ГОРОДА ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ В ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ ВРЕМЯ
Истины наших дней являются ложью г. заблуждением дней вчерашних…
Елена Блаватская
Узнав, о смерти преемника Чингизхана каана Уг^- дея, а также ‘прослышав о блистательной победе нот — городского князя Александра Невского над псамі” рыцарями в Л242 году, .хан Батый спешно верінулс* к реке Итиль, откуда ‘начинал ’свой поход. Его тянулс к ковыльным степям Дешт-и-кипчак. Об этом событие Ипатьевская летопись сообщала, что хан «возвратился изо Оугорь», то есть из Венгрии. Его войско состаь ляло 40—50 тысяч отборных бойцов, а с учетом семей численность его улуса составляла 160—250 тысяч человек. Оно разместилось в завоеванных причерноморских, донских и заволжских степях, простиравшихся от Иртыша до Дуная.
Главной своей ставкой Баїухан на ‘первых порах сделал город Булгар, восстановив его и подправив. Жизнь вскоре забурлила в завоеванных местностях, стали восстанавливаться торода, возобновилась торговля. В зимнее время хан сидел в Булгаре, а летом откочевывал в степи. (Летописи признавали первоначальной столицей Бату, Булгар. Они писали: «Наша идоша в Болгары ко царю и ту встретиша и утолиша его великими многими дарами».
В 1246—1247 гг. с. запада <на восток в ставку к Батыю проследовал путешественник Плано Карпини. На своем пути он ‘не встретил населенных пунктов, лишь чере’па да белые ‘кости ^убитых команов (половцев). Через шесть лет картина резко изменилась. В этих местах побывал другой путешественник, Гильом Рубрук, фламандец по происхождению. Он писал: «…В том
месте, где мы пристали, Бату и Сартак ‘п’риказали устроить на восточном берегу поселок русских, которые перевозят на лодках послов и купцов». Южнез этой донской переправы имелась другая, где «’послы переправляются в зимнее время». На Волге также имелся поселок, населенный русскими и мусульманами (волжскими болгарами). Говоря о переходе излучины от Волги до До, на, Рубрук подчёркивал тот страх, который они пережил’и. Ибо ‘«русские, венгры їй аланы…
по 20 или 30 человек выбегают ночью с колчанами и луками и убивают. всякого, кого застают ночью. Днем они скрываются, а когда лошади их утомляются, они подбираются… к табунам…, обменивают лошадей, а одну или две уводят с собой, чтобы в случае нужды съесть».
Осенью 1254 года Г. Рубрук побывал в ‘новой столице Золотой Орды Сарае (построена в 1250 году). Путешественник оставил оп’исание того велйколе’пия, ів Котором жил хан. «Когда я увидел двор Бату, я оробел, потому что собственно дома его казались как бы каким-то большим городом, протянувшимся в длину и отовсюду окруженным народами на расстоянии трех или четырех лье». Юрта Батыя была богато украшена золотом и дорогими материями. Посреди шатра — деревянный престол, обложенный серебряными и позолоченными листками, ножки его из серебра, а верх усыпан драгоценными каменьями.
В — первые годы Батуханом были восстановлены такие города как Булгар, Судак, Азак (Азов), Дербент, Укек (близ нынешнего Саратова) и еще 15—20 городов. Всего же в золотоордынское время имелось около 110 различных городов. Хан всячески способствовал торговле.
Дешт-и-кишчак хан поделил на правое и левое крыло. В правое крыло. входили Ак-Орда.(Белая Орда), принадлежащая Бату. Девое крыло Кок-Орда (Синяя Орда) было отдано его старшему ‘брату. Свое крыло ^Батый также поделил на правое и левое. Его личный улус (левое крыло) занимал все левобережье Волги от ее устья до — Камы, а правое крыло — правобережье Волги — было отдано сыну Сартаку. Каждое ‘крыло делилось на, улусы, вначале было всего 15 улусов, которыми ведали улусбеки. Весь чиновничий аппарат в улусах возглавляли беклярибеки (бек над беками) и визир. Ха*н же — стоял на вершине этой ‘пирамиды власти. В русско-ордынском пограни/чье были созданы ^буферные ЗОНЫ Протяженностью ОТ (50 до 200 километров. Воронежский край также представлял такую зо — ‘ну. Здесь проживало русское население, возглавляемое золотоордынской администрацией. Видимо, в этот период близ бывшего города Усугрова через реку Воронеж (пробив нынешнего острова) была устроена
іпереправа — :Сугров б’род со стоящим на берегу «оплетем» (сигнальным колоколом). Эта переправа обслуг живала купеческие караваны и. служебную администрацию.
В течение йервых 70 лет в Золотой Орде господствовало языческое многобожие в форме шаманизма. (Са, м Батухан был язычником, не придеірживался «ни — ‘какой веры и сект, о‘н их считал только способом по — знаніия божества».
Саинхан, как зваліи приближенные Батыя, скончался в Сарае весной 1256 года. Похоронен по д|ревне — монгольскому обычаю [23].
Убрав с дороги претендентов (сыновей Бату Сарта- ка и Ула;гчи), в 1257 гоуд на ‘престол взошел младший ■брат умершего — 50-летний Берке. В том же году он (Произвел на Руси перепись населения, поделив все завоеванные земли на десятки, сотни, тысячи и тьму. <(10 тысяч). По этому поводу в ряде русских городов (вспыхнули восстания, жестоко подавленные завоевателями. Сотники и баскаки были назначены и в буферную зону, в воронежский край. Зона эта проходила по ‘южным границам Рязанского княжества. Города буферной зоны назывались городами Червленого Яра [24].
Развитие градостроительства, торговли, ремесел •постепенно приводило татар к оседлости. Это было Причиной того, что. многие из них, знакомясь с хри — стианство’М, обращалась в эту веру. Характеризуя то ‘время, историк С. М. Соловьев отмечал: «Время от ‘Калиты до Дмитрия Донского долж’но считать самым ‘благоприятным для ‘восточной торговли». Все это ‘способствовало тому, что в 1261 году в столице Золотой Орды была открыта Сарайская епархия, оказывавшая ханам неоценимые услуги на дипломатическом
‘фронте (’через міит. рополита хан вел переговоры с Византией). Епархия вьгетупала охранительницей • интг — ‘рёсов. русских в ‘ставке хана, обращала в христианскую •вер. у іязьічниКов-тата. р. В 1276 году сарайс’кий епископ Феогност ‘на Константи’нопольсщм соборе испрашивал: «Приходящих от ‘татар, хотящих креститься, и не будет велика ‘сосуда, (в чем погружать ему (его)?». Собор наставлял его: «Да обліивают его трижды, глаголя:
«во имя отца…» и т. п.
Проблему городов Червленого Яра до революции критически рассмотрел воронежский краевед С. Н. Введенский, который отверг мнение историка Д. ‘Иловайского, местных ученых Н. И. Второва, Л. Б. Вей. нберга. М. А. Веневитинова, председателя Воронежской уіче- ’ной архивной комиссии писателя Е. Л. Маркова, полагаівшіих, что область Червленого Яра простиралась от устья реки Воронежа до рек Хопра, Вороны, Медведицы. С. Н. Введенский локализовал Червленый Яр левой стороной Медведицы.
Ныне эту проблему подробно рассмотрел ученый А. А. Шенников в монографии «Червленый Яр». В ней он не Только дал историографию вопроса, но ‘и проанализировал события, ‘происходившие на этой территории в золотоордынское время. |Мы полагаем, что эти города входили в буферную зону, отделяівшую Рязанское княжество от владений татар. Сами завоеватели лод — чергкивали неоднократно, что это «зе, мли русских». В этих условиях город Воронеж продолжал существовать, :правда, под другим именем, под этанимом «Ор — ■нач», но на том месте, где :стоял город Онуза, Оргенхузин (рядом с ним находился еще один город, получивший ‘название «Кехреба»), Возвысившийся іпрч Саинхане и Берке военачальник Ногай силой овладел этими городами и близ них основал свой юрт, который располагался на другом холме, рядом с Орначем! и Кехребой, на Чужовском холме (ныне Чижо<вка). Это слово ‘происходило не от сл’ова «чижи», а от «чужой». Этоним «Кехреба» имел синонимы «Валах», «Тама’к», «Узнак», что означало: кочевье на мелком
месте реки или кочевье у горы, возвышенности. Местоположение Кехребы соответствовало переправе у Суг — рова брода, идущего от Семилук.
После «.мерти третьего правителя Золотой Орды Менгу-Тцмура (1266—1’280), в государстве возник кріизгіс власти. Один за другим ушли — правители Туй — •даменгу (1280—1287), Тулабуги (1287—1290). Хитрый їй вероломный ‘политик /Ногай решил возвести на престол сына Менгу-Тимура — Токту. Это необходимо было •ему для дальнейшего расширения своих владений (он распоряжался территорией от Дона до Молдавии). Женатый на дочери византийского императора Михаила Палеолога Ефросинье (Хани-Джани), он самовольно распоряжался делами .русских ікнязей. Летом он коче’вал возле «земель русских Орнач и Кехреба [25], которые он сам завоевал и сделал своим юртом и местопребыванием». Жеілание его присоединить земли от Дона до Волги столкнулось с интересами Токты. :27 сентября 1299 года Токта собрал 30 туменов войска ■на берегу У. ЗИ и пригласил Ногая к смотру. Но тот! не явился, хотя находился в Орначе. Через Узи Токта переправиться не смог, так как зима была мягкая и. река не замерзла. Весной 1300 года Токта устроил свое летовье у берегов Таны (Дона). Туда же явился и Могай со всем семейством и стал хитрить, прикинувшись больным. «Я хочу собрать курултай, — заявил ;<5н эмирам, — .чтобы ‘с ©ами уладить дело». Ему поверили, и чаЬть івойока Токты ;разошлась — по домам. На іберегу Тана в «местности Бахтияри (Таджимари, Ях — шимари) [26] они сошлись и вступили в бой. Токта был (разбит и бежал в Сарай». Ногай.’присоединил к своему ул^су междуречье Волго-Дон и с войском ушел ‘на (Северный Давказ в старый свой юрт на ‘берегу реки Берды.
Собрав,60 туменов войска хан Токта прибыл туда и сразился со ^’воим «благодетелем», разбил войско Ногая и его сыновей. Ногай был ранен русским воином и вскоре скончался. Эта победа позволила Золотой Орде после длительного ‘кризиса вновь окрепнуть.
12 апреля 1308 <года хан Токта (1299—1312) выдал только что ‘назначенному митрополиту Петру (1308— 1326) ярлык о переводе митрополии из Киева во Владимир. «А как ты во Владимире сядешь, то будешь богу молиться за нас и за потомжов наших». Возникшая1 ‘при этом вторичная распря о городах Червленого Яра, митро’политом Петром вновь была разрешена в пользу Рязанской кафедры.
Третий этап тяжбы о городах Червленого Яра возник при митрополите Феогносте (1328—1353). Эту пограничную между двумя епархиями область митрополит в 1330 году закрепил за рязанским епископом, но Ьозже переменил решение, отдал ее саранскому владыке Афанаоию. В 1340 году Ьыдал даже ему гра, моту на владение этими городами.
Рязанские епископы, соб’рав документы предшествующих лет, выехали на прием к Феогносту. Лично изучив бумаги, Феогност возвратил право на управление городами Рязанской епархии и выдал грамоту Следующего содержания: «Благословение Феогноста, митрополита всеа Руси, к детям моим, к баскакам, и к сотникам, и к игуменам, їй попам и ко всем крестьянам Червленого Яру’и ко всем городам по Велику Ворону… Ведаете дети занеже многажды речи и мятеж был промеж двумя владыками Рязанским и Сарайским. про пределы те… Ныне же п’риехал ко мне владыка Рязанский с крылошаны своим и привез ко мНе грамоту брата моего (Максима, митрополита Петра ‘и явил мне третью грамоту владыки Софонья. И си вся яз ныне видав, расудил есмь по трем грамотам, что держати владыке Рязанскому передела того всего по Велику Ворону».
После внезапной смерти хана Токты в течение 30 лет в Сарае безраздельно господствовал Узбек (1312—1342). При нем начался бурный рост городов, расцвела торговля. В качестве государстшенной рели
гии Узбек ввел ислам, но терпимо относился и к христианству.
В этот период в пределах современного Воронежского края на одном. из золотоорды’н’ских кочевий в низовьях Битюга (возле села Мечетки Бобровского района Воронежской области) [27] была построена, каменная ме’четь, стены которой были украшены рогатыми цветными йзразцами, укрепленными цементом. Мечеть служила и мавзолеем (в подполе имелись захоронения). И хотя культурный, слой возле ритуального здания ‘на 30—40 метров не имел <бытсвых отходов, это дает нам право заявить, что мечеть-мавзолей была (своего рода эпицентром кочевого города, вокруг которого в летнее время устанавливались юрты.
Введение ислама в Золотой Орде значительно ослабило позиции христиан в Сарае. В’новь вс’пыхнул спор о городах Червленого Яра, разрешить который взялся митрополит Алексий. В его грамоте «ко всем крестьянам, обретающим в пределе Червленого Яру ‘и к караулом возле Хопо? р до Дону, попа;м и дьяконам, и к баскаком, и « сотником, и к бояром» после пространных ‘нравоучений «також подана власть владыце вашему (имеется в виду рязанский епископ) вы как его слов не принимаете, но странных пастухов принимаете», ‘следовало подтверждение содержания грамот Максима, Петра, Феогноста «о том переделе,^по Велику Ворону, возле Хопор, до Дону, по караулом».
Из текста видно, что сами червоноярцы, заключал
А. А. Ше’нников, предпочитали подчиняться Сарайской епархии (церковную пошлину платили *в Сарай), а са- райский епископ начал заменять ‘рязанских священников сараййсими («странными пастуха, ми»).
После правления тсыновей хана Узбека Джанибека (1342—1357), Бердибека (1357—1359) в государстве не осталось ни одного мужского представителя, по прямой линии восходящего к Батухану. В орде на’чал —
ся криз, ис правящей верхушки, так называемая «замятия». На престоле правители сменялись один за другим. В этот момент выдвинулся бы’вший при хане Бердибеке б£клярибек Мамай. Он /владел улусом в Крыму и был женат на ханской дочери [28]. Он поднял’ против хана Тдмур-ходжи ©обитание, убил его и объявил золотоорды/нскдм ханом Абдуллаха. Но престол в тот момент у’спел занять другой хан. Мамаю с войском и марионеткой Абдуллахом пришлось бежать в Крым, где он занялся подготовкой к войне с золотоордынским х^ном Орда-меликом. Для этой войны ему требовалось замучиться поддержкой Москвы. Но Дмитрий Иванович отказал Мамаю. Тогда он. в )1378 году д’винул против Москвы івойско Беґича, которое на реке Воже было разгромлено. Темник начал fdTO — виться к решающему сражению.
Местом сбора войск Мамай. назначил устье Воронежа. Туда стали стекаться «князья ордынские». Ака* дем, ик Б. Д. Греков считал, что место было избрано не случайно — отсюда хан Батый совершил поход на Русь їв 1237 году. Непобедимый Бату не знал поражений. Этого добивался и Мамай.
23 июля 1380 года от сторожевого дозара Андрея Попова сына Семенова в ‘Мйскве получена весть: «Царь Мамай со всеми силами ордынскими… ныне на реке на Воронеже». Донские казаки, которые также приняли участие щ битве на поле Куликова»!, сообщали: «Мамай ^волжские юрды не .князем уже зовется, — шо івеликий сильный хан и стоит на Воронеже, кочуя во мнози силе, }И хо’щет на. тя эдти, ратию». <Мамай тем временем выжидал прихода литовского князя Ягайло.
8 сентября 1380 года на Куликовом поле состоялась бинва, :в ходе которой князь Дмитрий Донской разгромил темника Мамая. После ©того поражения Мамай уже не, мог оправиться [29].
В погоне за бежавши, м Мамаем Тохтамыш безжалостно ограбил и предал огню на правом берегу Дона все города и поселки, принадлежавшие ул’у^у Мамая. Находки джучидских монет в этих (поселениях свидетельствуют о полном уничтожении) всех жителей. Это произошло в селах Семилуках, Подклетном, Девице, Острожках ‘Воронежского уезда, селе Борщеве Коро — тоякского уезда, где найдены клады джучидских монет, датируемые концом XIV века (после 1380— 1395 гг.).
Стремясь принизить роль КУликовской бйтвы, Тохтамыш в 1382 году неожиданно напал на МоскЬу и сжег ее. Но Москва уже расправляла плечи, прочно стояла на ногах.
В 1389 году Доном на юг на трех стругах до Азова, а далее морем до Царьграда проследовал митрополит Пимен. Рассказывая о с’воем путешествии, он пиісал: «В четвертый день… прошли Кри’вой Бор. В шестой же день дошли до устья Воронежа-реки. Утром же мая 9 дня в воскресенье, на ‘память святого чудотворца Николы, приехал к нам кня’зь Ю. рий Елеп! кий с бояра — ми, своими и со ‘МНОГИМИ, людьми… Оттуда. же приплыли к Тихой .Сосне и видели 1скалы каменные, белые, дивно и красиво стоят рядом, как небольшие стога, белые и очень светлые, стоят над рекою Сосною.
Тогда же минули реку Червленый Я. р, и Битюг реку и Хопер реку… устье МедЬедицы, минули реку Горы Высокие и Белый Яр реку».
После Великой Луки и. Перевоза путешественники вступили ‘в землю татарськую ‘(минули царев улус Са — рыхозин) и «отсюда начал страх одолевать», хотя, как сообщал автор «Хождения», «…татары наїс ничем не Обижали, только расспрашивали… никакой па, кости не иворили и молоко нам давали».
Говоря о запустении воронежского края (поел# Тохтамышева нашествия), автор давал серединную локализацию Червленого Яра (река Икорец), указывал на границу «земли татарской», хотя она и была относительной [30]. При этом аІзтор подчеркивал дружелюбие татар.
С 1380 по 1390 год хан Тохтамыш значительно укреГпил авторитет государства, провел денежную реформу, захватил ряд областей в Закавказье, посягнув тем самым на владения Тимура. В январе 1391 года Тимур выступил из Ташкента с огро. мной армией и в течение ПОЛ’уГОДа ДОШеЛ ПО левому берегу ВОЛГИ |ДО Самарской излучины, где на речке Кундурга 18 июня 1391 года нанес арм. ии Тохтамыша поражение. /Но это ‘не усмирило Тохтамыша. |Он снова пделал свои полки во владения Тимура.
Весной 1395 года, пройдя узкое горло Дербентского прохода и (выйдя на простор закавказских степей, 14 апреля ‘1395 года Тимур на Тереке разбил армию Тохтамыша. Преследуя убегавшего на север врага, Тимур дошел до Таратурской переправы через Волгу и на левый берег отправил Койричак-оглана (сына Урус — хана) вместе t отрядом уз’беков, передав ему власть над Золотоордынским ханством.
Затем ‘войска Тимура дошли до Укека и разгромили этот город. Укек (Увек) был таможенным городом Золотой Орды. Располагался он у современного города Саратова [31].
Продолжая идти за убегающим противником, Тимур дошел до Дивьих гор (Жигулевских гор), до реки ■Уса, где уже ібьіл в 139*1 году. Преследуемый Тохтамыш бросил ханство и «ушел в сторону Булара в1 лесистую местность». Тогда Тимур повернул свое войско против •правого крыла улуса Джучихана и двинулся «[32]в ту беспредельную степь к реке Узи» *.
Назначенный в сторожевой отряд эмир Осман взял с собой проводников и, видимо, поспешил по древнему военно-торговому пути Булгар — Киев. «Дойдя до реки Узи, он в местности Манкерман [33] ограбил Бек-Ярын-оглана и некоторых tora находящихся там людей улуса узбекского и большую часть их покорил, так что лишь немногие и то с одной лошадью ’могли спастись».
Далее персидский источник, сообщая о маршруте Тимура, отмечал: «Повернув от реки Узи, Тимур
ісчастліг-зо направился на русских. Подобные небосводу «войска на берегу реки Тан еще, раз окружили Бек — Ярына; спереди у него оказалась река кровопийца, Сзади отважное войско. Дойдя до Карасу, одного. из городов русских, они разграбили весь город внутри и Снаружи. Бек-Ярын-оглан дошел до ’полного изнеможения и, бессилия… оставив семью и детей своих в когтях несчастья, бежал с одним лишь сыном їй вышел из окружения их».
Аівтор .работы «Распад Золотой <Орды» М. Г. Сафар- гадиеЪ.(Саранск, 1960) считал, что Карасу, ‘по всем признакам, соответствовал городу Ельцу. Но академик Б. Д. Греков и А. Ю. Якубовский не признавали, 4fo Карасу — это Елец, подвергая сом’нению такое утверждение. Исследователь А. А. Шенииков также считал, что Карасу — это Елец, название которого персидский
автор мог узнать от тюркоязычного ,населения, ‘проживавшего рядом. Эти авто. ры шолагали, что персы, по — Івернув «от Узи на русских», переправились через Дон на. правый берег. Но э. то не так, персидский автор ‘продолжал вести раїссказ о зах’вате всего семейства Беч-Ярын-оглана, предоставлении им от Тимура по — ідарков и л. ишь после. этого. отправки всех жен и детей [бежавшего Джучида вслед за ‘ним. Далее аВто. р записок повел рассказ о ‘повторном набеге на правое крыло Джучидова улуса, захвате городов Сарай, Урус, Урус — чук (которые, кстати, располагались — на левобережье Дона) и уже далее о движении Тимура на Москву.
Чтобы убедиться, что Карайу — город русских, следует. раскры’ть его этимологию. «Ка, расу» — слово •тюркского (происхождения щ означает родник, озерко, ‘тип демного’водной реки, питающейся выходом грунтовых вод у подножья горы. Существует и другое объяснение слова: «кара» — древнетюркское слово со значением земля, суша. В дословном переводе-«карасу»— земная вода,, вода. из-‘под земли, что наиболее полно Отражает происхождение этого слова, хотя обычно объясняют «ка, расу» <как черная вода [34]. Получается, ічто автору «сказаний» о псіходе Тимура не надо было ‘искать возле Карасу жителей тюркоязы’чного населе — ■вдія, о’ни находились рядом с городом Орнач (Карасу), *гак как вблизи было расположено кочевье Бек-Ярын — оглана — бывший юрт Ногая на Чужевской горе.
Далее ав-ґор Шами замечал, что «мирза Миран — шах, Джеханшах-бахадур и другие темники повернули ‘назад и вторично совершили набег на правое крыло Джучева улуса, уничтожив Бек-ходжу и других эмиров fco своим улусом, разгромив города Сарай, Ур’ус и Уру’Счстк, подчи’ниїв их своей власти».
Судя по местоположению Сарая, это скорее всего нынешнее село Мечетка, где в пойме реки Битюга и стояло татарское кочевье с мечетью. Города Урус и Урусч’ик находились где-то поблизости от Сарая, скорее всего на реке Битюге, так как составляли города одного улуса. Этимология «Урус» раскрывается как ур (узбекск.) отлогая возвышенность, обрыв (сродни русскому слову «яр»), а «ус» (тюркск.) —вода, река. Отсюда дословный перевод: город на возвышенном месте
у реки.
Тот же а’втор опиісаний похода Тимура отмечал, что другой предводитель «мирза Мухаммед-Султан (сын Тимура. — А. А.) ограбил еще жлтелей Кубунджи-ка — раула,[35] и другие племена и народы неприятельские, как, например, ‘племена Кур! буки, Бирлана, Юргуна и Келечи… отобрал у них огромное количество разного имущества, взял в плен и привел женщин. и детей».
Таким образом, Тимур со своим войском разграбил почти все города на территории воронежского края и главный из н[их ;Карасу (см. в персидском источнике: «Дойдя до города ypyccte ‘по име’ни Карасу, разграбил его со всей облас’тью»). И только после этого автор отметил, что за(воеватель направился к<… ;к городу уру — cote ’по имени Машку». «Прибыв туда, _— продолжал t’BTop, -— победонос’ное ‘войс’ко опустошило всю ту область, вне города, разбило и уничтожило всех эмиров тамошних. В руки воинов попала большая добыча».
Мы знаем, что Тимур не дошел до Москвы. Вышеуказанные сроки касаются разгрома Ельца, от которого завоеватель ’повернул на юг и двинулся вдоль правого ‘берега Дона до Азова.
Таковы события, развернувшиеся в пределах воронежского края летом 1395 года, когда под ударами сабель воинов Тимура были разграблены цветущие города, наруше’ны торговые пути.
Предположить о том, что битва с Бек-Ярын-огла — но’м происходила в местности при слиянии Воронежа с Доном, дае’т основание такой факт. В 1907 роду в окрестностях Червленого Яра лесное ведомство решило произвести окопку канавой Жировской казенной дачи и на. глубине 3/4 арши’на (54 — см) наткнулось на человеческие скелеты. Их положения были различные, они были присыпаны землей кое-как. Члены Воронежской ученой архивной комиссии после детального осмотра сделали вьґвод, ,что здесь происходило «‘побоище, {в котором аборигены этой местности был>и неприятелем перебиты… уделєівшие (не имели возможности вернуться на свои пепелища, ■ чтобы похоронить по обрядам убитых».
И еще: старожил села Малышева (на ‘правом берегу Воронежа, против устья) рассказывал, что до Великой Отечествен’ной войны на левобережье Воронежа у Жироївского леса после .половодья вымывало водой "человеческие скелеты, щиты, кольчуги, шлемы.
Анализ пе. роидсіки’х источников ‘показал, что главным ‘владетелем земель в междуречье Волго-Дона (на широтах современной Воронежской области) был Бе’к — Ярын-оглан, ставка которого находилась в золотоордынском городе [36] близ Карасу. В. районе реки Вороны находился ул[ус Хурмодая (к. слову сказать, он не был разгромлён Тимуром), в пределах которого были разбиты и взяты в плен Саби-нойон, Баш-Тимур-оглан, Актау, а также локорен узбекский улус, находившийся в пределах края. Улус Бек-ходжа кочевал! по рекам Битюгу, Икорцу. В районе Кубунджи-ікараула (по ре- ‘кам Медведице, Хопру, (Савале) проживали племена курбука, бирлая, юргуя, келечи [37], которые также были ограблены, и пленены Тимуром.
Из существовавших в крае городов в источниках были указаны Карасу, Сарай (нынешнее село Мечетка с мечетью-мав’золеем), Урус, Урусчук, а также русские города-караулы в пределах нынешнего Но’вохоперско — го края.
Поход Тамерлана опустошил воронежский край, и жизнь здеісь замерла на несколько десятков лет.