Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства (для учителя)

Основание Воронежа — важный по своему значению во­прос для жителей Воронежского края. Ему следует посвятить самостоятельный урок. Школьный учебник по истории Рос­сии так построен, что тема "Образование и укрепление Рос­сийского государства" заканчивается на эпохе Ивана IV (Гроз­ного). События последних 15 лет XVI в. кратко излагаются в теме "Россия в начале XVII в.", параграфе, посвященном Кре­стьянской войне ("смуте") в начале XVII в. При характеристи­ке внутреннего и внешнего положения России в это время упо-

минается о строительстве крепостей на юге и востоке страны, в том числе Воронежской крепости. Закономерно встает во­прос: когда лучше провести урок на тему "Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства"? Думается, это лучше сделать перед уроком на тему "Русская культура конца XV — XVI вв.". В таком случае краеведческий урок станет продолжением и логическим завершением основ­ной темы "Образование и укрепление Российского государ­ства", изучаемой на протяжении 7 уроков. Учащимся станет понятно, что строительство городов-крепостей, в том числе Воронежа, на юге страны в конце XVI в. — это продолжение политики России в восточном, юго-восточном и южном на­правлениях, начатой Иваном IV в середине столетия.

Готовясь к краеведческому уроку, учитель может нака­нуне дать задание учащимся на повторение пройденного ма­териала. Вопросы для повторения лучше написать в таблице № 2, дать учащимся время начертить ее в тетради и предуп­редить, что на следующем уроке опрос будет идти по дан­ным вопросам. (См. таблицу 2.)

Таблица 2

Образование и укрепление Российского государства

Вопросы

Ответы

1. К какому времени образовалось Российское централизованное го­сударство с центром в Москве?

2. Какие задачи стояли перед Рос­сией после образования единого государства?

3. Какие внутренние и внешние задачи России удалось решить в XVI в., а какие нет?

Повторив материал на уроке, учитель говорит уча­щимся, что основание Воронежа было связано с внешне­политической деятельностью России в восточном направ­лении. Обращает внимание учащихся на тот пункт в отве­тах, где говорится о том, что Ивану IV удалось разгромить Казанское и Астраханское ханства в Поволжье. Отталки­ваясь от этого, учитель делает переход к теме "Воронежс­кий край в период образования и укрепления Российского государства". Говорит о том, что самым опасным соседом России после удачных походов 1552 г. и 1556 г. на Волгу стало Крымское ханство. Рассказывает о том, как русское правительство боролось с крымскими татарами в середи­не XVI в., и далее о необходимости сооружения крепостей на юге страны в конце XVI столетия, в том числе Воро­нежской крепости.

Объяснение урока следует начать с логического зада­ния. Им может стать вопрос 3 к главе 3 пособия (Почему в конце XVI в. был основан город Воронеж и другие города- крепости южнорусской степи?). После объяснения учитель проверяет логическое задание, делает общий вывод по теме.

Оставшееся время можно посвятить чтению вслух до­кумента к главе 3 пособия и его комментированию. Пусть ученики попытаются самостоятельно сделать вывод о дате основания Воронежа.

Когда ученики начнут дома читать школьный учебник, то им будет понятно, в связи с чем в нем упоминается об основании Воронежа и других крепостей на южных рубежах России.

В таблицу № 2 следует добавить в рубрику "Что уда­лось" пункт — "построить города-крепости на пересечении татарских дорог со стороны Крымского ханства и Малой Ногайской орды".