ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ФЕОДАЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ (IX — XIII вв.)

К IX в. на обширной территории Вос­точной Европы образовалось восточ­нославянское Древнерусское государ­ство с центром в Киеве. Северо-западная часть современной Воронежской области в бассейне Верхнего и Среднего Дона оказалась его далекой юго-восточной окраиной. Много не­разгаданного еще таит в себе древнерусская история. Нема­ло загадок и в истории Воронежского края периода Киевской Руси. Например, ученые высказывают разные мнения о том, когда восточные славяне поселились на территории края.

Одни исследователи считают, что славянские поселения существовали здесь уже в III — IV вв., другие — в VI — VII вв., третьи — в VIII — X вв., четвертые — не ранее чем с IX в. Со­мневаются пока ученые и в том, к какому из восточносла­вянских племенных союзов относить славянских жителей Придонья. Большинство ученых полагают, что здесь жили вятичи. Но в литературе есть и другие мнения, согласно ко­торым тут жили северяне, радимичи, а возможно, самобыт­ная группа донских славян.

Есть и точно установленные факты. Хорошо известно, что в IX — X вв. восточные славяне заселяли не только берега Дона, но жили также на берегах Воронежа и других донских притоков. По р. Воронеж славянские поселения тянулись по­чти непрерывной цепью от с. Чертовицкого Рамонского рай­она до с. Шилова Хохольского района; по Дону — от г. Семилуки до хутора Титчиха Лискинского района. Найденные на городищах вещественные памятники рассказывают о том, как протекала жизнь славян на юго-восточной окраине Руси.

Главными противниками восточных славян в IX-X вв. были кочевники-печенеги. Для защиты от печенежских на­бегов строил крепости на Днепре киевский князь Владимир Святославич. С этой же целью укрепляли свои поселки сла­вяне на Дону. Степи, в которых кочевали печенеги, начина­лись почти сразу за их поселениями и тянулись далеко к югу, юго-востоку и юго-западу. Одной из опорных славянских крепостей на Дону была крепость, расположенная в 600 м севернее хут. Титчиха. Ее жителям, вероятно, приходилось не раз отбивать нападения кочевников и выдерживать их оса­ду. Свое поселение они укрепили системой высоких валов и глубоких рвов, деревянным частоколом.

Хозяйственная деятельность славян на Дону мало чем отличалась от занятий славян других районов Руси. Землю пахали плугом или ралом с железным наконечником, боро­новали деревянной бороной, урожай собирали серпами и ко­сами. Все эти орудия труда или их части нашли археологи на Титчихинском и других городищах Придонья. Для хранения зерна славяне обычно использовали специальные зерновые ямы. Хранить зерно здесь было удобно, ибо оно не прораста­ло и не гнило. Среди домашних животных у восточных сла­вян Придонья преобладали крупный рогатый скот и свиньи.

Природные условия леса и степи, характерные для на­шего края, благоприятствовали занятиям охотой. На охоту восточные славяне Придонья выходили обычно со стрелами. Железные и костяные наконечники для стрел во множестве сохранились на славянских городищах. О распространении рыболовства свидетельствуют остатки костей и чешуи рыб, находки рыболовных снастей и орудий для плетения сетей. Ученым удалось установить, что в Дону и его притоках в то время водились щуки, сомы, судаки, лещи, караси, лини, оку­ни, стерлядь и севрюга.

Среди славян, живших в нашем крае в IX — X вв., было немало умелых мастеров — гончаров, ювелиров, металлургов и плотников. Были среди них и торговцы: на городищах сла­вян Придонья археологи находят предметы, изготовленные в Средней Азии, Хазарии, Северном Причерноморье, северных районах Киевской Руси.

Что касается общественного строя у восточных славян Придонья в IX — XI вв., то здесь, как и всюду в Древнерус­ском государстве, в это время складывались раннефеодаль­ные отношения. Сельская община становилась основной организацией славянского общества. Она объединяла людей не по родству, а по территориально-хозяйственному принци­пу. Значительную роль в жизни территориальной общины начинала играть частная собственность на землю, орудия труда, бытовой инвентарь и продукты потребления. Разви­тие частной собственности приводило к экономическому не­равенству.

Со второй трети XII в. в истории Руси начинается длительный период фео­дальной раздробленности. Ранее еди­ная государственная территория распалась на ряд самостоятельных феодальных земель и княжеств. Междоусобицы, распри, военные столкновения между от­дельными князьями были обычным явлением. Особенно стре­мились князья овладеть г. Владимиром, ставшим в XII в. цен­тром Руси. В пределы владимирских земель в XII в. не раз вторгались отряды соседних князей. Об этом рассказывают русские летописи. Под 1177 г., в связи с таким походом на Владимир, в русских летописях впервые упоминается слово "Воронеж".

Стремясь подчинить своему влиянию Северо-Восточ­ную Русь, рязанский князь Глеб поддержал предложение братьев своей жены, князей Мстислава и Ярополка Ростиславичей, пойти войной на владимирского князя Всеволода.

20 февраля 1177 г. на речке Колокше, недалеко от стольного города Владимира, встретились дружины владимирского и рязанского князей. Произошел бой.

Глеб потерпел полное поражение. Почти все рязан — князья и бояре попали в плен. В плену Сказались Глеб Мстислав, Ярополку же удалось бежать. Как сообщает летописец, Ярополк с поля боя “ехавше” в пределы Рязанско-чжества в “Воронож”, где переходил от одного “града” к другому в глубокой скорби и печали. По требованию владимирцев рязанцы поехали в “Воронож” за Ярополком. Летописец не написал, о каком Воронеже он вел речь — реке, городе или регионе. Это породило противоречивые суждения о писном Воронеже” уже в XIX в. Так, если известный в России Н. М. Карамзин (1766 — 1826) государства Российского” признавал существование временного ему губернского центра г. Воронежа с XII в., другой русский историк С. М. Соловьев (1820 — 1879) в гори России с древнейших времен” усомнился в существовании летописного г. Воронежа и высказал предположение о том, что в летописи речь шла лишь о реке Воронеж, именные ученые и просто краеведы-любители пытались также выяснить, существовал ли летописный Воронеж, где он находился и как связан с ним современный город Воронеж. В последние годы вновь развернулась дискуссия о существовании и локализации летописного Воро­ня» XII в. Интерес к этому вопросу усилили раскопки 80-X гт. XX в., проведенные на Семилукском городище (в чилуки) и Животинном городище в Рамонском районе чежской области. Исследование этих памятников по — jo историческую достоверность упоминания Вороне — : в XII в. Однако вопрос о его конкретной локализации до пор открыт.

Итак, в XII в. на берегах рек Воронежа и Дона в пределах нынешней северо-западной части Воронежской области существовали славянские укрепленные поселения. Вероят­но, эта территория в условиях начавшейся феодальной раз­дробленности входила в состав Рязанского княжества. Первым русским княжеством, Воронежском крае торое подверглось мощному удару

в период монголо-татарского нашествия.

Тогда же, под 1237 г., в древнерусских докумен­тах снова появляются упоминания о Воронеже. Автор Никоновской летописи сообщает, что "Воронож" стал местом сбора войск рязанского, муромского и пронского князей, от­куда они "хотяху брань" "сотворити" с татарами. Автор же "По­вести о разорении Рязани Батыем" говорит о том, что Воро­неж стал местом остановки татарского воинства во главе с Ба- лыем: "Ста на. реке на Воронеже близ Рязанские земли" "со множеством вой татарскими". Здесь, по его мнению, вскоре разыгрались первые в Русской земле трагические, но преис­полненные доблести и мужества события. Остановившись на реке Воронеже, Батый отправил к рязанскому князю своих послов. Они требовали "десятины во всем: в князех, и в людех, и в конех, и в доспесех". На требование Батыя рязанцы дали смелый ответ: "Коли нас не будет, то все ваше будет" — и послали для переговоров русских послов во главе с сыном ря­занского князя князем Федором Юрьевичем. Батый пришел в ярость, узнав о дерзкой непокорности русских. Послы вместе с Федором Юрьевичем были убиты. Батый начал свой завоева­тельный поход по северо-восточной Руси.

Нашествие Батыя 1237 — 1240 гг. принесло неисчисли­мые бедствия древнерусскому народу. В упадок пришли ста­рые земледельческие центры. Сожжены дотла и разрушены многие города и села. Сотни тысяч людей погибли или были уведены в плен. Изменилась граница Руси: она отодвинулась далеко на север и запад. Жизнь на территории к югу от реки Оки, издавна освоенной древнерусскими людьми, замерла.

И хотя монгольское нашествие не привело к полному запустению нашего края, число поселений и жителей в них в XIII — XIV вв. значительно сократилось по сравнению с пред­шествующим временем.

Вопросы и задания к главе 2

1. Расскажите, где и как жили восточные славяне в нашем крае в IX — X вв.

2. В каком году и в связи с какими событиями в русских летописях впервые упоминается слово "Воронеж"?

3. Что сообщают древнерусские документы о Воронеже во время монголо-татарского нашествия?

4. Назовите известных отечественных историков, которые в своих трудах по истории России писали о летописном Во­ронеже.

Документы и материалы к главе 2

Упоминание о Воронеже в 1177 г. в Никоновской летописи

"В год 6685[1]… Великий Князь Всеволод… послал в Рязянь гонца, говоря рязанцам: "Выдайте мне врага моего, шурина[2] Глебова, князя Ярополка Ростиславича; если же вы так не сделаете, то пойду на вас с большим войском". Рязан­цы, реша между собой, сказали в ответ: "Из-за князей Ростиславичей пришла беда и погибель нашим князьям; мы пой­дем в Воронож и возьмем его". Ибо отбежал князь Ярополк Ростиславич в Воронож и там переходил из города в город, не зная, куда деться от печали и скорби. Пойдя в Воронож, рязанцы схватили его и привели во Владимир к князю Все­володу Юрьевичу, который приказал взять его у них".

(Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. До­кументы и материалы по истории края. С. 20 — 21 ).

Никоновская летопись о начале нашествия Батыя на Русь и сражении рязанских воинов с татарами на Воронеже:

"Той же зимой[3] пришли с восточной стороны на рязан­скую землю, лесом, безбожные татары с царем Батыем, и при­дя, сначала стали станом на онузе[4], взяли ее и сожгли. И оттуда послали своих послов: женщину-чародейку и двух муж­чин с ней к рязанским князьям, требуя себе десятой части во всем: в князьях, и в людях, и в доспехах, и в конях. Князья же рязанские Юрий Ингварович и брат его Олег, и муромские и пронские князья ответили послам батыевым: "Коли нас не бу­дет, то все ваше будет". И начали собирать силы и выехали против татар в Воронож, желая там сотворить с ними брань… и была сеча зла, и одолели безбожные измаильтяне[5], и бежали князья в города свои. Татары же, рассвирепев очень, начали воевать землю Рязанскую с великой яростью".

(Воронежский край с древнейших времен до конца XVI века. До­кументы и материалы по истории края. С. 21 -11).