенхузин (Овхерух), также княжества русских. Они, как передавали нам словесно, сами русские, венгры и булгары, бежавшие перед ‘ними, ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замерзли, после чего всему множеству ‘татар легко будет разграби’ть всю Русь». Юлиан, в. идимо, •пользовался сообщениями бежавших ‘перед Батыем людей. Не дожидаясь встречи с татарами, он ‘возвратился в Венгрию. При этом он сделал интересную приписку, показывающую захват Батыем Онузы (Воронежа, Орна»ча, Орнаха): «Великий хан, сидя у себя в Орнахе, послал войска по разным странам… «к морю ‘на всех команов, которые и бежали fB венгерские кра>я. Третье войско, как я сказал, осаждает всю Русь». (Юлиан •просто не знал, что в. се части к зиме 1237 года соединились в единое войско перед походом на Рязань.)
Замок против Дона монах назвал «Оргенхузин», затем, пользуясь другим источником, этот же замок назвал «сидя у себя в Ор’нахе». Он не мог предполагать, что все это находится в низовьях Воронежа. Тверской летописец уточнил венгерского монаха: «Зимо-
ваша под Черным лесом и оттоле ‘придоша безвестно на Рязанську землю лесом». Этим лесом мог быть Жи — ровский лес в низовьях реки Воронежа. Он является отрогами Усма. нского бора, уходящего далеко на север.
Ученые В. В. Каргалов, С. А. Анне’нский в своих исследованиях замок Оргенхузин однозначно помещали на м<есте современного Воронежа. Критикуя их,
В. П. Загоровский писал: «Слова «Оргенхузин» или «Оргенузин» весьма далеки по звучанию от слова «Воронеж». Зато «Оргенхузин» очень ‘похож на летописную «Онузу», где, по словам русских летописцев, останавливался в 1237 году Батый. Увидеть в упомянутых Юлиа’ном географических терминах — слово.«Воронеж» мы не можем».
Однако большинство местных краеведов с мнением профессора В. П. Загоровского не согласились.
Дав названию замка на реке Воронеж «против Дона» имена «Оргенхузин», «Орхенузин», «Овхерук», «Ор’нач», монах вложил *в них определенный смысл, коеюрый будет понятен, если раскрыть этимологию. каждого понятия. |На венгерском языке (он родственен дрёвнемонгольскому) «оргил» означает: острая вершина, пик горы, а «хауз», «хавз», «хавуз» есть не что иное как пруд, ‘водоем, бассейн. Дословный перевод слова «оргенхузин» означало ‘«вода под горой», «горный водоем». То же самое понятие несло и — славо «оргенузин» («орген» — гора; «озён», «узинь» по-венгерски — поток). (В целом слово ‘переводится как гордый поток.
«Орнах, і«ор» — по-тюркски, ло-венгерски ■— ров, крбпостной вал, бугор, холм; «нахр» — река, канал. Вместе взятое «орнах», «орнач» означает: .крепостной рал над рекой. Все эти три названия присущи одному и тому же поселению. Но, поскольку носителями информации для монаха Юлиана были венгры, болгары, аланы, то каждый из них это поселение называл на своем родном языке. Поэтому под именем Онуза, Ор — генхузина, Оргенузина, Орнача фигурировало одно и то іже поселение на реке Воронеже, для которого было характерно то, что всзле него из-‘под горки, хол’ма бил источник воды. Этим ИСТОЧНИКОМ МОГ ‘быть и ныне бьющий родник под университетской «горкой, над которым ‘в 1585 году бы, ла возведена сторожевая крепость Воронеж. Теперь нам становится ‘вполне понятной и символика древнего воронежского герба, утвержденного 21 сентября 1781 года, на котором «щит разделен надвое: в золотом ‘поле двухглавый орел, а в красном ‘поле опрокинутый сосуд, из которого истекает река Воронеж».
В ту позднюю осень, приняв татарских послов, рязанский князь не впустил их в город, боясь согля-
датайстпва и шпионства. Он снарядил гонцов в Дронск, Муром, Коломну, Чернигов и Владимир, приглашая князей к общему отпору врагов. Но не -все откликнулись на его приізьвв. Первым отказался князь Юрий Всеволодович из Владимира. Собрав большое посольство к хану на Воронеж, князь Юрий Игоревич отправил из Рязани своего сына Федора. Прибыв на Воронеж, княжич просил Батыя, чтобы он не «воевал» Рязань. Приняв богатые дары, тот обещал не трогать рязанскую землю, но грозился «^повоевать» русскую землю. «И стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе… и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей…». Князь посмеялся и ответил царю: «Не годится нам,
христианам, водить к тебе… жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».
От такого дерзкого ответа оторопел хан и приказал убить рязанского княжича и его приближенных бояр, а тела их бросить на растерзание диким зверям и птицам.
Исходя из «Чертежа, изображающего древнюю Россию до нашествия татар», опубликованного историком А. И. М’усиным-Пушк, иным в работе «Историческое исследование о ‘местоположении древнероссийского Тьмутора. канкжого) княжения» (Опб, 1794, с. 124), против города, В’оро. нежа указана ставка хана Батыя. Видимо, здесь возле Жировского леса располагался главный шатер монголо’-татарского войска. Ибо в глубине леса была обнаружена скудельница (братская могила) русских воинов. Там же было найдено и несколько греческих крестиков, хранящихся ныне в областном краеведческом музее.
Дождавшись, когда морозы сковали реки Воронеж р Дон[19], ;хан Батый с многочисленным войском по
льду двинулся на север, на Рязань. Тогда-то, видимо, и был разгромлен русский город на Семилукском взгорье, на правом берегу — Дона. Раскопки этого городища, ведущиеся (с 1984 года археологами Воронежского университета под руководством доктора исторических наук, профессора А. Д. Пряхина, дали свидетельства существования несколбких ‘сменивших друг др’уга Поселков: эпохи ранней и средней бронзы
(II тыс. до н. э. — середина II тыс. до н. э.), скифского времени (IV—III вв. до н. э.) и большую серию материалов древнерусского периода (XII—XIII вв.). іПричиной гибели древнерусского (города было татаро- монгольское нашествие.
Есть предположение, что, разгромив городок на Дону [20], татары не тронули Воронежской крепости. На этот факт недвусмысленно указывали все. русские летописи, за исключением ‘Патриаршей и Голенищев — ской, в которых сказано: «Сташа первое станом по
Онозе и взяша ю и пожгоша». Более ’достоверный источник — «Повесть о разорении Рязани Батыем» отрицал фа’кт уничтожения Онузы, подчеркивая: <«взя ея пленом». Этой же ‘мысли ‘придерживался и русский историк В. Н. Татищев, а ‘след за ним jE. А. Волхов, и — «тинов, указавший, что «град сей от них не был разорен. Напротив того, есть причина думать, что татары сделали при. сем горрде снисхождение».
Чудом спасшийся от татарской сабли и стрел слуга княжича Федора Апоница прибежал в Рязань и рассказал о гибели посольства в ставке хана. Князь Юрий Игоревич вместе с. союзными князьями выступил на юг для битвы с татарами. ‘«Сошедшеся у Воронежа з безбожным, узре’вшй бесчисленное множество, стали полки устраивать, .но едва могли устроиться татары всею ‘силою наступили и стали биться».
Е*сли ‘учесть, что средняя скорость движения главных сил татар с обозами и осадными машинами по льду рек Воронежа и Дона составляла 15 километроз в День, то хан Батый от летописной Он’узы (Оргенхузи — на, Орнаха) выступил на север 17—18 ноября 1237 года. Три дня двлгалйсь они (вверх ‘по реке со скоростью 15 километров в день. По пути были уничтожены го- рода-крепости и поселки Огибень на — Дону, Животин — ,ное и Рамонь на Воронеже. На четвертый день (к полудню 20—21 ноября) главные силы (татар в районе современного села Карачуна, а возможно, у села Погребища, встретились с русскими войсками. «И бысть ісЬча зла, и одолеша безбожній… и бежаша, кійждо 1во грады своя. Татарове же, разсверепевше зело, наипаче начаша воевати землю Рязанськую с великою яростію, и грады их разбивающе, и, люде секу — ще, и жгуще и плеіґующе».
Передовые отряды татар устремились за ^’бегущими русскими. Двигались они с несколько большей скоростью. Если даже предположить, что вслед за бегущими рязанскими войсками они устремились со скоростью 25 километров в де^нь, то (Оставшееся до Рязани расстояние татары преодолели за 15—16 дней[21]. Об этом походе летописцы сообщали, что шли они лесом, «поведав, что была взята территория до Пронська» [22], завоеватели ’пленных «овы растинахуть, другие же стрелами растеляху в ня, а они опакы руцъ связывахуть».
6 декабря 1237 года монголы осадили Рязань, а 21 декабря она пала, ибо при взятии города были использованы градобитные цороки, и пороховые заряды. Были захвачены и разорены города Ожевск, Ольгов, Борисов, Глебов, Пронск и др. Монголо-татарское войско двинулось на. .Москву и Владимир.
В конце декабря 1237 года из Черн. иго’ва к Рязани подошел небольшой отряд князя Игоря Игоревича
вместе с воеводой Коловратом. Они застали город в дымящихся развалинах, «…великая церковь внутрь погоре. и почернеша. Не един бо сей град пленен бысть, но и иныи мно’зи. Не бе бо во граде пениа, ни звона, в радости место всегда плач творяща». Князь Игорь ‘принял срочные меры по захоронению погибших. Евпатий Коловрат в недельный срок собрал отряд в 1800 человек и с?.пеіііно ‘выступил вслед за ушедшими татарами. Он их настиг у Коломны в начале января 1238 года. У стен ‘г. орода состоялась «битва рязанцез с монголами. Воины Евпатия сражались мужественно, сам івоевода бился с монгольским батыро, м Хостшру — лом, которого он рассек до седла. Лишь после того, ка<к против воеводы были применены ‘пороки, он был убит.
Тело Евпатия Львовича Коловрата предано земле 11 января 1238 года в* рязанском соборе. На похоронах присутствовал и князь Игорь, который ‘привез с Воронежа тела погибших князей.
10 января пала Коломна, 20 января — Москва. Облавной охотой монголы ‘прошлись по северо-восточ — ной ‘Руси. ;Не дойдя до Новгорода, у Игнач-креста, повернули на юг. На семь ;недель задержались у Козельска и весной 1238 года оказалась в воронежских степях.
Батухан действовал против команов в Дешт-и-кип — чак, Менгухан ушел в Предкавказье, где зимою убил предводителя черкесов Тукара, а Берке взял в плен Арджумана, К, Урем;баса и Капарана, военачальников половецкого племени беркути.
Лишь на следующий год (1239-й) Батухан вновь с царевичами Када’н, Бури, Бучек организовал поход на северные земли русских, в том числе "снова сжег и разгромил Рязань.
4. Зак. 3352 |