ГОРОДА ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ В ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ ВРЕМЯ

ГОРОДА ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ В ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ ВРЕМЯ

Истины наших дней являются ложью г. заблуждением дней вчерашних…

Елена Блаватская

Узнав, о смерти преемника Чингизхана каана Уг^- дея, а также ‘прослышав о блистательной победе нот — городского князя Александра Невского над псамі” рыцарями в Л242 году, .хан Батый спешно верінулс* к реке Итиль, откуда ‘начинал ’свой поход. Его тянулс к ковыльным степям Дешт-и-кипчак. Об этом событие Ипатьевская летопись сообщала, что хан «возвратил­ся изо Оугорь», то есть из Венгрии. Его войско состаь ляло 40—50 тысяч отборных бойцов, а с учетом семей численность его улуса составляла 160—250 тысяч че­ловек. Оно разместилось в завоеванных причерномор­ских, донских и заволжских степях, простиравшихся от Иртыша до Дуная.

Главной своей ставкой Баїухан на ‘первых порах сделал город Булгар, восстановив его и подправив. Жизнь вскоре забурлила в завоеванных местностях, стали восстанавливаться торода, возобновилась тор­говля. В зимнее время хан сидел в Булгаре, а летом откочевывал в степи. (Летописи признавали первона­чальной столицей Бату, Булгар. Они писали: «Наша идоша в Болгары ко царю и ту встретиша и утолиша его великими многими дарами».

В 1246—1247 гг. с. запада <на восток в ставку к Ба­тыю проследовал путешественник Плано Карпини. На своем пути он ‘не встретил населенных пунктов, лишь чере’па да белые ‘кости ^убитых команов (половцев). Через шесть лет картина резко изменилась. В этих ме­стах побывал другой путешественник, Гильом Рубрук, фламандец по происхождению. Он писал: «…В том

месте, где мы пристали, Бату и Сартак ‘п’риказали устроить на восточном берегу поселок русских, кото­рые перевозят на лодках послов и купцов». Южнез этой донской переправы имелась другая, где «’послы переправляются в зимнее время». На Волге также имелся поселок, населенный русскими и мусульманами (волжскими болгарами). Говоря о переходе излучины от Волги до До, на, Рубрук подчёркивал тот страх, ко­торый они пережил’и. Ибо ‘«русские, венгры їй аланы…

по 20 или 30 человек выбегают ночью с колчанами и луками и убивают. всякого, кого застают ночью. Днем они скрываются, а когда лошади их утомляются, они подбираются… к табунам…, обменивают лошадей, а одну или две уводят с собой, чтобы в случае нужды съесть».

Осенью 1254 года Г. Рубрук побывал в ‘новой столи­це Золотой Орды Сарае (построена в 1250 году). Пу­тешественник оставил оп’исание того велйколе’пия, ів Котором жил хан. «Когда я увидел двор Бату, я оро­бел, потому что собственно дома его казались как бы каким-то большим городом, протянувшимся в длину и отовсюду окруженным народами на расстоянии трех или четырех лье». Юрта Батыя была богато украшена золотом и дорогими материями. Посреди шатра — деревянный престол, обложенный серебря­ными и позолоченными листками, ножки его из серебра, а верх усыпан драгоценными каменьями.

В — первые годы Батуханом были восстановлены та­кие города как Булгар, Судак, Азак (Азов), Дербент, Укек (близ нынешнего Саратова) и еще 15—20 горо­дов. Всего же в золотоордынское время имелось около 110 различных городов. Хан всячески способствовал торговле.

Дешт-и-кишчак хан поделил на правое и левое крыло. В правое крыло. входили Ак-Орда.(Белая Ор­да), принадлежащая Бату. Девое крыло Кок-Орда (Синяя Орда) было отдано его старшему ‘брату. Свое крыло ^Батый также поделил на правое и левое. Его личный улус (левое крыло) занимал все левобережье Волги от ее устья до — Камы, а правое крыло — право­бережье Волги — было отдано сыну Сартаку. Каждое ‘крыло делилось на, улусы, вначале было всего 15 улу­сов, которыми ведали улусбеки. Весь чиновничий аппа­рат в улусах возглавляли беклярибеки (бек над бека­ми) и визир. Ха*н же — стоял на вершине этой ‘пирамиды власти. В русско-ордынском пограни/чье были созданы ^буферные ЗОНЫ Протяженностью ОТ (50 до 200 километ­ров. Воронежский край также представлял такую зо — ‘ну. Здесь проживало русское население, возглавляемое золотоордынской администрацией. Видимо, в этот пе­риод близ бывшего города Усугрова через реку Воро­неж (пробив нынешнего острова) была устроена

іпереправа — :Сугров б’род со стоящим на берегу «опле­тем» (сигнальным колоколом). Эта переправа обслуг живала купеческие караваны и. служебную админист­рацию.

В течение йервых 70 лет в Золотой Орде господст­вовало языческое многобожие в форме шаманизма. (Са, м Батухан был язычником, не придеірживался «ни — ‘какой веры и сект, о‘н их считал только способом по — знаніия божества».

Саинхан, как зваліи приближенные Батыя, скон­чался в Сарае весной 1256 года. Похоронен по д|ревне — монгольскому обычаю [23].

Убрав с дороги претендентов (сыновей Бату Сарта- ка и Ула;гчи), в 1257 гоуд на ‘престол взошел младший ■брат умершего — 50-летний Берке. В том же году он (Произвел на Руси перепись населения, поделив все за­воеванные земли на десятки, сотни, тысячи и тьму. <(10 тысяч). По этому поводу в ряде русских городов (вспыхнули восстания, жестоко подавленные завоевате­лями. Сотники и баскаки были назначены и в буфер­ную зону, в воронежский край. Зона эта проходила по ‘южным границам Рязанского княжества. Города бу­ферной зоны назывались городами Червленого Яра [24].

Развитие градостроительства, торговли, ремесел •постепенно приводило татар к оседлости. Это было Причиной того, что. многие из них, знакомясь с хри — стианство’М, обращалась в эту веру. Характеризуя то ‘время, историк С. М. Соловьев отмечал: «Время от ‘Калиты до Дмитрия Донского долж’но считать самым ‘благоприятным для ‘восточной торговли». Все это ‘способствовало тому, что в 1261 году в столице Золо­той Орды была открыта Сарайская епархия, оказывав­шая ханам неоценимые услуги на дипломатическом

‘фронте (’через міит. рополита хан вел переговоры с Ви­зантией). Епархия вьгетупала охранительницей • интг — ‘рёсов. русских в ‘ставке хана, обращала в христианскую •вер. у іязьічниКов-тата. р. В 1276 году сарайс’кий епископ Феогност ‘на Константи’нопольсщм соборе испрашивал: «Приходящих от ‘татар, хотящих креститься, и не будет велика ‘сосуда, (в чем погружать ему (его)?». Собор наставлял его: «Да обліивают его трижды, глаголя:

«во имя отца…» и т. п.

Проблему городов Червленого Яра до революции критически рассмотрел воронежский краевед С. Н. Вве­денский, который отверг мнение историка Д. ‘Иловай­ского, местных ученых Н. И. Второва, Л. Б. Вей. нберга. М. А. Веневитинова, председателя Воронежской уіче- ’ной архивной комиссии писателя Е. Л. Маркова, полагаівшіих, что область Червленого Яра простиралась от устья реки Воронежа до рек Хопра, Вороны, Мед­ведицы. С. Н. Введенский локализовал Червленый Яр левой стороной Медведицы.

Ныне эту проблему подробно рассмотрел ученый А. А. Шенников в монографии «Червленый Яр». В ней он не Только дал историографию вопроса, но ‘и проана­лизировал события, ‘происходившие на этой территории в золотоордынское время. |Мы полагаем, что эти го­рода входили в буферную зону, отделяівшую Рязанское княжество от владений татар. Сами завоеватели лод — чергкивали неоднократно, что это «зе, мли русских». В этих условиях город Воронеж продолжал существо­вать, :правда, под другим именем, под этанимом «Ор — ■нач», но на том месте, где :стоял город Онуза, Орген­хузин (рядом с ним находился еще один город, полу­чивший ‘название «Кехреба»), Возвысившийся іпрч Саинхане и Берке военачальник Ногай силой овладел этими городами и близ них основал свой юрт, кото­рый располагался на другом холме, рядом с Орначем! и Кехребой, на Чужовском холме (ныне Чижо<вка). Это слово ‘происходило не от сл’ова «чижи», а от «чу­жой». Этоним «Кехреба» имел синонимы «Валах», «Тама’к», «Узнак», что означало: кочевье на мелком

месте реки или кочевье у горы, возвышенности. Место­положение Кехребы соответствовало переправе у Суг — рова брода, идущего от Семилук.

После «.мерти третьего правителя Золотой Орды Менгу-Тцмура (1266—1’280), в государстве возник кріизгіс власти. Один за другим ушли — правители Туй — •даменгу (1280—1287), Тулабуги (1287—1290). Хитрый їй вероломный ‘политик /Ногай решил возвести на пре­стол сына Менгу-Тимура — Токту. Это необходимо было •ему для дальнейшего расширения своих владений (он распоряжался территорией от Дона до Молдавии). Женатый на дочери византийского императора Михаи­ла Палеолога Ефросинье (Хани-Джани), он самоволь­но распоряжался делами .русских ікнязей. Летом он коче’вал возле «земель русских Орнач и Кехреба [25], ко­торые он сам завоевал и сделал своим юртом и место­пребыванием». Жеілание его присоединить земли от Дона до Волги столкнулось с интересами Токты. :27 сентября 1299 года Токта собрал 30 туменов войска ■на берегу У. ЗИ и пригласил Ногая к смотру. Но тот! не явился, хотя находился в Орначе. Через Узи Токта переправиться не смог, так как зима была мягкая и. река не замерзла. Весной 1300 года Токта устроил свое летовье у берегов Таны (Дона). Туда же явился и Могай со всем семейством и стал хитрить, прикинув­шись больным. «Я хочу собрать курултай, — заявил ;<5н эмирам, — .чтобы ‘с ©ами уладить дело». Ему пове­рили, и чаЬть івойока Токты ;разошлась — по домам. На іберегу Тана в «местности Бахтияри (Таджимари, Ях — шимари) [26] они сошлись и вступили в бой. Токта был (разбит и бежал в Сарай». Ногай.’присоединил к своему ул^су междуречье Волго-Дон и с войском ушел ‘на (Северный Давказ в старый свой юрт на ‘берегу реки Берды.

Собрав,60 туменов войска хан Токта прибыл туда и сразился со ^’воим «благодетелем», разбил войско Ногая и его сыновей. Ногай был ранен русским воином и вскоре скончался. Эта победа позволила Золотой Орде после длительного ‘кризиса вновь окрепнуть.

12 апреля 1308 <года хан Токта (1299—1312) выдал только что ‘назначенному митрополиту Петру (1308— 1326) ярлык о переводе митрополии из Киева во Вла­димир. «А как ты во Владимире сядешь, то будешь богу молиться за нас и за потомжов наших». Возник­шая1 ‘при этом вторичная распря о городах Червленого Яра, митро’политом Петром вновь была разрешена в пользу Рязанской кафедры.

Третий этап тяжбы о городах Червленого Яра воз­ник при митрополите Феогносте (1328—1353). Эту пограничную между двумя епархиями область митро­полит в 1330 году закрепил за рязанским епископом, но Ьозже переменил решение, отдал ее саранскому вла­дыке Афанаоию. В 1340 году Ьыдал даже ему гра, моту на владение этими городами.

Рязанские епископы, соб’рав документы предшест­вующих лет, выехали на прием к Феогносту. Лично изу­чив бумаги, Феогност возвратил право на управление городами Рязанской епархии и выдал грамоту Следую­щего содержания: «Благословение Феогноста, митро­полита всеа Руси, к детям моим, к баскакам, и к сот­никам, и к игуменам, їй попам и ко всем крестьянам Червленого Яру’и ко всем городам по Велику Ворону… Ведаете дети занеже многажды речи и мятеж был промеж двумя владыками Рязанским и Сарайским. про пределы те… Ныне же п’риехал ко мне владыка Рязанский с крылошаны своим и привез ко мНе грамо­ту брата моего (Максима, митрополита Петра ‘и явил мне третью грамоту владыки Софонья. И си вся яз ныне видав, расудил есмь по трем грамотам, что дер­жати владыке Рязанскому передела того всего по Велику Ворону».

После внезапной смерти хана Токты в течение 30 лет в Сарае безраздельно господствовал Узбек (1312—1342). При нем начался бурный рост городов, расцвела торговля. В качестве государстшенной рели­

гии Узбек ввел ислам, но терпимо относился и к хри­стианству.

В этот период в пределах современного Воронеж­ского края на одном. из золотоорды’н’ских кочевий в ни­зовьях Битюга (возле села Мечетки Бобровского района Воронежской области) [27] была построена, камен­ная ме’четь, стены которой были украшены рогатыми цветными йзразцами, укрепленными цементом. Мечеть служила и мавзолеем (в подполе имелись захороне­ния). И хотя культурный, слой возле ритуального зда­ния ‘на 30—40 метров не имел <бытсвых отходов, это дает нам право заявить, что мечеть-мавзолей была (своего рода эпицентром кочевого города, вокруг кото­рого в летнее время устанавливались юрты.

Введение ислама в Золотой Орде значительно осла­било позиции христиан в Сарае. В’новь вс’пыхнул спор о городах Червленого Яра, разрешить который взялся митрополит Алексий. В его грамоте «ко всем крестья­нам, обретающим в пределе Червленого Яру ‘и к ка­раулом возле Хопо? р до Дону, попа;м и дьяконам, и к баскаком, и « сотником, и к бояром» после простран­ных ‘нравоучений «також подана власть владыце ва­шему (имеется в виду рязанский епископ) вы как его слов не принимаете, но странных пастухов при­нимаете», ‘следовало подтверждение содержания гра­мот Максима, Петра, Феогноста «о том переделе,^по Велику Ворону, возле Хопор, до Дону, по караулом».

Из текста видно, что сами червоноярцы, заключал

А. А. Ше’нников, предпочитали подчиняться Сарайской епархии (церковную пошлину платили *в Сарай), а са- райский епископ начал заменять ‘рязанских священни­ков сараййсими («странными пастуха, ми»).

После правления тсыновей хана Узбека Джанибека (1342—1357), Бердибека (1357—1359) в государстве не осталось ни одного мужского представителя, по прямой линии восходящего к Батухану. В орде на’чал —

ся криз, ис правящей верхушки, так называемая «за­мятия». На престоле правители сменялись один за другим. В этот момент выдвинулся бы’вший при хане Бердибеке б£клярибек Мамай. Он /владел улусом в Крыму и был женат на ханской дочери [28]. Он поднял’ против хана Тдмур-ходжи ©обитание, убил его и объ­явил золотоорды/нскдм ханом Абдуллаха. Но престол в тот момент у’спел занять другой хан. Мамаю с вой­ском и марионеткой Абдуллахом пришлось бежать в Крым, где он занялся подготовкой к войне с золото­ордынским х^ном Орда-меликом. Для этой войны ему требовалось замучиться поддержкой Москвы. Но Дмитрий Иванович отказал Мамаю. Тогда он. в )1378 году д’винул против Москвы івойско Беґича, которое на реке Воже было разгромлено. Темник начал fdTO — виться к решающему сражению.

Местом сбора войск Мамай. назначил устье Воро­нежа. Туда стали стекаться «князья ордынские». Ака* дем, ик Б. Д. Греков считал, что место было избрано не случайно — отсюда хан Батый совершил поход на Русь їв 1237 году. Непобедимый Бату не знал пораже­ний. Этого добивался и Мамай.

23 июля 1380 года от сторожевого дозара Андрея Попова сына Семенова в ‘Мйскве получена весть: «Царь Мамай со всеми силами ордынскими… ныне на реке на Воронеже». Донские казаки, которые также приняли участие щ битве на поле Куликова»!, сообща­ли: «Мамай ^волжские юрды не .князем уже зовется, — шо івеликий сильный хан и стоит на Воронеже, кочуя во мнози силе, }И хо’щет на. тя эдти, ратию». <Мамай тем временем выжидал прихода литовского князя Ягайло.

8 сентября 1380 года на Куликовом поле состоялась бинва, :в ходе которой князь Дмитрий Донской разгро­мил темника Мамая. После ©того поражения Мамай уже не, мог оправиться [29].

В погоне за бежавши, м Мамаем Тохтамыш безжа­лостно ограбил и предал огню на правом берегу Дона все города и поселки, принадлежавшие ул’у^у Мамая. Находки джучидских монет в этих (поселениях свиде­тельствуют о полном уничтожении) всех жителей. Это произошло в селах Семилуках, Подклетном, Девице, Острожках ‘Воронежского уезда, селе Борщеве Коро — тоякского уезда, где найдены клады джучидских мо­нет, датируемые концом XIV века (после 1380— 1395 гг.).

Стремясь принизить роль КУликовской бйтвы, Тох­тамыш в 1382 году неожиданно напал на МоскЬу и сжег ее. Но Москва уже расправляла плечи, прочно стояла на ногах.

В 1389 году Доном на юг на трех стругах до Азова, а далее морем до Царьграда проследовал митрополит Пимен. Рассказывая о с’воем путешествии, он пиісал: «В четвертый день… прошли Кри’вой Бор. В шестой же день дошли до устья Воронежа-реки. Утром же мая 9 дня в воскресенье, на ‘память святого чудотворца Николы, приехал к нам кня’зь Ю. рий Елеп! кий с бояра — ми, своими и со ‘МНОГИМИ, людьми… Оттуда. же приплы­ли к Тихой .Сосне и видели 1скалы каменные, белые, дивно и красиво стоят рядом, как небольшие стога, белые и очень светлые, стоят над рекою Сосною.

Тогда же минули реку Червленый Я. р, и Битюг реку и Хопер реку… устье МедЬедицы, минули реку Горы Высокие и Белый Яр реку».

После Великой Луки и. Перевоза путешественники вступили ‘в землю татарськую ‘(минули царев улус Са — рыхозин) и «отсюда начал страх одолевать», хотя, как сообщал автор «Хождения», «…татары наїс ничем не Обижали, только расспрашивали… никакой па, кости не иворили и молоко нам давали».

Говоря о запустении воронежского края (поел# Тохтамышева нашествия), автор давал серединную локализацию Червленого Яра (река Икорец), указывал на границу «земли татарской», хотя она и была отно­сительной [30]. При этом аІзтор подчеркивал дружелюбие татар.

С 1380 по 1390 год хан Тохтамыш значительно укреГпил авторитет государства, провел денежную ре­форму, захватил ряд областей в Закавказье, посягнув тем самым на владения Тимура. В январе 1391 года Тимур выступил из Ташкента с огро. мной армией и в течение ПОЛ’уГОДа ДОШеЛ ПО левому берегу ВОЛГИ |ДО Самарской излучины, где на речке Кундурга 18 июня 1391 года нанес арм. ии Тохтамыша поражение. /Но это ‘не усмирило Тохтамыша. |Он снова пделал свои полки во владения Тимура.

Весной 1395 года, пройдя узкое горло Дербентско­го прохода и (выйдя на простор закавказских степей, 14 апреля ‘1395 года Тимур на Тереке разбил армию Тохтамыша. Преследуя убегавшего на север врага, Тимур дошел до Таратурской переправы через Волгу и на левый берег отправил Койричак-оглана (сына Урус — хана) вместе t отрядом уз’беков, передав ему власть над Золотоордынским ханством.

Затем ‘войска Тимура дошли до Укека и разгроми­ли этот город. Укек (Увек) был таможенным городом Золотой Орды. Располагался он у современного города Саратова [31].

Продолжая идти за убегающим противником, Ти­мур дошел до Дивьих гор (Жигулевских гор), до реки ■Уса, где уже ібьіл в 139*1 году. Преследуемый Тохтамыш бросил ханство и «ушел в сторону Булара в1 лесистую местность». Тогда Тимур повернул свое войско против •правого крыла улуса Джучихана и двинулся «[32]в ту беспредельную степь к реке Узи» *.

Назначенный в сторожевой отряд эмир Осман взял с собой проводников и, видимо, поспешил по древнему военно-торговому пути Булгар — Киев. «Дойдя до реки Узи, он в местности Манкерман [33] ограбил Бек-Ярын-оглана и некоторых tora находящих­ся там людей улуса узбекского и большую часть их покорил, так что лишь немногие и то с одной лошадью ’могли спастись».

Далее персидский источник, сообщая о маршруте Тимура, отмечал: «Повернув от реки Узи, Тимур

ісчастліг-зо направился на русских. Подобные небосводу «войска на берегу реки Тан еще, раз окружили Бек — Ярына; спереди у него оказалась река кровопийца, Сзади отважное войско. Дойдя до Карасу, одного. из городов русских, они разграбили весь город внутри и Снаружи. Бек-Ярын-оглан дошел до ’полного изнемо­жения и, бессилия… оставив семью и детей своих в ког­тях несчастья, бежал с одним лишь сыном їй вышел из окружения их».

Аівтор .работы «Распад Золотой <Орды» М. Г. Сафар- гадиеЪ.(Саранск, 1960) считал, что Карасу, ‘по всем признакам, соответствовал городу Ельцу. Но академик Б. Д. Греков и А. Ю. Якубовский не признавали, 4fo Карасу — это Елец, подвергая сом’нению такое утверж­дение. Исследователь А. А. Шенииков также считал, что Карасу — это Елец, название которого персидский

автор мог узнать от тюркоязычного ,населения, ‘прожи­вавшего рядом. Эти авто. ры шолагали, что персы, по — Івернув «от Узи на русских», переправились через Дон на. правый берег. Но э. то не так, персидский автор ‘продолжал вести раїссказ о зах’вате всего семейства Беч-Ярын-оглана, предоставлении им от Тимура по — ідарков и л. ишь после. этого. отправки всех жен и детей [бежавшего Джучида вслед за ‘ним. Далее аВто. р запи­сок повел рассказ о ‘повторном набеге на правое крыло Джучидова улуса, захвате городов Сарай, Урус, Урус — чук (которые, кстати, располагались — на левобережье Дона) и уже далее о движении Тимура на Москву.

Чтобы убедиться, что Карайу — город русских, сле­дует. раскры’ть его этимологию. «Ка, расу» — слово •тюркского (происхождения щ означает родник, озерко, ‘тип демного’водной реки, питающейся выходом грунто­вых вод у подножья горы. Существует и другое объяс­нение слова: «кара» — древнетюркское слово со зна­чением земля, суша. В дословном переводе-«карасу»— земная вода,, вода. из-‘под земли, что наиболее полно Отражает происхождение этого слова, хотя обычно объясняют «ка, расу» <как черная вода [34]. Получается, ічто автору «сказаний» о псіходе Тимура не надо было ‘искать возле Карасу жителей тюркоязы’чного населе — ■вдія, о’ни находились рядом с городом Орнач (Карасу), *гак как вблизи было расположено кочевье Бек-Ярын — оглана — бывший юрт Ногая на Чужевской горе.

Далее ав-ґор Шами замечал, что «мирза Миран — шах, Джеханшах-бахадур и другие темники повернули ‘назад и вторично совершили набег на правое крыло Джучева улуса, уничтожив Бек-ходжу и других эмиров fco своим улусом, разгромив города Сарай, Ур’ус и Уру’Счстк, подчи’ниїв их своей власти».

Судя по местоположению Сарая, это скорее всего нынешнее село Мечетка, где в пойме реки Битюга и стояло татарское кочевье с мечетью. Города Урус и Урусч’ик находились где-то поблизости от Сарая, ско­рее всего на реке Битюге, так как составляли города одного улуса. Этимология «Урус» раскрывается как ур (узбекск.) отлогая возвышенность, обрыв (сродни рус­скому слову «яр»), а «ус» (тюркск.) —вода, река. Отсю­да дословный перевод: город на возвышенном месте

у реки.

Тот же а’втор опиісаний похода Тимура отмечал, что другой предводитель «мирза Мухаммед-Султан (сын Тимура. — А. А.) ограбил еще жлтелей Кубунджи-ка — раула,[35] и другие племена и народы неприятельские, как, например, ‘племена Кур! буки, Бирлана, Юргуна и Келечи… отобрал у них огромное количество разно­го имущества, взял в плен и привел женщин. и детей».

Таким образом, Тимур со своим войском разграбил почти все города на территории воронежского края и главный из н[их ;Карасу (см. в персидском источнике: «Дойдя до города ypyccte ‘по име’ни Карасу, разграбил его со всей облас’тью»). И только после этого автор отметил, что за(воеватель направился к<… ;к городу уру — cote ’по имени Машку». «Прибыв туда, _— продолжал t’BTop, -— победонос’ное ‘войс’ко опустошило всю ту область, вне города, разбило и уничтожило всех эмиров тамошних. В руки воинов попала большая добыча».

Мы знаем, что Тимур не дошел до Москвы. Выше­указанные сроки касаются разгрома Ельца, от которо­го завоеватель ’повернул на юг и двинулся вдоль пра­вого ‘берега Дона до Азова.

Таковы события, развернувшиеся в пределах воро­нежского края летом 1395 года, когда под ударами сабель воинов Тимура были разграблены цветущие города, наруше’ны торговые пути.

Предположить о том, что битва с Бек-Ярын-огла — но’м происходила в местности при слиянии Воронежа с Доном, дае’т основание такой факт. В 1907 роду в окрестностях Червленого Яра лесное ведомство решило произвести окопку канавой Жировской казенной дачи и на. глубине 3/4 арши’на (54 — см) наткнулось на чело­веческие скелеты. Их положения были различные, они были присыпаны землей кое-как. Члены Воронежской ученой архивной комиссии после детального осмотра сделали вьґвод, ,что здесь происходило «‘побоище, {в ко­тором аборигены этой местности был>и неприятелем перебиты… уделєівшие (не имели возможности вернуть­ся на свои пепелища, ■ чтобы похоронить по обрядам убитых».

И еще: старожил села Малышева (на ‘правом бере­гу Воронежа, против устья) рассказывал, что до Вели­кой Отечествен’ной войны на левобережье Воронежа у Жироївского леса после .половодья вымывало водой "человеческие скелеты, щиты, кольчуги, шлемы.

Анализ пе. роидсіки’х источников ‘показал, что глав­ным ‘владетелем земель в междуречье Волго-Дона (на широтах современной Воронежской области) был Бе’к — Ярын-оглан, ставка которого находилась в золотоор­дынском городе [36] близ Карасу. В. районе реки Вороны находился ул[ус Хурмодая (к. слову сказать, он не был разгромлён Тимуром), в пределах которого были раз­биты и взяты в плен Саби-нойон, Баш-Тимур-оглан, Актау, а также локорен узбекский улус, находивший­ся в пределах края. Улус Бек-ходжа кочевал! по рекам Битюгу, Икорцу. В районе Кубунджи-ікараула (по ре- ‘кам Медведице, Хопру, (Савале) проживали племена курбука, бирлая, юргуя, келечи [37], которые также бы­ли ограблены, и пленены Тимуром.

Из существовавших в крае городов в источниках были указаны Карасу, Сарай (нынешнее село Мечетка с мечетью-мав’золеем), Урус, Урусчук, а также русские города-караулы в пределах нынешнего Но’вохоперско — го края.

Поход Тамерлана опустошил воронежский край, и жизнь здеісь замерла на несколько десятков лет.