Воронеж и Воронежский край в конце XVII – первой четверти XVIII века. Деятельность Петра I в крае(для учителя)
Краеведческие уроки на тему "Воронеж и Воронежский край в конце XVII — первой четверти XVIII в." продолжают изучение истории России при Петре I, делают ее более наглядной и понятной. Их лучше провести перед изучением темы "Дворцовые перевороты в середине XVIII в.". Возможные варианты урока.
Вариант 1
Учитель обращает внимание учащихся на то, что имя Петра I тесно связано с историей Воронежа и Воронежского края конца XVII — первой четверти XVIII в. Петр I прославил не только Россию, но и Воронежский край. Далее материал излагается по главе 5 пособия. Рассказ учителя следует сопровождать иллюстрациями с видами воронежских кораблей петровского времени, острова, на котором стоял цейхгауз, цейхгауза, памятников Петру I в современном Воронеже. Тем самым учитель как бы проводит заочную экскурсию для учащихся по объявленной теме. После рассказа учитель предлагает учащимся ответить на 4,5 и 6-й вопросы к главе 5 пособия.
Фотоиллюстрации к теме можно заказать в Государственном архиве Воронежской области.
Вариант 2
Учителям воронежских школ вместо заочной экскурсии можно провести урок-экскурсию на тему "Воронеж в конце
XVII — первой четверти XVIII в.". Маршрут экскурсии: спуск к Воронежскому водохранилищу от ул. К. Маркса до памятника истории и культуры Воронежа конца XVII в. — Успенской церкви. Отсюда хорошо видны Чернавский и Вогрэсовский мосты, жилые дома, где раньше находилась Немецкая слобода, главный корпус ВГУ, на месте которого раньше стояла Воронежская крепость, и, наконец, сама Успенская церковь, служители которой освящали построенные на Воронежской верфи суда.
Урок-экскурсию учитель начинает с рассказа об историческом значении того места, где находятся учащиеся на момент экскурсии. Здесь, у реки Воронеж, между современными Чер- навским и Вогрэсовским мостами, ближе к Вогрэсовскому мосту в конце XVII — начале XVIII в. находилась Воронежская судостроительная верфь. Этот район на рубеже XVII — XVIII вв. был буквально исхожен Петром I вдоль и поперек. И далее следует рассказ учителя о жизни Воронежа в это время.
К уроку-экскурсии учащихся следует подготовить заранее. Так, о воронежском кораблестроении можно рассказать ученикам при изучении темы "Россия на рубеже XVII —
XVIII вв.". О заселении и хозяйственном освоении Воронежского края в первой четверти XVIII в. — при изучении темы "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII
в.", а о памятниках Петру I в Воронеже — при изучении темы "Петр I. Значение его реформ".
Вариант 3
В старших классах учителя школ часто практикуют конкурсные краеведческие уроки. Конкурсные уроки проводят учащиеся.
В начале года учитель объявляет темы краеведческих уроков текущего учебного года и предлагает желающим ученикам принять участие в конкурсе на проведение лучшего краеведческого урока. Ученики готовятся к нему постепенно. С помощью учителя они подбирают литературу, иллюстрации, продумывают все этапы урока, начиная от опроса и кончая заданием на дом. Урок могут проводить 2-3 ученика, но может вести и один ученик. В конце года, на последнем краеведческом уроке, учащиеся подводят итоги конкурса и объявляют победителей. Победители получают отличные оценки.
Приучать учеников к проведению таких уроков можно с 8-го класса. Тема "Воронеж и Воронежский край в конце XVII — первой четверти XVIII вв." — благодатный материал для этого. Темами рассказов учащихся могут стать названия 1, 7, 10, 11 — 12, 13, 19-й частей главы 5 пособия. Ученики могут использовать игровой момент на уроке: например, предложить своим товарищам разгадать головоломки "Жизнь Воронежа при Петре I" и "Петровские корабли".
№ 5. Головоломка «Жизнь Воронежа при Петре I»
У |
□ |
|||||||||
к |
||||||||||
р |
JJ |
|||||||||
А |
||||||||||
И |
||||||||||
Н |
||||||||||
ц |
||||||||||
Е |
1 І. І |
|||||||||
В |
Украинцев Е. И. (1641—1708) — русский государственный деятель, дипломат. В 1699—1700 гг. был послом в Турции, где добился выгодного для России Константинопольского мирного договора 1700 г. Перед отъездом Е. И. Украинцева в Турцию Петр I написал в Воронеж для него специальные инструкции. Впишите слова таким образом, чтобы в них была использована одна из букв фамилии Украинцева.
1. Высшее учебное заведение Воронежа, в библиотеке которого хранятся учебники петровского времени. .
2. Воронежская слобода, в которой в конце XVII — первой четверти XVIII в. жили иностранцы.
3. Основной центр военного кораблестроения в Воронеже.
4. Русский генерал-адмирал, сподвижник Петра I, брат царицы Марфы — жены царя Федора Алексеевича. Вместе с Петром I посещал Воронеж.
5. Мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. Выходец из Дании. В начале XVIII в был в Воронеже.
6. Двор, на котором производилось парусное полотно для судов.
7. Автор «Арифметики» 1703 г.
8. Русский государственный и военный деятель, граф, светлейший князь, денщик Петра I, генералиссимус. Вместе с Петром I бывал в Воронеже и Воронежском крае.
9. Русский дипломат и государственный деятель, генерал-адмирал, граф Под его руководством определена русско-турецкая граница на Кубани и в Приднепровье (1703—1705). Вместе с Петром I посещал Воронеж.
№ 6. Головоломка «Петровские корабли»
п |
|||||||||||||
р |
|||||||||||||
и |
|||||||||||||
н |
11 |
||||||||||||
птггг |
ц |
||||||||||||
и |
_LLJ |
||||||||||||
п |
|||||||||||||
с |
и |
||||||||||||
У |
|||||||||||||
м |
-Щ |
Впишите названия кораблей, построенных на воронежской земле.
№ 7. Попробуй, отгадай!
1 |
|||||||
2 |
|||||||
3 |
|||||||
4 |
|||||||
5 |
|||||||
6 |
По горизонтали впишите названия кораблей, построенных в Воронеже, так, чтобы повертикалив клетках с цифрами получилось еще одно название корабля.
№ 10. Попробуй, отгадай! |
Если вы правильно соедините линии, і v то получите название корабля, на котором в 1711 г. плавал Витус Беринг. |
№ 8. Попробуй, отгадай! |
1 |
||||||||||
> |
||||||||||
я |
||||||||||
-1 |
||||||||||
5 |
||||||||||
6 |
||||||||||
S |
.1 |
|||||||||
9 |
||||||||||
10 |
||||||||||
11 |
||||||||||
12 |
1 1 |
Корабли, построенные в Воронеже, названия которых представляют животный и растительный мир России. |
№ 9. Попробуй, отгадай!
] |
||||||||||||||
2 |
її |
|||||||||||||
3 |
По горизонтали впишите j названия кораблей таким образом, * чтобы повертикалив клетках с цифрами получилось название ко- |
|||||||||||||
4 |
||||||||||||||
5 |
||||||||||||||
6 |
рабля, построенного в Воронеже и спущенного на воду в апреле 1696 г. |
|||||||||||||
7 |
||||||||||||||
8 |
m |
1 |
11 |
|||||||||||
1 |
9 |
Л |
і ^ |
|||||||||||
10 |
Вариант 4
Урок-экскурсия на тему "Памятники Петру I в Воронеже".
Экскурсоводами на таком уроке могут быть учащиеся. Маршрут экскурсии: Петровский сквер. Памятник Петру Первому. — Музей истории сельскохозяйственного университета. Бюст Петра Первого. С помощью учителя учащиеся — экскурсоводы изучают по литературе историю памятников Петру Первому в Воронеже и затем в ходе экскурсии рассказывают о них своим товарищам.
Остальные сюжеты темы "Воронеж и Воронежский край в конце XVII — первой четверти XVIII в." изучаются постепенно по мере изучения истории России при Петре I.