Воронеж и Воронежский край в конце XVII – первой четверти XVIII века. Деятельность Петра I в крае(для учителя)

Краеведческие уроки на тему "Воронеж и Воронежский край в конце XVII — первой четверти XVIII в." продолжают изучение истории России при Петре I, делают ее более на­глядной и понятной. Их лучше провести перед изучением темы "Дворцовые перевороты в середине XVIII в.". Возмож­ные варианты урока.

Вариант 1

Учитель обращает внимание учащихся на то, что имя Петра I тесно связано с историей Воронежа и Воронежского края конца XVII — первой четверти XVIII в. Петр I прославил не только Россию, но и Воронежский край. Далее материал излагается по главе 5 пособия. Рассказ учителя следует сопро­вождать иллюстрациями с видами воронежских кораблей пет­ровского времени, острова, на котором стоял цейхгауз, цейх­гауза, памятников Петру I в современном Воронеже. Тем са­мым учитель как бы проводит заочную экскурсию для уча­щихся по объявленной теме. После рассказа учитель предлага­ет учащимся ответить на 4,5 и 6-й вопросы к главе 5 пособия.

Фотоиллюстрации к теме можно заказать в Государ­ственном архиве Воронежской области.

Вариант 2

Учителям воронежских школ вместо заочной экскурсии можно провести урок-экскурсию на тему "Воронеж в конце

XVII — первой четверти XVIII в.". Маршрут экскурсии: спуск к Воронежскому водохранилищу от ул. К. Маркса до памят­ника истории и культуры Воронежа конца XVII в. — Успен­ской церкви. Отсюда хорошо видны Чернавский и Вогрэсовский мосты, жилые дома, где раньше находилась Немецкая слобода, главный корпус ВГУ, на месте которого раньше сто­яла Воронежская крепость, и, наконец, сама Успенская цер­ковь, служители которой освящали построенные на Воронеж­ской верфи суда.

Урок-экскурсию учитель начинает с рассказа об истори­ческом значении того места, где находятся учащиеся на момент экскурсии. Здесь, у реки Воронеж, между современными Чер- навским и Вогрэсовским мостами, ближе к Вогрэсовскому мо­сту в конце XVII — начале XVIII в. находилась Воронежская су­достроительная верфь. Этот район на рубеже XVII — XVIII вв. был буквально исхожен Петром I вдоль и поперек. И далее сле­дует рассказ учителя о жизни Воронежа в это время.

К уроку-экскурсии учащихся следует подготовить за­ранее. Так, о воронежском кораблестроении можно расска­зать ученикам при изучении темы "Россия на рубеже XVII —

XVIII вв.". О заселении и хозяйственном освоении Воронеж­ского края в первой четверти XVIII в. — при изучении темы "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII

в.", а о памятниках Петру I в Воронеже — при изучении темы "Петр I. Значение его реформ".

Вариант 3

В старших классах учителя школ часто практикуют кон­курсные краеведческие уроки. Конкурсные уроки проводят учащиеся.

В начале года учитель объявляет темы краеведческих уроков текущего учебного года и предлагает желающим уче­никам принять участие в конкурсе на проведение лучшего краеведческого урока. Ученики готовятся к нему постепенно. С помощью учителя они подбирают литературу, иллюстрации, продумывают все этапы урока, начиная от опроса и кончая заданием на дом. Урок могут проводить 2-3 ученика, но мо­жет вести и один ученик. В конце года, на последнем краевед­ческом уроке, учащиеся подводят итоги конкурса и объявля­ют победителей. Победители получают отличные оценки.

Приучать учеников к проведению таких уроков можно с 8-го класса. Тема "Воронеж и Воронежский край в конце XVII — первой четверти XVIII вв." — благодатный материал для этого. Темами рассказов учащихся могут стать названия 1, 7, 10, 11 — 12, 13, 19-й частей главы 5 пособия. Ученики могут использовать игровой момент на уроке: например, пред­ложить своим товарищам разгадать головоломки "Жизнь Воронежа при Петре I" и "Петровские корабли".

№ 5. Головоломка «Жизнь Воронежа при Петре I»

У

к

р

JJ

А

И

Н

ц

Е

1 І. І

В

Украинцев Е. И. (1641—1708) — русский государственный деятель, дипломат. В 1699—1700 гг. был послом в Турции, где добился выгодного для России Константинопольского мирного договора 1700 г. Перед отъездом Е. И. Украинцева в Турцию Петр I написал в Воронеж для него специальные инструкции. Впишите слова таким образом, чтобы в них была использована одна из букв фамилии Украинцева.

1. Высшее учебное заведение Воронежа, в библиотеке которого хранятся учебники петровского времени. .

2. Воронежская слобода, в которой в конце XVII — первой четверти XVIII в. жили иностранцы.

3. Основной центр военного кораблестроения в Воронеже.

4. Русский генерал-адмирал, сподвижник Петра I, брат царицы Марфы — жены царя Федора Алексеевича. Вместе с Петром I посещал Воронеж.

5. Мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. Выходец из Дании. В начале XVIII в был в Воронеже.

6. Двор, на котором производилось парусное полотно для судов.

7. Автор «Арифметики» 1703 г.

8. Русский государственный и военный деятель, граф, светлейший князь, денщик Петра I, генералиссимус. Вместе с Петром I бывал в Воронеже и Воронежском крае.

9. Русский дипломат и государственный деятель, генерал-адмирал, граф Под его руководством определена русско-турецкая граница на Кубани и в Приднепровье (1703—1705). Вместе с Петром I посещал Воронеж.

№ 6. Головоломка «Петровские корабли»

п

р

и

н

11

птггг

ц

и

_LLJ

п

с

и

У

м

Впишите названия кораблей, построенных на воронежской земле.

№ 7. Попробуй, отгадай!

1

2

3

4

5

6

По горизонтали впишите названия кораблей, построенных в Воронеже, так, чтобы повертикалив клетках с цифрами получилось еще одно название корабля.

Воронеж и Воронежский край в конце XVII – первой четверти XVIII века. Деятельность Петра I в крае(для учителя)

№ 10. Попробуй, отгадай!

Если вы правильно соедините линии, і v то получите название корабля, на котором в 1711 г. плавал Витус Беринг.

№ 8. Попробуй, отгадай!

1

я

-1

5

6

S

.1

9

10

11

12

1 1

Корабли, построенные в Воронеже, названия которых представляют животный и растительный мир России.

№ 9. Попробуй, отгадай!

]

2

її

3

По горизонтали впишите j названия кораблей таким образом, * чтобы повертикалив клетках с цифрами получилось название ко-

4

5

6

рабля, построенного в Воронеже и спущенного на воду в апреле 1696 г.

7

8

m

1

11

1

9

Л

і ^

10

Вариант 4

Урок-экскурсия на тему "Памятники Петру I в Вороне­же".

Экскурсоводами на таком уроке могут быть учащиеся. Маршрут экскурсии: Петровский сквер. Памятник Петру Первому. — Музей истории сельскохозяйственного универ­ситета. Бюст Петра Первого. С помощью учителя учащиеся — экскурсоводы изучают по литературе историю памятников Петру Первому в Воронеже и затем в ходе экскурсии расска­зывают о них своим товарищам.

Остальные сюжеты темы "Воронеж и Воронежский край в конце XVII — первой четверти XVIII в." изучаются посте­пенно по мере изучения истории России при Петре I.