НАЧИНАЮЩЕМУ УЧИТЕЛЮ

(методическое приложение)

"История родного края" — один из учебных предметов в средней школе. Согласно программе, краеведческие уроки ведутся в 8-м классе в течение всего учебного года по одно­му уроку в неделю. Уроки краеведения не только знакомят учащихся с историей родного края, но также углубляют пред­ставления школьников по истории России, делают их нагляд­ными, более понятными, а следовательно, и лучше запоми­нающимися.

Учебно-методическое пособие для средней школы "Ис­тория Воронежского края" дает учителю возможность исполь­зовать краеведческий материал в любой форме. Пособие под­разделяется на 4 раздела. Каждый раздел делится на главы. В рамках каждой главы материал дается таким образом, чтобы учитель мог положить в основу урока текст всей главы либо ее наиболее значимой части. Отдельные главы и части глав можно не привлекать к проведению самостоятельных крае­ведческих уроков, но использовать по ходу уроков на обще­российские темы.

Каждая глава заканчивается перечнем вопросов и зада­ний для повторения изложенного в главе текста. Кроме того, даются отдельные документы, а также фрагменты из доку­ментов, статей и книг. Вопросы и задания помогут учащимся выделить стержневые моменты изучаемых тем по краеведе-

нию. Документы и материалы помогут учителю организо­вать работу учащихся с историческим источником, что важ­но, так как вырабатывает у учеников умение анализировать материал, делать самостоятельные обобщения и выводы.

Урок исторического краеведения, как и любой другой урок, — это творческий процесс учителя и его учеников. Как построить урок, с чего начать, на чем акцентировать вни­мание, как организовать работу учащихся, какую им выде­лить роль на уроке, какие задать вопросы, — все это зависит от каждого конкретного учителя, целей и задач, которые он ставит перед уроком, эмоционального настроя класса на урок истории вообще и краеведческий урок в частности. В разделе пособия "Начинающему учителю" автор пытается, опираясь на опыт современных педагогов-новаторов, изве­стных ему школьных учителей истории и собственный опыт работы в школе, дать свое понимание возможного исполь­зования краеведческого материала в процессе обучения, оказать первую помощь учителю, только ступившему на сложный, трудный, но интересный и благодарный путь в школу. В конце пособия учителю предлагается широкий круг научной и популярной литературы по истории Воронежа и Воронежского края.