Версия 3. ИЛЛЮЗОРНАЯ, ИЛИ КАЖДЫЙ ВИДИТ ТО, ЧТО ЖЕЛАЕТ ВИДЕТЬ
Интересно, что облик таинственных небесных объектов и их обитателей соответствует состоянию массового сознания общества в конкретный исторический период. Так, в средние века люди наблюдали на небе библейские сюжеты. В 1895—1897 гг., за 2—3 года до начала массового дирижаблестроения, над США чаще всего появлялись объекты именно дирижаблеподобной формы. Во время второй мировой войны английские летчики описывали летавшие над Германией светящиеся шары — «секретное оружие немцев». В 1945—1946 гг. жители Скандинавских стран сообщили о пролетах примерно двух тысяч объектов в виде «ракет «ФАУ-2». После известных событий в Петрозаводске 20 сентября 1977 года феномен НЛО стал связываться с посещением Земли инопланетными аппаратами, управляемыми человекоподобными существами. И тут же в редакции газет, журналов, на радио и телевидение хлынул огромный поток писем от очевидцев наблюдения этих «аппаратов» и их «пилотов». И «воронежский феномен» вовсе не исключение в этом ряду.
Как объяснить эти исторические совпадения? Обратимся к некоторым аспектам философских учений о человеке Эрнста Кассирера и Макса Шелера, которых на последнем Всемирном философском конгрессе назвали великими мыслителями, совершившими революцию в понимании человеческого рода. Их взгляды довольно сильно расходятся с официально признанным учением Ч. Дарвина.
Человек всегда обладал приглушенными, неразвитыми инстинктами. Ему в целом были присущи лишь задатки бессознательной природной ориентации, помогающей слышать голос Земли. Человек как родовое существо природно-инстинктуально глух и слеп… Он не укоренен в природе, ибо она не наделила его развитой системой инстинктов. Итак, человек как биологическое существо был обречен на вымирание, так как инстинкты в нем были слабо развиты еще до появления социальной истории.
Вот тебе раз — царь, властелин природы и… ее пасынок? Как это совместить? Антропологи разъясняют: погиб бы человек ни за понюшку табака, если бы не обладал некоторой цепкостью. Природа способна предложить каждому живому виду множество шансов. Такая возможность (один шанс из ста), можно предпо — пожить, оказалась и у прачеловека. Не имея четкой системы инстинктов, не ведая, как вести себя в конкретных природных условиях с пользой для себя, человек стал бессознательно присматриваться к другим животным, более прочно укорененным в природе. Он как бы вышел за пределы видовой программы. В этом проявилась присущая ему «особость»: ведь многие другие существа не сумели преодолеть собственную природную ограниченность и вымерли.
Человек же неосознанно подражал животным. Эго не было заложено в инстинкте, но оказалось спасительным свойством. Живет человек не своей жизнью, а воображает себя медведем, волком или еще кем-то. Присматривается и… живет. Нет, в общем смертность ужасающая… «Живет» — это относится к тем, кто лучше других научился списывать с чужой биологической программы. Тут и началось раздвоение человека. Прислушивается он к собственным инстинктам, ничего не понятно*, одна невнятица. Приглядывается к медведю. Глядишь, еще один день прошел благополучно: никто не слопал… Надо бы получше запомнить, как удалось выжить. Метку какую-то себе поставить, что ли…
Превращаясь как бы то в одно, то в другое существо, человек в результате не только устоял, но и постепенно выработал определенную систему ориентиров, которые надстраивались над инстинктами, по-своему дополняя их. Дефект постепенно превращался в известное достоинство, в самостоятельное и оригинальное средство приспособления к окружающей среде.
Вот как рассуждал Кассирер в книге «Опыт о человеке». Если придерживаться биологических воззрений на природу человека, например, дарвиновских, то первые шаги человека должны быть сопряжены с познанием физического окружения. Иначе как выживешь… А тут сразу возникает парадокс. Человек вовсе не пы
тается непосредственно познавать природу, овладевать навыками. Напротив, он как бы бессознательно отвлекается от всего этого и уходит в мир каких-то условных меток. Животные сразу и чуть ли не автоматически реагируют на внешний стимул. А человек живет в отвлеченной реальности. Он буквально окружил себя символами. Вообще человек почему-то теряет контакт с реальностью и выстраивает между собой и действительностью мир таинственных образов. Они и служат для него ориентиром. Человек живет уже не просто в физической, а в символической Вселенной. Символы сплетаются вокруг человека в прочную сеть. Есть разгадка НЛО? И она, мол, проста — есть система фантастичэ — ских символов, создаваемая самим же человеком, который и не осознает этого «творчества»? Это один вывод из гипотезы Кассирера. Но можно сделать и другой.
Возникает и так называемая метафорическая деформация, когда человек видит не сам объект, а свои индивидуальные или общепринятые представления о нем, конечно, с поправкой на эпоху. Дело тут вот в чем. Скорость восприятия человеком зрительной информации находится в пределах 10—72 бит/сек. Сам процесс видения включает подсознательную работу мозга, при которой в ответ на пришедший сигнал на сетчатку глаза в памяти отыскиваются наиболее подходящие признаки-образы, по сумме которых человек и отождествляет источник сигнала. Возможна ситуация, когда — перед человеком неожиданно (а именно так и бывает в случаях наблюдения НЛО) возникает незнакомое ему физическое явление. Нечто быстро перемещается в пространстве и с большой частотой меняет свою форму, размеры, цвет. Если эта частота превышает пороговую, то мозг не успевает составить из этих разрозненных картинок целостную картину, и возникает так называемая метафорическая деформация, когда человек видит не сам объект, а свои индивидуальные, личные или общепризнанные представления об этом объекте. Поэтому НЛО, гуманоиды, видимые нами, — это отражение неведомого мира, каким мы его представ* ляем, оно является нам в разных образах — привычных и не очень. Прилетают они на колесницах (такими видели их в древности), в виде рыцарей (средние века). Современный человек, воспитанный на технических достижениях цивилизации, может увидеть в описанном случае инопланетный корабль — свои представления о технике будущего.
Конечно, здесь очень многое зависит от особенностей воображения, творческих способностей индивидов. Примечательно, что воронежские дети, наблюдавшие посадку и выход гуманоидов в Южном парке города, по-разному описывали и рисовали их внешний облик. В целом, это были вполне современные «одежды», космонавтов, но детали каждый находил свои. Все это частично подтверждает выдвинутую версию.
Легче всего было бы просто отвергнуть все эти размышления как бездоказательные и обвинить уфологов в идеализме и мистицизме. Но давайте еще раз зададимся вопросом: если мир таков, каким его
рисует сегодняшняя наука, почему происходит столько непостижимых событий, которые она не может объяснить?