Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства (для учителя)
Основание Воронежа — важный по своему значению вопрос для жителей Воронежского края. Ему следует посвятить самостоятельный урок. Школьный учебник по истории России так построен, что тема "Образование и укрепление Российского государства" заканчивается на эпохе Ивана IV (Грозного). События последних 15 лет XVI в. кратко излагаются в теме "Россия в начале XVII в.", параграфе, посвященном Крестьянской войне ("смуте") в начале XVII в. При характеристике внутреннего и внешнего положения России в это время упо-
минается о строительстве крепостей на юге и востоке страны, в том числе Воронежской крепости. Закономерно встает вопрос: когда лучше провести урок на тему "Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства"? Думается, это лучше сделать перед уроком на тему "Русская культура конца XV — XVI вв.". В таком случае краеведческий урок станет продолжением и логическим завершением основной темы "Образование и укрепление Российского государства", изучаемой на протяжении 7 уроков. Учащимся станет понятно, что строительство городов-крепостей, в том числе Воронежа, на юге страны в конце XVI в. — это продолжение политики России в восточном, юго-восточном и южном направлениях, начатой Иваном IV в середине столетия.
Готовясь к краеведческому уроку, учитель может накануне дать задание учащимся на повторение пройденного материала. Вопросы для повторения лучше написать в таблице № 2, дать учащимся время начертить ее в тетради и предупредить, что на следующем уроке опрос будет идти по данным вопросам. (См. таблицу 2.)
Таблица 2 Образование и укрепление Российского государства
|
Повторив материал на уроке, учитель говорит учащимся, что основание Воронежа было связано с внешнеполитической деятельностью России в восточном направлении. Обращает внимание учащихся на тот пункт в ответах, где говорится о том, что Ивану IV удалось разгромить Казанское и Астраханское ханства в Поволжье. Отталкиваясь от этого, учитель делает переход к теме "Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства". Говорит о том, что самым опасным соседом России после удачных походов 1552 г. и 1556 г. на Волгу стало Крымское ханство. Рассказывает о том, как русское правительство боролось с крымскими татарами в середине XVI в., и далее о необходимости сооружения крепостей на юге страны в конце XVI столетия, в том числе Воронежской крепости.
Объяснение урока следует начать с логического задания. Им может стать вопрос 3 к главе 3 пособия (Почему в конце XVI в. был основан город Воронеж и другие города- крепости южнорусской степи?). После объяснения учитель проверяет логическое задание, делает общий вывод по теме.
Оставшееся время можно посвятить чтению вслух документа к главе 3 пособия и его комментированию. Пусть ученики попытаются самостоятельно сделать вывод о дате основания Воронежа.
Когда ученики начнут дома читать школьный учебник, то им будет понятно, в связи с чем в нем упоминается об основании Воронежа и других крепостей на южных рубежах России.
В таблицу № 2 следует добавить в рубрику "Что удалось" пункт — "построить города-крепости на пересечении татарских дорог со стороны Крымского ханства и Малой Ногайской орды".